Найти в Дзене
Бэби-клуб

Нужны ли детям раскраски?

Оглавление

Один из вопросов, которые часто задают мамы по теме рисования с детьми и развития творческого интеллекта, звучит так: «Нужны ли вообще раскраски, не будут ли они заранее навязывать детям границы и ограничивать их воображение?» Мы спросили наших талантливых специалистов — Евгению Фомину, выпускницу художественно-графического факультета (ведет курс Бэби-художник в клубе на Кувыкина в Уфе) и Татьяну Рожкову, творческого специалиста по работе с детьми в Бэбиклубе на Управе (Самара).

Начнем с главного! Раскраски — это лишь одно из многочисленных пособий развития творческого мышления. Если вы думаете, что «раз уж я — мама — совсем не умею рисовать, то в развитии моего малыша мне помогут только раскраски», — то это не так. Такой подход действительно может привести к ограничению свободы творчества. Все советы художников об использовании самых разных художественных материалов, листов больших и малых форматов и многочисленных техник для рисования, необходимо опробовать на практике, чтобы творческому началу ребенка было где развернуться. А раскраски — это возможность выразить свой внутренний мир в конкретно заданных формах. Одна из возможностей. Уж поверьте, никогда в жизни вы не найдете совершенно одинаково раскрашенного рисунка! А еще с помощью раскрасок дети «готовят руку к письму», а значит, прекрасно тренируют свои пальчики, развивая мелкую моторику. И основной совет по теме раскрашивания — выбирать именно карандаши, а не фломастеры, чтобы сразу был нужный нажим.

На любой вкус и… возраст

Раскраски для самых маленьких научат малышей управляться не только пальчиками и руками, но и красками, мелками, карандашами и другими «материалами» для рисования. К двум годам дети уже могут освоить первые навыки.

С помощью «пальчиковых» раскрасок развивается главный «инструмент» — рука. Хоть пока еще малыш не может закрасить рисунок аккуратно, «не выезжая» за линии, он может закрашивать пальчиками или, к примеру, делать пятнышки ватной палочкой и пробовать управляться с кистью. Бывают водные раскраски, которые «покрываются» яркими пятнами и вовсе без помощи красок: достаточно лишь провести по картине мокрой кистью. А еще — пластилин! Прекрасный материал для размазывания пальчиком по раскраске.

-2

Про карандаши — отдельная тема. Здесь действует традиционный уже принцип раннего развития «чем раньше, тем лучше»: чем раньше в руках ребенка окажется карандаш, тем быстрее он научится с ним «работать». И, понятное дело, заставлять ребенка брать в руки карандаш при этом не следует. Чутко наблюдаем за тем, что ему интересно, и не прячем все возможные инструменты для творчества. Здесь главный совет — пусть это будут действительно хорошие карандаши, которые оставляют на бумаге не бледное подобие линий даже при геркулесовой силе нажима, а яркие и привлекательные следы! Отличительные особенности раскрасок для малышей — это толстые контуры, простые картинки из двух-трех деталей и уже раскрашенный образец по соседству, хотя образец тоже не обязательный элемент. Рисунки, как правило, выполняются одним-двумя цветами.

Но если есть желание у ребенка попробовать больше — мы только «за!». И, конечно, никакой критики про несоблюдение границ, в любом возрасте. Слишком много ограничений могут навести ребенка на мысль, что он с этим не справится. Малыш сам постепенно в течение полугода сделает все открытия. А вы со своей стороны только похвалой корректируете это развитие. Кстати, мама всегда потом может вырезать по контуру раскрашенный рисунок и приклеить вместе с малышом на какой-нибудь фон — получится прекрасный экспонат для вашей домашней детской галереи.

К 3–4 годам ребенок чувствует себя увереннее на рисованном поле и с энтузиазмом приступает к преображению картинок посложнее. Он уже соблюдает границы, и работа строится на аккуратном заполнении картинки и выборе сочетания цветов. Раскраски для детей постарше теряют цветные образцы и приобретают сложную композицию.

Раскраски — это познавательное пособие для детей. Они могут сочетать в себе творческую игру и интеллектуальные задания. Надеемся, не надо говорить, что задача раскрасок — «не занять ребенка, чтоб не отрывал вас от суперважных дел». А в том, чтобы с их помощью показать разнообразие нашего мира и поддерживать интерес ребенка к познанию всего нового.

Подробнее о пользе раскрасок

  1. Сенсомоторное развитие, подготовка руки к письму. Сама задача раскрашивания — соблюдение контуров, заполнение каждой области своим цветом — помогает ребенку быть более внимательным, контролировать свои действия. Он прикладывает усилия, чтобы не зайти за линию, чтобы цветной фон получился ровным. При этом снова скажем о пользе карандаша, а не фломастера. Грифель карандаша тверже и тоньше — работа с ним сложнее, а значит, лучше прорабатываются мелкие мышцы рук. Обратите также внимание и на раскраски с наклейками — +1 к развитию моторики.
  2. Самовыражение, стимуляция творческого мышления. Превращение черно-белой картинки в цветную — чистая детская фантазия. Одна и та же фигура в раскраске может быть гостем заморских стран и внеземных цивилизаций. Разноцветные фрукты, деревья и цветы, яркие костюмы, причудливые радужные облака — все это говорит о ребенке больше, чем он сам о себе знает. И здесь нет границ. Совсем не значит, что «в жизни не бывает зеленых собак», просто поинтересуйтесь у ребенка, почему он выбрал зеленый цвет? Возможно, его ответ вас удивит, и аргумент окажется неоспоримым. Казалось бы, при наличии «рамок» в раскрасках можно учиться «выходить за рамки» привычного мышления (а это, между прочим, развитие творческого интеллекта!) и благодаря этому находить самые нестандартные решения различных ситуаций.
  3. Познание мира: знакомство с формой, цветом, новыми словами. Для детей важно, чтобы их занятия разделяли родители. Создайте эту общность интересов и покажите своему ребенку пример. Изучайте флору и фауну на основе раскрашенных роз и зверят, знакомьте его с геометрическими формами, обсуждайте, какими цветами можно раскрасить картинку и почему.
  4. Релаксация, создание положительного эмоционального фона. Даже взрослым бывает полезно «бездумно» порисовать, чтобы избавиться от стресса. У ребенка такое переключение происходит значительно проще, да и бездумным его сосредоточенное раскрашивание не назовешь. Погружаясь в мир своих фантазий, ребенок получает положительные эмоции.

Детские раскраски приносят пользу детям разного возраста. Взрослея, ребенок находит в них новые игры, новые смыслы и новые способы интеллектуального и творческого развития. Пусть у ребенка будет широкий выбор в мире рисования.

Материал опубликован сетью детских центров развития «Бэби-клуб»
Источник: Газета для родителей Бэби-клуб (Выпуск 34)
-3