Мы не раз делились мнением экспертов ЕвроАвто о параллельном импорте, инициативах правительства РФ, наличии запчастей и других важных событиях российского рынка авто. Но не будем забывать и о мировых трендах — сегодня речь пойдет о них.
Новый подход автопроизводителей к работе с поставщиками
Последние два года мы только и слышим что о дефиците микросхем. Он подкосил всю структуру производства автомобилей и продолжает влиять на рынок.
Почему дефицит оказался настолько разрушительным? Многие заводы работают по системе "точно в срок" (JIT). Она не подразумевает больших складских запасов у производителей и поставщиков. Здесь важна четкая работа всех звеньев цепи и правильное прогнозирование. При этом нет резерва, на который можно опереться в критической ситуации. Поэтому нарушение цепочки поставок повлияло на промышленность мгновенно.
По данным Gartner (полную версию материала читайте здесь), исключением стала компания Tesla. Она разрабатывает собственные микросхемы и работает с литейными заводами напрямую. Некоторые производители последуют их примеру. Недавно Volkswagen уже объявил о создании подразделения по разработке чипов и программного обеспечения для своих автомобилей. Похожие заявления сделали General Motors (GM) и Hyundai. Это нужно не только для создания новой безопасной модели снабжения линии микросхемами, но и для улучшения их функциональности.
Такие инициативы стали возможными благодаря открытой политике компаний в условиях кризиса. Например, литейные заводы полупроводников TSMC и Samsung предоставили технологическим компаниям доступ к передовым процессам, а Arm — к интеллектуальной собственности. Это упростит разработку специализированных чипов.
Интеграция автомобиля в экосистему
Автопроизводители уже несколько лет безуспешно работают над созданием экосистемы цифровых услуг. Оставляют желать лучшего как сами услуги, так и удобство работы. В то же время цифровые гиганты, такие как Amazon Web Services (AWS), Google, Alibaba и Tencent, открывают новые возможности для владельцев автомобилей в своих экосистемах. Многие крупные автопроизводители уже используют информационно-развлекательную операционную систему Android Automotive от Google. В 2022 году появятся новые модели с этой ОС, и она станет самой популярной на рынке. Это логично: заводам проще адаптировать обширную экосистему Google с большим спектром цифровых услуг, чем разработать свою с нуля.
Работа с открытым исходным кодом
Жесткая конкуренция всегда ограничивала сотрудничество автопроизводителей за пределами отношений "клиент-поставщик". Но работа с технологиями требует другого подхода.
Открытый исходный код — не новинка в отрасли. Eclipse Foundation объединяет Bosch, BlackBerry, Microsoft и других создателей операционных систем с открытым исходным кодом для авто архитектуры, а Android Automotive от Google становится самой популярной автомобильной ОС. Ожидается, что добьются успеха компании, которые используют обмен открытыми данными для новых идей, услуг и функций.
OTA (over-the-air) — обновление по воздуху — как основной цифровой источник доходов
Программное обеспечение помогает улучшить функции автомобиля и дает автопроизводителям новый источник дохода. Они предлагают обновления по воздуху. Так завод впервые напрямую контактирует с автовладельцем. Раньше этим занимались дилерские центры.
OTA — не новинка, но до недавнего времени новое ПО лишь исправляло ошибки. Его ставили во время сервисных визитов в мастерские и дилерские центры. В 2012 году компании вслед за Tesla стали развивать возможности программного обеспечения через сотовую связь и Wi-Fi. Сейчас компании используют это как дополнительный источник дохода. Так, Polestar предлагает загрузить программное обеспечение для увеличения мощности на 67 лошадиных сил за 1 000 евро. Решение Zero Motorcycles, производителя электрических мотоциклов, позволяет быстрее и на более долгий срок заряжать мотоцикл.
В прошлом году General Motors, Stellantis и Ford заявили о росте прибыли, в том числе полученной от продажи программных услуг OTA. Это плюс, но клиенты не всегда хотят платить за возможности, которые привыкли видеть в стандартной комплектации. Поэтому услуги OTA должны действительно приносить клиенту пользу, хоть и не всегда ясно, какую.
Нормативная база использования беспилотных транспортных средств
В этом году несколько стран определят нормативно-правовую базу в отношении беспилотных автомобилей. Предполагается, что Германия первой разрешит использовать автономное вождение такси. Тем временем Китай и 11 автопроизводителей определили новые стандарты автономного вождения.
Прогресс обнадеживает, у компаний появится больше ясности в этой сфере. Уже потрачено много времени на моделирование и тестирование. Это делает прогресс медленным и дорогим. Затраты на валидацию роботакси и грузовиков 4-го уровня могут превысить расходы на разработку оборудования и программного обеспечения. Технологии распространяются медленнее и становятся менее выгодными — а это считалось главными преимуществами беспилотных автомобилей. С другой стороны, в случае с Tesla отсутствие нормативной базы дало им свободу продолжения научно-исследовательской деятельности.
С понятной нормативной базой рынок беспилотных транспортных средств будет развиваться быстрее. Ожидается, что к 2030 году в мире их будет в четыре раза больше, чем в 2022-м. Правила и ответственность должны быть определены, тогда автопроизводители получат одобрение типа транспортных средств. Сейчас закон не предъявляет требований даже к безопасности таких автомобилей. Этот факт, а также низкая зрелость технологии, создает риск аварий. При их возникновении отношение регулирующих органов к внедрению новых требований по безопасности будет другим.
5 трендов 2022 года выглядят как будущее. Или по крайней мере как далекий от нас рынок со своими проблемами и перспективами. Но мы вспоминаем о них, когда видим на дороге Tesla, читаем новости о первых жертвах беспилотного управления или планах производить микрочипы в России. Эти тенденции, если еще и не затронули вас лично, то коснутся в ближайшем будущем! А вы готовы к такому будущему или раньше было лучше?