Пару дней назад в канун Дня всех святых западный мир отметил традиционный Хэллоуин. Я не ксенофоб, а обычные для этого праздника тыквенные фонари даже нахожу вполне себе симпатичными и забавными, но, тем не менее, к непрекращающимся потугам "укоренить" этот праздник на территории России отношусь скептически. Дома с привидениями, ожившие покойники и старухи с косами – это всё не наше, особенно если учесть, что славянская демонология зачастую оказывается куда богаче, разнообразнее и, чего уж греха таить, роднее западной.
Два года назад в рамках схожей публикации мы более-менее разобрались с нечистой силой, обитающей на лоне природы – лешими, водяными, русалками, волколаками. Но среднестатистическому русскому крестьянину не нужно было выходить за деревенскую околицу, чтобы повстречаться с потусторонними сущностями – они окружали его повсюду. Двор буквально кишел ими, и в наш просвещенный век довольно-таки сложно представить, как наши предки умудрялись благополучно уживаться со всеми этими своенравными и, зачастую, весьма капризными созданиями. Познакомимся с некоторыми из них поближе.
1. Полевик
Полевик – дух-хранитель поля. Обитает он, как несложно догадаться, в поле – среди камней, у межевых столбов или в ямах. При отсутствии оных не брезгует оврагами, зарослями кустарника или опушкой ближайшего леса. Это немного непропорционально сложенный длинноногий мужичок с бородой из колосьев и разноцветными глазами, обросший шерстью огненно-рыжего цвета или, по иным поверьям, с выдубленной на солнце и бронзовой от загара кожей. При желании полевик может перемещаться очень быстро, отчего человек краем глаза может заметить лишь пролетающую искру. Полевик умеет превращаться в небольшой мерцающий огонек, особенно хорошо заметный в сумерках или ночью, и менять свой рост в зависимости от окружающей растительности. Во время жатвы полевики убегают от серпа и прячутся в тех колосьях, которые ещё остались на ниве. Именно поэтому традиции предписывали оставлять последний на поле сноп несжатым.
Полевик охраняет поле, следит за его плодородием, за урожаем хлебов и благополучием пасущегося скота. При выгоне скотины на пастбище к нему обращаются с просьбой позаботиться о ней, а когда забирают её обратно, благодарят за сохранность. Если пасущаяся скотина пропадает, просят вернуть её, принося в подарок полевику кусочек хлеба или мелкую монетку. “Договориться” с полевиком сложно, поскольку людей он недолюбливает и может быть весьма опасным. Единственный способ задобрить его – усердно работать в поле, поскольку богатый урожай полевика радует, а неурожай, соответственно, сердит. А вот чтобы "спровоцировать" его на конфликт, достаточно поругаться в поле, выйти на работу пьяным или переусердствовать со сбором полевых цветов. Для острастки полевик может напугать громким свистом, хлопаньем в ладоши или неразборчивым бормотанием. Если предупреждение не подействовало, может наслать солнечный удар. Будучи рассерженным, мучит скот, портит посевы, сеет сорняки, отводит дождь, разрушает изгороди. Зимой может запорошить дорогу или закидать снегом канаву, чтобы в неё потом угодил незадачливый путник.
Жёны полевиков – полудницы, дети – луговички и межевички. О полудницах я уже рассказывал ранее. Луговички – мохнатые существа, обитающие в норах, которые могут насылать болезни на тех, кто спит на поле в полдень и перед закатом. Межевички обитают в меже на границе поля и рьяно её защищают: если заснуть на ней, межевички могут задушить, а если построить на старой меже дом, спокойной жизни в нём никогда не будет.
2. Банник
Банник живёт в парилке за каменкой и любит попариться после нескольких смен людей в бане, моясь исключительно грязной водой, которая стекла с человеческих тел. Банник парится после полуночи, и в это время в баню лучше не заходить. Если в полночь заглянуть в баню, на каменке можно увидеть принадлежащую баннику шапку-невидимку, которую он кладет туда сушиться. Украсть её, конечно, большой соблазн, но лучше даже не пытаться – банник догонит и без лишних раздумий убьёт.
