Хотелось бы поднять злободневную тему о том, как сейчас подбирают сотрудников на работу. Так уж вышло, что людям из моей сферы часто приходится сталкиваться с этим. Разобьем все по пунктам.
1. Тестовые задание. Уважаемые HR-специалисты, прежде чем отправить человеку тестовое задание, вы для начала пообщайтесь с ним, найдите время в своем плотном графике, чтобы выяснить, а подходит ли вам человек по морально-этическим нормам, сойдется он по характеру с руководителем или нет. А потом уже, если все хорошо, запросите тестовое задание. Но если человек с опытом в принципе достаточно и кейсов. Зачем человека заставлять делать волонтерскую работу. А сколько на рынке компаний, которые просто бесплатно «юзают» специалистов. У людей итак с доверием туго, на это есть масса причин. Увеличивать его еще, пожалуй смахивает на массовый садизм над кандидатами.
2. Анкеты. Когда тебе нужно быстро найти работу, ты откликаешься на ряд вакансий, отчего тебе в день может прийти от 20 и выше анкет. Если в течение дня их заполнять, это выйдет полноценный рабочий день. Уважаемые HR специалисты, неужели трудно найти время, в вашем плотном графике, чтобы позвонить и задать нужные вопросы? После ответов будет понятно нужен ли вам такой человек или нет. К тому же включите голову, кандидат не будет готов продумать свои ответы в телефонном режиме, а это вам на руку. Написать можно все, что хочешь, найти ответы в интернете и прочее, а при созвоне данные будут достоверны наверняка.
3. Абсурдный вопрос: «почему мы должны выбрать именно вас на эту должность?» Американская система в формате «продай мне ручку». Нормальный человек не будет себя расхваливать, зачастую те, кто так делают за слова часто не отвечают. Тогда к чему этот вопрос? Мы Русские люди, уникальные, вне штампов. Долой «Американщину» тошно уже от нее! Бред и абсурд! Подумайте о кандидатах. Если человек скромный для него такие вопросы не подойдут. Есть маркетологи-аналитики, сео специалисты, веб – программисты, по психотипу - это очень замкнутые люди, но это не значит что они не профессионалы. Для чего над ними так издеваться? Хочется при таком раскладе написать ответ: А почему я должен выбрать вашу компанию? Напишите мне 10 причин, для этого. Интересно понравится ли такой вопрос вам, уважаемые HR?
4. Продай выгодно себя! Сама фраза напоминает мне древнейшую женскую профессию. Жутко пошло и цинично, зачем нашу жизнь превращать в продажи. Это обесчеловечивает нас. Бесспорно, здоровый цинизм - это нормально, но все хорошо в меру. Рабочий процесс - это взаимовыгодное сотрудничество, где работодатель платит за выполнения ряда задач, сотрудник же в свою очередь за свою работу получает зп. Все же понятно, всем выгодно, каждый получает свои бонусы. Все же честно! Зачем процесс подбора превращать в торги?
5. Групповое интервью. Это вообще верх унижения соискателей. Мне вот интересно если кандидат в зуме соберёт 10 компаний, работодателям это понравится? Вы уже на старте унижаете достоинство кандидатов. А вам бы понравилось такое интервью?
6. Продемонстрируйте ваши кейсы. В моей работе это значит слить информацию о своем бывшем работодателе. В моем случае - это значит нарушить закон, так как я работаю с цифрами прибыли, окупаемости, кол-вом клиентов, базами и прочим. По ТК нельзя афишировать подобные данные, потому, что это разглашение коммерческой тайны. Т.е. современная система подбора выстроена таким образом, что уже заставляет кандидата нарушать ЗАКОН. А вот мне интересно, уважаемы сотрудники по подбору, а вам понравится если о вашей компании такие данные будут рассылать налево и направо, включая конкурентов зачастую? Когда делаешь разведывательный маркетинг, нужно быть готовым к тому, что и с тобой такое тоже может произойти. Важно относится к людям таким образом, как бы хотелось, чтобы относились к тебе. При другом раскладе все друг друга будут только «юзать», а это полнейшая деградация население, возвращение лихих 90-х, кто сильнее, хитрее и наглее тот и прав. И к чему мы придем? Я не хочу жить в таком мире, а вы?
