Ко всемирному дню балета решила рассказать о том, как возник один из самых красивых балетов современности на волшебную музыку Фредерика Шопена.
История балета «Шопениана» начинается в 1906 году, когда Михаил Фокин, уже поставивший несколько балетов для воспитанников балетного училища, получил возможность ставить балеты с артистами Мариинского театра. Однако в том виде, в каком мы знаем балет сегодня, «Шопениана» возникла не сразу. Ей предшествовала первая версия, в основу которой легла «Сюита памяти Фредерика Шопена», оркестрованная Александром Глазуновым в 1892 году. В первом варианте было много различных героев – Шопен и его Муза, монахини в белых саванах, невеста, сбегавшая со свадьбы от бедного возлюбленного к богатому юноше, крестьяне. Завершала балет бойкая тарантелла на фоне Везувия.
Но главной удачей и вдохновением для следующего, окончательного варианта «Шопенианы» стал номер, поставленный Михаилом Фокиным на вальс до-диез минор специально для Анны Павловой, которая была его любимой балериной, и Михаила Обухова. Одетая в простой белый тюник балерина и танцовщик в коротком черном колете воскрешали (конечно, в понимании XX века) романтический балет 1830-х годов.
Фокин позднее вспоминал: «В 1906 году, готовя постановку первого варианта «Шопенианы», исполнявшейся под оркестрованную Глазуновым музыку Шопена, я подготовил для Павловой и своего товарища по балетной школе Обухова вальс cis-moll [Фридерик Шопен, Вальс до-диез минор ор.64 № 2], специально по нашей просьбе оркестрованный Глазуновым в дополнение к сюите.
Сильфида – крылатая надежда – влетает в освещенный лунным светом романтический сад. Ее преследует юноша. Это был танец в стиле Тальони, в стиле того давно забытого времени, когда в балетном искусстве господствовала поэзия, когда танцовщица поднималась на пуанты не для того, чтобы продемонстрировать свой стальной носок, а для того, чтобы, едва касаясь земли, создать своим танцем впечатление легкости, чего-то неземного, фантастического. В этом танце не было ни одного пируэта, ни одного трюка. Но как поэтичен, как прелестен и увлекателен был этот дуэт в воздухе!»
И далее Фокин пишет: «Публика была очарована, и я вместе с ней. Павлова произвела на меня такое сильное впечатление, что я задумался над тем, не поставить ли целый балет в том же стиле. И вот ко дню следующего бенефиса я подготовил для Павловой балет «Сильфиды».
Если бы она так чудесно, так восхитительно не исполнила тогда вальс Шопена, я бы никогда не создал этого балета...
В своем «Reverie Romantique», как я назвал свою новую «Шопениану», я старался не удивить новизной, а вернуть условный балетный танец к моменту его высочайшего развития. Так ли танцевали наши балетные предки, я не знаю. И никто не знает. Но в мечтах моих они танцевали именно так».
Премьера первой редакции «Шопенианы» состоялась 10 (23) февраля 1907 года в Мариинском театре в рамках благотворительного вечера.
Вторая версия балета, которая сегодня считается классической, была презентована годом позже 8 марта 1908 года под названием «Балет под музыку Ф.Шопена», также на благотворительном вечере в Мариинском театре.
По сравнению с первой редакцией в этой версии балета произошли значительные изменения. Вальс Павловой и Обухова был взят за основу визуального облика спектакля, ставшего изящной стилизацией легендарного романтического балета «Сильфида» с Марией Тальони в главной партии.
Известный балетный критик Ю. Слонимский очень точно охарактеризовал связь двух балетов: «Сильфида» и «Шопениана» — это начало и конец одной идеи. Произведение Фокина — завершение стиля, взгляд двадцатого века на тальониевскую эру. «Сильфида» и «Шопениана» — две точки круга. Через столетие круг сомкнулся».
Из героев в балете остались только Сильфиды с тремя солирующими балеринами и Юноша, так как Фокин не хотел навязывать музыке Шопена чуждые им сюжеты. Хореография балета тоже мягко следовала настроению шопеновских пьес. Кроме того, поменялся порядок номеров, и специально для Вацлава Нижинского Фокин создал мазурку.
Короткая одноактная и бессюжетная «Шопениана» в изящных, но очень простых декорациях, с небольшим числом танцовщиков в лаконичных костюмах, была совершенно не похожа на все то, что ставилось прежде на балетной сцене.