Среди наших предков банник имел преимущественно недобрую славу. В лучшем случае от него ждали шалостей и проказ, причём далеко не самых безобидных – к примеру, он мог ошпарить кипятком или сбросить на ногу раскалённый камень из печи-каменки. В худшем же и вовсе мог запарить до смерти. Под стать баннику и его супруга обдериха – лохматая, страшная старуха, живущая под полком, которая может принять облик знакомого человека, заманить в баню и уже не выпустить живым.
Чтобы задобрить банника, после мытья для него обязательно оставляли кусок ржаного хлеба с солью, немного воды в кадушке и какой-нибудь обмылок. Раз в год, обычно на четвертый день Страстной недели, ему приносили жертву, закапывая под порогом бани неощипанную чёрную курицу. Также был распространен забавный обычай, согласно которому в ночь на Васильев день девушки гадали, когда начнётся и какой будет их семейная жизнь. Для этого они в полночь приходили в баню и подставляли оголённые ягодицы к приоткрытой двери парилки. Если банник погладит мохнатой рукой – жених будет богатым, гладкой – бедным, мокрой – пьяницей, а если и вовсе не дотронется, то в этом году гадающей замуж не выйти. Стоит ли говорить, что подобное пикантное суеверие с успехом использовалось деревенской молодежью для различных розыгрышей.
3. Овинник
Овин – хозяйственная постройка, в которой сушили сжатый хлеб перед молотьбой. Обычно на нижнем его ярусе располагалась печь, а на верхнем – помещение, в котором раскладывали на просушку снопы. Из-за соседства открытого огня и сухого материала овин был одной из самых пожароопасных построек в крестьянском хозяйстве. Пожар в одночасье мог лишить семью пропитания – а то и дома, если огонь перекинулся на соседние строения. Немудрено, что овин "обзавёлся" духом-хранителем с очень сложным характером.
Овинник – небольшое существо, чёрное от сажи и дыма, с глазами, горящими словно угольки. Он очень скрытный и не любит показываться людям. Если в овин кто-нибудь заходит, овинник прячется в углу за печкой. Иногда можно слышать, как он подходит к окну овина, чтобы откашляться от пыли и сажи. Если овиннику нужно выйти за пределы овина, он принимает облик большого чёрного кота. Впрочем, на прогулки овинник выбирается крайне редко, хотя время от времени заходит в гости к баннику. А вот домового он отчего-то недолюбливает.
Овинник олицетворял трудолюбие и хозяйственность. Он следил за порядком при укладке снопов, не разрешал сушить хлеб в ветреные дни и по большим праздникам. Главной его заботой было поддержание огня в сушильной печи, чтобы снопы как следует просохли, а обмолоченное зерно впоследствии хорошо хранилось зимой. Если овинника ненароком обижали, он мог удушить обидчика, неожиданно нагнав в овин дыма, или вообще устроить пожар – ведь сам он в огне не горит. Именно поэтому отношение к овиннику всегда было предельно уважительным. Перед началом работы у него обязательно спрашивали разрешения, а по окончанию сердечно благодарили за помощь. В дар овиннику обычно приносили пироги и петуха. Петуху отрубали голову, окропляя его кровью все углы овина, а пироги оставляли за печкой.
4. Мара
Наверное, каждый хоть раз в жизни просыпался ночью в панике, ощущая давящую тяжесть в груди и не в силах пошевелить даже пальцем. Сейчас мы знаем, что это пугающее, но в целом вполне безвредное для организма состояние называется сонным параличом. Сонный паралич наступает в пограничном состоянии, когда мозг неожиданно проснулся, но в силу ряда причин не успел послать сигнал о поднятии мышечного тонуса. Человек находится в сознании, контролирует дыхание, но не может двигаться и говорить.