7. Отсутствие обратной связи. Когда ты делаешь тестовое, проходишь 1000 и 1 этап интервью, тебе зачастую даже не дают ответ, просто исчезают из твоей жизни. Это опять же обесценивает кандидата! Вы нашли время для интервью, тестовых заданий и прочего, а для вас нет!
8. Обман по зарплатным ожиданиям. Странная штука KPI для маркетологов, я вот с одним из работодателей ждала его 9 месяцев, так и не дождалась. Вопрос к HR - специалисту, который это обещал: «зачем ты врал мне?» Почему я не врала вам о своих компетенциях? Это банальный пример. Людей, которым обещают одну зарплату, а на деле она выходит в 2 раза меньше, очень много. Но коллеги, в данной ситуации, есть выход пишите отзывы. Потихоньку люди на них смотрят. Если много негатива от сотрудников разных подразделений, это уже наталкивает на мысль о том, что они непорядочные работодатели. И, кстати, очищение репутации им очень дорого обойдется.
9. Отсутствие пунктуальности. Зачастую тебе назначают встречу, а на нее не приходят. У вас бывало такое? Или когда тебя по несколько раз гоняют в офис пообщаться вначале с HR специалистом, потом с твоим непосредственным руководителем, потом с руководством компании, в итоге ты в контору приехал трижды. Потратил ты на это, как минимум, 8 часов с учетом дороги и самого интервью. А потом сидишь и ждешь очередного пафосного бизнесмена, перед которым будешь вновь распинаться и расхваливать себя как единственного петуха в курятнике. Это справедливо? Уже на этом этапе понятно, что сотрудники для таких людей – мусор, пыль, рабы.
10. Непонимание профессии. Непрофессионализм HR специалистов иногда поражает! Приведу пример из своей сферы. Вакансия называется интернет – маркетолог. Этот специалист занимается директом, таргетом, возможно иногда и сео. В данной вакансии требованиями являлось закупка рекламной продукции, копирайтинг, стратегический маркетинг и прочее, что вообще не относится к функционалу интернет – маркетолога. Вот и как так можно работать? Неужели сложно хотя бы почитать в интернете какая должность включает в себя тот, или иной функционал? Так же значительно проще всем будет работать и текучести кадров не будет в таком количестве. За должностную инструкцию я вообще молчу, у маркетологов она есть в единичных случаях, и то зачастую там все размыто. А это между прочим показатель безработицы населения, с которым необходимо бороться.
Вывод.
Друзья, если мы будем вместе бороться с этой несправедливостью, мы сможем изменить нашу жизнь в лучшую сторону. Ведь все достаточно просто, если мы встречаем любой из этих пунктов, отказываемся от этой работы и идем дальше. У директоров и HR специалистов просто не будет откликов, и им придется менять подходы.
Нам изначально привили нашу заинтересованность в работе, а это же, ведь, в корне не так! Работодатели так же заинтересованы в сотрудниках, и им это нужно донести. Если вы откажите конторке, которая на старте вас «юзает», это не значит, что вы не найдете работу, наоборот есть высокий шанс, что вы встретите своего работодателя.
И такие, к счастью есть. Меня как-то жизнь свела с замечательным HR-специалистом, ее зовут Мария. Девушка настолько правильно выстраивает подбор. Она чувствует людей, которые нужны в команду, это дорого стоит! И при возникновении сложной ситуации всегда от нее есть поддержка. А как она на старте меня вела, все время спрашивала, как успехи, всем ли довольна, всегда поддерживала меня. И к тому же она все время повышает свои компетенции. И это тот пример, к которому нужно многим некомпетентным HR -специалистам стремиться. Учитесь господа, в Америке много разных примеров обучения, есть и достойные, но не берите все под копирку. Делайте адаптацию. От этих шаблонов уже зубы сводит, и глаз дергается. Чем честнее и точнее будет подбор, тем проще и радостнее нам будет работать и жить!