Начал проводить стримы про особенности российской цивилизации и ее отличиях от других - в первую очередь, западной. Опираюсь при этом на разработки Макса Вебера. Для того, чтобы лучше понять его концепцию возникновения капитализма, проще всего сопоставить ее с подходом Маркса.
Для Маркса очевидно действие универсального мирового закона, выражающегося в смене экономических формаций. Наступление капитализма неизбежно повсюду, но в авангарде этого процесса идет Западная Европа и в первую очередь Англия.
Вебер идею универсальных законов развития человечества полностью игнорирует. По его мнению, появление капитализма является не неизбежным этапом социально-экономического развития, а следствием уникального стечения факторов, ставшего возможным только на Западе и больше нигде.
Данный тезис порождает много важных выводов, многие из которых делает уже не сам Вебер, а его последователи.
Из факта уникальности Запада следует, что в других регионах мира капитализм может появиться не путем «внутреннего вызревания», а только в процессе заимствования его институтов, идей и практик у Запада. После Вебера многие социологи под его несомненным влиянием изучали этот «трансфер капитализма», называя его по-разному: «коммерциализацией», «демократизацией», «модернизацией», «вестернизацией», и т. д.
В основе мирового развития, таким образом, лежит не смена экономических формаций, как считает Маркс, а конкуренция цивилизаций. Самюэль Хантингтон называет ее «столкновением цивилизаций».
В чем же состоит эта уникальность Запада, благодаря которой только он порождает капитализм? Вебер усматривает ее в традиции рационального мышления, которая восходит к древнегреческим философам и ученым, а также проявляется в творчестве римских юристов.
Господство специфически западного типа рациональности Вебер прослеживает как в науке и искусстве, так и в государственности и экономике.
Для Маркса рациональное и юридическое мышление – это формы сознания, которое является «надстройкой» над капиталистическим «базисом». Для Вебера эти виды мышления, начавшие формироваться на заре западной цивилизации, являются видами ментальной активности, порождающими капитализм, и тем самым относящимися скорее к его «базису», чем к «надстройке».
Продолжение в следующем посте.
Сергей Митрохин, кандидат политических наук