Как обычно, подвожу итоги прошедшего месяца. В желании объять необъятное я по-прежнему кидаюсь от классики к современности, от фантастики к детективам. Но результат пока очень радует.
1. Станислав Лем - "Футурологический конгресс"
Перед нами мир - декорация, в котором виртуально абсолютно всё, от погоды до еды. Вся жизнь, как одна сплошная галлюцинация. Как оказалось, "Футурологический конгресс" называют предтечей "Матрицы". С этим знанием, хочется перечитать его снова.
Побывать в мире, в котором можно прочитать книгу или изучить язык, всего лишь выпив таблетку? Тогда вам сюда.
Подробный отзыв можно почитать здесь 👇
Никогда не думала, что буду с таким удовольствием открывать для себя фантастику и погружаться в новые вымышленные миры. Жалею, только о том, что не начала читать её раньше, а всячески обходила стороной.
2. Марина Степнова - "Женщины Лазаря"
Хоть до конца года ещё два месяца и даже по самым скромным прикидкам 10 книг, я почти уверена, что "Женщины Лазаря" возглавят топ прочитанного в этом году. В крайнем случае, войдут в первую тройку.
Это драматичная и неординарная история гениального физика Лазаря Линдта, рассказанная сквозь судьбы трех женщин, так или иначе с ним связанных. Нет, это вовсе не история о герое-любовнике, как может показаться из названия. Это скорее семейная сага. При этом не все из трёх героинь из одной семьи, но всех связала фигура Линдта.
Яркий образец российской прозы, в которой страдать должны все или хотя бы большинство героев. Уже в самом начале книги, с первой главы становится ясно, что путь предстоит не самый легкий и радостный, глотать стекло и резаться о камни можно начинать сразу. Если вы такое не любите, то вам не сюда.
Да и если с трудом переносите витиеватый с "подвывертом" язык, характерный для современной отечественной женской прозы, тоже не стоит мучить себя.
Подробный отзыв и мои впечатления здесь. 👇
3. Джон Уильямс - "Стоунер"
Какая же она тоскливая в своей обыденности и пронзительная в смирении главного героя. Книга - жизнь, из черных и белых полос. Черных здесь больше. А ещё больше серой безысходности и обреченности.
Но главный герой, несмотря на всю свою флегматичность, не эмоциональность, безынициативность прекрасен в фанатичной любви к своему делу, а именно к английской литературе. Стоунер - преподаватель, который полностью погружен в свой предмет и ещё больше погружается, спасаясь от неудач в семейной жизни, на любовном фронте и в отцовстве.
Читать, если вы не гонитесь за яркими сюжетными находками, неожиданными поворотами и динамичным повествованием. Это обычная жизнь среднестатистического преподавателя, мало чем примечательная и мало чем запоминающаяся, но прекрасная в свой простоте.
Более развернутый отзыв здесь. 👇
4. Герман Кох - "Ужин"
Вот то, что "стоит прочитать непременно" редакторы, конечно, погорячились вынести на обложку. Впрочем, беспощадный маркетинг, куда же без него?
Любопытно, но не настолько, чтобы рекомендовать всем и каждому. Основная тема - подростковая жестокость (и жестокость в целом), социопатия и значение семьи.
Минимум персонажей, события происходят в течение одного вечера. Два брата и их жены встречаются за ужином в ресторане, чтобы обсудить случившееся с их детьми. Меня не настолько шокировала сама трагедия, насколько решение, которые принимают в итоге родители.
Повествование ведется от лица одного из братьев - Паула. С самого начала я недоумевала, почему он так недолюбливает брата, настолько злораден и резок в реакциях и оценках. И тут меня ждал сюрприз: Паул - ненадежный рассказчик, а значит стоит присмотреться к его словам и поступкам критичнее и внимательнее. Не скажу, что после это всё переворачивается с ног на голову, но следить за развитием событий становится интереснее.
