В предыдущей статье я постаралась дать некоторые определения креативности, которые напрямую связаны с понятием творчества в разных его пониманиях.
Но, как говорилось и ранее, это не единственные подходы к описанию этого феномена.
Если задаться целью, то можно разделить эти подходы на когнитивный и личностный.
Чтобы в дальнейшем нам подключить новые понятия, которые тоже будет необходимо описать через призму мышления и характеристик личности, давайте обратим внимание на зависимость креативности от интеллекта. Это и есть когнитивный подход в понимании креативности.
В нем снова будет три предположения, на которых будут основываться описания:
- Креативности как таковой не существует, творческие способности отсутствуют
- Креативность не зависит от интеллекта
- Креативность настолько высока, насколько высок интеллект
Давайте по порядку, начнем с первого.
В данном случае, творчество и креативность не существуют как базовые способности. Ученые, которые придерживаются такого видения, считают, что человеком движет мотивация, ценности, чувствительность к проблемам, активность и разного рода одаренность. Творчество и креативность являются продолжение ранее описанных явлений. Об этом писал Маслоу, как о самоактуализации, что мы тоже осветим в будущих статьях. Интеллект необходим, но не определяет тип креативный тип одаренности.
Небольшой спойлер: теории потребностей связаны с креативностью довольно тесно.
Следующий подход определяет творческие способности как бы встроенными, универсальными.
Процитирую один из выводов в монографии, посвященной креативности:
"Суть креативности (творческости) сводится к интеллектуальной активности и чувствительности (сензитивности) к побочным продуктам своей деятельности.
Наиболее развитой концепцией в рамках данного подхода является «теория интеллектуального порога», которая сводится к тому, что креативность и интеллектуальность связаны между собой до определенного уровня, выше которого креативность является независимой переменной". (Е. Е. Подгузова)
Третье направление сужает креативность до компонента общей умственной одаренности. В этом смысле, познавательный процесс находит опору в прошлых знаниях и креативность позволяет преобразовывать в соответствии с требованиями задач.
А теперь, внимание – эти подходы также не дают полноценного понимания феномена креативности, так как каждый ученый и исследователь смотрит на проблему определения по своему.
Постепенно мы рассмотрим и смежные с креативностью понятия, а в следующей статье (часть 3) рассмотрим латеральное и дивергентное мышление.
Как вам такой план?