Известный историк балета Вера Красовская так описала развитие действия в балете: «В «Шопениане» поднявшийся занавес открывал гравюру 1830-х годов... К Юноше, стоящему посередине, приникли две сильфиды, одинаково сложив руки и склонив задумчиво головы. Третья расположилась у его ног в позе застывшего полета. От этих центральных фигур полукружием расходились гирлянды кордебалета: танцовщицы, сплетясь руками, выглядывали в образовавшиеся между руками просветы. Словно разбуженные звуками музыки, сильфиды поднимались в ровном движении, оживали, рассыпались в смене все новых групп, истаивающие, переливающихся из одной в другую, — идеал романтической хореографии, сонм бесплотных романтических существ. В финале сильфиды, только что порхавшие по сцене, сбегались наверх, под сень романтической декорации и, замирая в исходной группе, вписывались в неподвижный фон».
Солистками в «Шопениане» были три примы Императорских театров – Анна Павлова, Тамара Карсавина и Ольга Преображенская, которым удалось создать три совершенно разных образа сильфид. Павловская сильфида, изящная и легкая, казалась неуловимой манящей мечтой, то исчезающей, то возникающей снова. Сильфида Карсавиной – беспечная и шаловливая, кружилась в веселом вальсе Соль бемоль мажор. Сильфида Ольги Преображенской была нежной и задумчивой. Вацлав Нижинский в свою очередь отлично воплотил образ поэта и мечтателя в созданной для него мазурке и общих номерах с балеринами.
В 1909 году «Шопениана» была выбрана Сергеем Дягилевым вместе с другими балетами Михаила Фокина для «Русского сезона» 1909 года в Париже. Руководствуясь информацией о том, что балет в отличие от оперы был не особенно популярен в эти годы среди парижской театральной публики, Дягилев изменил название постановки на «Сильфиды» («Les Sylphides»), которое с одной стороны логично указывало на истоки балета, а с другой было более знакомо Парижу, так как именно в Гранд-Опера прошла в 1832 году премьера балета «Сильфида» с Марией Тальони в главной партии.
Костюмы и декорации к этой постановке создал Александр Бенуа.
А Валентину Серову было поручено создание афиши сезона, и он блестяще справился с задачей, запечатлев в своем рисунке Анну Павлову парящей в легком арабеске. Этот бесплотный образ, едва намеченный углем и мелом, прекрасно отражал идею балета и произвел в Париже настоящий фурор. Кажется, что рисунок создан мгновенно, но на самом деле художнику потребовалось 11 сеансов, в ходе которых Павлова бесконечное количество раз застывала в арабеске, чтобы Серов мог уловить это мимолетное, но поражающее взор движение.
Сам балет Париж принял хорошо, но без особого фурора, который сопровождал «Половецкие пляски» и «Клеопатру», поразившие зрителей «варварской красотой исступлённых движений, щемящей тоской бескрайних степей, наивной непосредственностью русских, преувеличенной роскошью Востока», как описывала в своих мемуарах Карсавина.
Огромное впечатление на публику произвели исполнители главных партий Анна Павлова и Вацлав Нижинский.
Бенуа писал: «Их воздушный танцевальный дуэт с высокими бесшумными полетами, полный ласковой, несколько болезненной грации, передавал впечатление странного загробного романа, безнадежной влюбленности бестелых существ, которые не знают ни пламенных объятий, ни сладких поцелуев».
С 1910 года Павлова не участвовала в спектаклях антрепризы Дягилева (за исключением сезона 1911 года) и партию первой сильфиды с большим мастерством исполняла Тамара Карсавина, а «Шопениана» с тех пор стала одним из немногих балетов, которые не снимались с репертуара дягилевской антрепризы до самого последнего сезона 1929 года.
На протяжении всего XX века «Шопениана» с успехом шла на балетных сценах всего мира и по сей день этот балет остается одним из самых популярных и любимых у зрителей. Сегодня его можно увидеть в Мариинском театре в рамках ставших традиционными вечеров романтических балетов и балетов Михаила Фокина. А 30 ноября 2022 года премьеру возобновленной «Шопенианы» покажет Большой театр.
P. S. а еще платье к балету «Шопениана» было любимым платьем балерины Анны Павловой и об этом можно прочитать в статье: