Найти в Дзене

Моя первая заграничная поездка

Моя первая заграничная поездка

Будапешт, Секешфехервар, Дьёр, ноябрь 1989 года

Как я уже писал ранее, после ВУЗа трудился на оборонном предприятии, входившем в состав Первого главного управления Министерства среднего машиностроения. При оформлении на работу я дал подписку о неразглашении государственной тайны. Но даже государственная тайна бывает разной. В зависимости от важности сведений они делились на материалы для служебного пользования, секретные материалы и совершенно секретные. Также у работников были разные степени допуска. У меня была вторая. С ней мне был закрыт выезд за границу даже в соцстраны. Но перестройка внесла свои коррективы, и нам, имевшим степени допуска для работы со сведениями, составляющими государственную тайну, разрешили в 1989 году поездки в соцстраны. Не знаю, как дела с турпоездками обстояли во всём Советском Союзе, но у нас, в Шевченко, турбюро работало отменно. Очень популярны были путёвки выходного дня. Они подразумевали, что туристическая группа в пятницу после рабочего дня летит на самолёте в любой город со временем полёта 1-2 часа, там поселяется в гостиницу, в субботу-воскресенье совершает экскурсии по памятным местам и музеям, и во второй половине воскресенья вылетает обратно. Также были турпоездки и в соцстраны. И вот, после того, как нам открыли выезд, в ноябре 1989 года предложили поехать в Венгерскую народную республику (ВНР) и Чехословацкую социалистическую республику (ЧССР). Будущих туристов собирали пару раз, рассказывали, как в песне у В. Высоцкого, «что там можно, и что нельзя». Коллектив собрался разный: были в нём и коллеги по работе, и совершенно незнакомые жители города. Наконец мы прибыли с вещами к месту сбора, погрузились и поехали в аэропорт, а оттуда в столицу нашей Родины, в Москву. Поселили в гостинице «Севастополь», где мы провели сутки, и вечером следующего дня на поезде отбыли в Венгрию. Поездка была интересной, так как ранее не приходилось вообще бывать в западной части Украины. Запомнилась процедура замены колесных пар на пограничной станции в Чопе. Нас вывели из вагонов на какое-то время и мы со стороны наблюдали, как происходил процесс. Но вот мы уже катим по территории ВНР, и первый город, где мы остановились-Будапешт. Сразу после поселения в гостиницу и завтрака нас повезли в зоопарк, затем на главную площадь Будапешта. Там мы стали свидетелями какой-то важной церемонии с участием почетного караула. На следующий день поехали в Секешфехервар. Поселили в гостинице. Нам всё это было в диковинку. Работники гостиницы в форменной одежде, заносят чемоданы в номера, в фойе гостиницы кресла, диваны, пепельницы-кури, не хочу! Номера со всеми удобствами с очень достойным оформлением. Завтрак, обед и ужин в ресторане, очень вкусная еда. Удивило то, что после второго блюда давали только самую разную минеральную воду, а не чай или кофе, как мы привыкли. Была культурная программа с посещением музеев. У нас была один гид, Ирена, которая на хорошем уровне владела русским языком и она сопровождала нашу группу по всей стране. После Секешфехервара мы посетили город Дьёр. У нас образовалась тесная компания из двух девушек и двух парней, мы держались вместе. Второй парень был Юра Нимолочнов, мы с ним во время всей поездки жили в одном номере. В городе мы предприняли вылазку с целью самостоятельно побродить по городу. В фойе гостиницы лежали буклеты с фото гостиницы и планом близлежащих улиц. Вооружившись буклетом, вышли в город. Бродили, бродили и решили вернуться. Но потеряли ориентацию и решили расспросить горожан. Но все наши попытки заговорить с местными жителями были безрезультатными, потому что понять, что они нам говорили, было невозможно! Как впоследствии я выяснил, в венгерском языке только суффикс слова может насчитывать до 20 букв. Изрядно намаявшись, мы всё-таки смогли найти гостиницу! Как-то вечером, бродя по городу с товарищем, остановились перед витриной магазина. Нашу речь услышал прохожий, окликнул нас. Оказалось, что это наш советский прапорщик, проходящий в Венгрии службу. Не знаю почему, но он был рад тому, что встретил русских. Затащил нас в какое-то питейное заведение, угощал местной сливовой водкой, рассказывал о своей службе в Мозамбике, в Венгрии. Долго мы там сидели, потом тепло попрощались и вернулись в гостиницу. Последним пунктом в Венгрии был снова Будапешт. В нём мы посетили государственный музей, оперетту, на прощание нам устроили вечер в ресторане с ещё одной группой из СССР, как впоследствии выяснили, из западной части Украины. Мы пели песни, плясали, а вот эти товарищи оказались какими-то не компанейскими. Ресторан был на берегу Дуная, рядом с мостом в другую часть города. Вечером вид на город открывался чудесный.

На следующий день мы должны были уехать в Чехословакию. Утром позавтракали, всем в ресторане дали сухой паёк на дорогу, автобусом нас довезли до железно-дорожного вокзала. Надо сказать, что на встрече со специалистами турбюро в Шевченко нам давали информацию о поездке на тот случай, если случится какая-нибудь проблема-человек потеряется, например. Сообщили номер нашей группы, телефоны посольств и консульств. Думаю, что эту информацию народ массово проигнорировал. Так вот, вышли мы из автобуса, нас провели на перрон, показали состав, на котором поедем, и сообщили, что отправление поезда задерживается на полтора часа. Делать нечего, и группа разбрелась кто куда. Мы вчетвером решили прогуляться по привокзальному проспекту. Фланировали по тротуару, разглядывали обложки цветных журналов в газетных киосках, наслаждались солнечным прекрасным деньком, фотографировались. Девчонки предложили вернуться, на что мы сказали, что времени до отъезда ещё навалом, однако они не вняли нашему аргументу и пошли обратно. Мы с Юрой продолжили прогулку. Минут через пятнадцать тоже пошли на вокзал. Приходим, идём к перрону, а поезда нашего нет! Путей много, но все пустые! Помыкались туда-сюда, нашло какое-то дикое спокойствие. Идём к выходу с вокзала. Спрашиваю Юру-ты номер нашей группы помнишь? Отвечает-нет, не помню. А телефон посольства есть? Нет, нету. А деньги есть? И денег нет. Поменяли нам на форинты жалких 20 рублей, которые все давно спустили. И продолжаем бесцельно идти. Тут кто-то сзади хватает Юру за руку. Оглядываемся, а это руководитель нашей группы. Вы где шляетесь, поезд из-за вас задержали на полчаса! Бегом за мною! Мы понеслись втроём к перрону. Стоит поезд, у каждого вагона проводники. Вскочили в первый вагон, проводники дали отмашку и поезд тронулся. Через вагоны мы добрались до своего купе. Оказалось, что состав перегнали на другой путь, под крышей, и перенесли время отправления. Конечно, руководитель был злой на нас, но спустя час отошел. Да и мы успокоились. Впереди была Чехословакия.