В Сочи Москва не выдвинула на публичном уровне никаких новых аргументов в пользу Баку и Еревана, не пошла дальше того, что уже было предложено. С учетом этого фактора процесс урегулирования армяно-азербайджанских отношений будет непростым, выбор вариантов решений продолжается.
В Сочи состоялись трехсторонние переговоры между президентом России Владимиром Путиным, его азербайджанским коллегой Ильхамом Алиевым и премьер-министром Армении Николом Пашиняном. Переговоры длились более двух часов, но никаких подробностей не прозвучало. Были лишь некоторые детали.
Путин сказал, что "некоторые вещи пришлось изъять из ранее разработанного текста, но я согласен с общей оценкой, что встреча была полезной".
Путин подчеркнул, что "встреча создала хорошую атмосферу для будущих договоренностей по ряду принципиальных вопросов" и "создает условия для дальнейших шагов по урегулированию ситуации в целом".
Ранее сообщалось, что Пашинян предложил включить в текст заявления тезис о том, что армянская сторона поддерживает российский подход к проблеме Нагорного Карабаха.
- На двусторонней встрече с Путиным в Сочи премьер-министр сказал следующее:
"Хотел бы еще раз подчеркнуть - по Нагорному Карабаху приемлемыми для нас являются подходы, предложенные российским проектом основных принципов и параметров установления межгосударственных отношений между Азербайджанской Республикой и Республикой Армения.
Надеюсь, что Вы поддержите предложение о ссылке на этот документ в тексте сегодняшнего возможного трехстороннего заявления по итогам нашей трехсторонней встречи".
Но в принятом заявлении нет упоминания о Нагорном Карабахе. По словам Алиева, "нагорно-карабахский конфликт уже стал историей".
Соответственно, совместное заявление было подготовлено с учетом этой позиции. На наш взгляд, это заявление, составленное на основе известных тезисов, изложенных в общих чертах, содержит лишь одно важное положение: стороны договорились "воздерживаться от угрозы или применения силы, обсуждать и решать все проблемные вопросы исключительно на основе взаимного признания суверенитета, территориальной целостности и нерушимости границ в соответствии с Уставом ООН и Алма-Атинской декларацией 1991 года".
Поэтому Сочинское заявление только в своей идеологической части может лечь в основу будущего мирного договора между двумя странами. Остальная часть выглядит следующим образом.
Достигнута договоренность о продолжении диалога по нормализации отношений между Азербайджаном и Арменией, будет вестись поиск решений, необходимых для того, чтобы "положить конец конфликту, который длится так долго".
На пресс-конференции по итогам переговоров Путин, говоря о понимании целей активности Запада в этой сфере, в принципе не возражал против этого, если, конечно, речь идет о поисках мира между конфликтующими сторонами.
Это говорит о том, что Москва принимает идею выступить в качестве важной, но не единственной переговорной площадки между Баку и Ереваном, что вносит дополнительные нюансы в драматургию всего переговорного процесса.
Система переговорных треков, включая европейский, грузинский и российский, остается в силе. Остается главный вопрос: под чьей эгидой все-таки будет подписан мирный договор?
Не совсем понятно, что станет новым первым шагом в урегулировании отношений. Делимитация и демаркация границы - это не просто вопрос географических карт, это косвенное признание фактора безопасности для армянского населения Нагорного Карабаха, даже если он будет закреплен как полноценная часть Азербайджана.
Более того, вопрос о транспортных коридорах, обозначенный в мирном соглашении от 9 ноября 2020 года, имеет мало общего с мирным договором. Неясно также, как будут действовать в этой сфере действующие в Армении миссии ЕС и ОБСЕ.
Ясно и другое. Даже если мирный договор будет подписан в Брюсселе (Алиев и Пашинян должны приехать в начале декабря), никто не сможет избежать участия России.
Поэтому остается вопрос, будет ли саммит в Сочи просто ритуальным мероприятием или он послужит импульсом для продвижения к подписанию мира под эгидой ЕС. Создается ощущение, что Россия дистанцируется, оставляя Западу "коридор возможностей".
В любом случае, в Сочи, вопреки прогнозам многих российских экспертов, на публичном уровне Москва не выдвинула новых аргументов в пользу той или иной стороны и не пошла дальше того, что уже было предложено.
По-видимому, это связано с тем, что Россия видит, как Запад слабеет и теряет способность вести крупную игру в Закавказье, даже если он стремится разрушить статус-кво, установившийся в 2020 году.
А интересы таких региональных игроков, как Иран и Турция, теперь связаны с Россией.
С учетом этих факторов процесс урегулирования армяно-азербайджанских отношений не будет легким, и выбор решений будет продолжаться.
Спасибо, что дочитали до конца! Если вам понравилась статья поделитесь заметкой с друзьями в социальные сети, Одноклассники, WhatsApp, Telegram или другие мессенджеры.
Подписывайтесь на мой канал и узнаете первыми, о свежих новостях. Буду рад вашему лайку, ведь ваша активность помогает продвижению публикаций.
У вас есть, чем поделиться, пишите в комментариях. (Продолжение следует)...