Истории с ненадежными рассказчиками, которые всё запутывают я очень люблю и уже рассказывала о них вот здесь👇
5. Роберт Брындза - "Девушка во льду"
Очень средне. Хотя ожидания у меня были большие, слишком много положительных отзывов я слышала.
Вести дело об убийстве девушки из богатой, влиятельной семьи, будет гениальный детектив Эрика Фостер, который обычно убийцу "нюхом чует", но не в этот раз. Нюх, как и у большинства, современных расследователей, сбивается из-за личной трагедии.
Всего одна оставленная автором подсказка, но настолько вопящая о том, кто может быть убийцей, что промахнуться практически невозможно. Примерно после 1/3 книги я пыталась примерять "маньячный костюм" на других персонажей (хотя там особо и не на кого), убеждая себя, что нет, всё не так-то просто, но ни на кого он больше не садился. Убийца - скучный психопат, без предыстории и детских травм, которые сделали его таким.
6. Михаил Салтыков-Щедрин - "Господа Головлевы"
Продолжаю закрывать пробелы в классической литературе.
Кто-то считает Салтыкова-Щедрина слишком язвительным, даже желчным, для меня же - идеальное соотношение иронии и русской/российской обыденности.
"Господа Головлёвы" - история деградации и вырождения одного дворянского рода. В центре внимания три поколения семьи и их отношения, не особенно душевные, родственные, которым не свойственны любовь, забота и поддержка, даже по отношению к собственным детям. Головлёвы сосредоточили в себе все возможные пороки.
История, в которой нет положительных героев, все в конце получают ровно то, к чему шли всю свою жизнь. Салтыков-Щедрин виртуозно препарирует каждого персонажа. При этом преобладающее чувство ко всем из них, даже к самому очевидному антагонисту - Иудушке, вовсе не ненависть и отвращение, а жалость. Тот же Иудушка, который изначально рисовался нам хитроумным коварным злодеем, в итоге оказывается всего-навсего ничтожным балаболом.
Коротенько: всё и всех погубит жадность, праздность, пьянство и тяга к легкой красивой жизни.
7. Салман Рушди - "Золотой дом"
После вручения Нобелевской премии по литературе, когда все ринулись знакомиться с лауреатом, я решила, что пора познакомится с тем, кто остановился в шаге.
История разворачивается вокруг семьи иммигрантов. Нерон Голден - семидесятилетний старик со своими тремя сыновьями живёт в роскошном доме в центре Нью-Йорка. Для всех, кто сталкивается с Голденами, ясно, что семья ревностно хранит какие-то тайны, очевидно, далеко не самые безобидные. Окружающим остается заворожено наблюдать за жизнью незаурядного семейства, во главе которого находится натура деспотичная, властная и жестокая.
Повествование ведется от лица одного из соседей Голденов. Рене мечтает написать сценарий и снять фильм. Основными действующими лицами его будущего творения как раз и должны стать жильцы Золотого дома. Фактически они становятся его подопытными, которых он препарирует и изучают под микроскопом, пытаясь разгадать их тайну.
Для меня абсолютно очевидно почему автор номинирован на Нобелевскую премию, и, даже неожиданно, почему же всё-таки её не получил. Актуальной повестки здесь больше, чем возможно поместить в один роман: политическая сатира (на выборах президента в США в 2017 году здесь выдвигается и в результате побеждает Джокер, тот самый из комиксов. Намек совсем не прозрачный🤔), вопросы национальной и гендерной идентичности, отношение американцев к иммигрантов и т.д.
Бесконечное множество отсылок к кинематографу и поп-культуре, которые мне, как человеку находящемуся вне контекста, порой было тяжело считывать. Но также здесь есть несколько ярких иллюстраций русской культуры и быта - один из персонажей родом из Сибири.
Была уверена, что меня ждёт магический реализм, чем преимущественно и известен Салман Рушди. Но совершенно случайно и неосознанно мой выбор для первого знакомства пал на чуть ли не единственную его работу почти без элементов "магии".
И, думаю, книга заслуживает отдельного развернутого отзыва.