Наши пращуры знать не знали об атонии мышц, нейромедиаторах и варолиевом мосту. Для них всё объяснялось “заглянувшей на огонёк” Марой. Мара – этакий призрак, имеющий смутный неясный облик, похожий на человеческий. Её излюбленное занятие – садиться по ночам на грудь спящим, особенно молодым юношам и девушкам, и вызывать дурные сны, сопровождающиеся удушьем под её весом. В этом Мара родственна греческим демонам-душителям эфиальтам и, отчасти, средневековым суккубам.
Мару можно встретить и наяву – обычно она пугает людей, появляясь ночью во дворе или маяча перед окнами дома. Изредка она может принимать вид женщины с длинными распущенными волосами, которые расчёсывает, сидя на пряже. Мара умеет невидимой пеленой застилать людям глаза, затемнять рассудок, чтобы сбить с дороги, завести в опасное место или скрыть то, что находится прямо перед носом. Дыхнув или дунув в сторону человека, она может наслать болезнь. О человеке, который ведёт себя необычно или странно, говорили: "Это его Мара водит".
5. Домовой
Домовой – пожалуй, самая узнаваемая потусторонняя сущность славянского фольклора наряду с русалками. Он – полноправный хозяин дома. Живёт за печкой или в красном углу под лавкой, хотя встретить его можно и в хлеву, и на сеновале, и на чердаке. Это человекоподобное существо небольшого роста со взъерошенными волосами и длинной бородой. У него торчком стоящие уши, длинные когти и покрытое шерстью тело, причем шерсть тем гуще, чем богаче хозяйство. Одет он в красную рубаху и зипун. Домовой может превращаться в кошку, петуха, крысу, змею, а также без труда принимать облик любого члена семьи. Правда, разговаривать не умеет, “общаясь” при помощи разнообразных звуков – воет, храпит, стучит, топает, хлопает дверями.
С домовым старались поддерживать хорошие отношения. Добродушный домовой охранял благополучие семьи, сторожил хозяйство, убирал дом, ухаживал за скотиной, присматривал за детьми, отводил от дома беду – например, мог заблаговременно предупредить о пожаре. Зато будучи чем-то недовольным он становился весьма капризным и проказливым существом. Домовой не переносит ссор в доме. Любой разговор на повышенных тонах – верный способ “поругаться” с ним. Также он не любит, когда работают по ночам или занимают его любимое место. Будучи рассерженным, домовой может прятать вещи, шуметь, бить посуду, стаскивать со спящих одеяла, запутывать пряжу. Если его "довести", попытается задушить хозяина дома, умертвит скотину или украдёт ребенка. Примечательно, что молитв домовой не боится. Припугнуть буяна можно, воткнув в косяк над входной дверью нож или поставив в угол толстую липовую палку.
Верили, что злой колдун может наслать на семью бродячего или, как его ещё называли, "лихого" домового. В этом случае между домовыми начиналась самая настоящая война. Тогда "своему" домовому пытались всеми силами помочь, поскольку победа бродячего означала полный крах хозяйства. Также существовало не очень распространенное поверье, что домовой может вступать в близость с женщинами, особенно с молодыми вдовами. Дети, рождённые от такого союза, умирали до крещения и становились мелкой нечистью.
На страницах своего канала я уже не раз обращался к различным темам славянского фольклора. Несмотря на некоторую самобытность уральских традиций, обусловленную спецификой местной горнозаводской жизни, костяк мастеровых и рабочих составляли крестьяне, переселённые из Центральной России. С собой они принесли вековые верования и обычаи, сохранявшиеся за пределами больших городов вплоть до середины прошлого века. Так, я уже рассказывал о традициях празднования Ивана Купалы и о том, какие цветы и травы особенно почитали наши предки. И, конечно, не обошёл стороной традиционную мифологию, отдельный уральский аспект которой – истории о встречах с гигантскими змеями. Ну а если вы хотите в прямом смысле слова прикоснуться руками к традиционной сельской жизни, можете смело отправиться в один из уральских музеев под открытым небом – например, в Этнографический парк истории реки Чусовой.