Найти тему
Basset

Как сделать свою жизнь лучше с помощью компьютерных игр

Оглавление

На протяжении всей истории игровой индустрии мы часто слышали о множестве проблем, которые они приносят. От неправильной осанки до игровой зависимости - список этот обширен, да и каждый сам может отметить пару пунктов для себя. Для большинства - порой просто жалко потраченного времени, пару тройку десятков лишних часов, которых можно было бы провести по-другому. Но в них также скрывается очень много знаний и мудрости, которые можно использовать и в реальной жизни. В этой статье вы найдете мой перевод и адаптацию англоязычного видео "How I made my life a videogame" с канала "Better ideas".

Думаю, у всех была такая ситуация, когда вы садитесь поиграть во что-нибудь после работы или учебы. Вы планируете потратить на это дело не больше часика-двух, но в итоге засиживаетесь до ночи. И нельзя сказать, что вы получаете огромное удовольствие - довольно часто игровая сессия вызывает лишь легкую улыбку и малую степень удовлетворения. Но почему видеоигры являются для нас настолько привлекательны?

На самом деле, между реальной жизнью и некоторыми играми можно провести множество параллелей. Особенно это касается жанра RPG, либо любых соревновательных, мультиплеерных игр. Как и в любой ролевой игре, в жизни вы улучшаете свои навыки в определенных сферах и получаете за это различные бонусы. Растет ваша зарплата, ваша физическая сила и так далее. В целом, почти любое общество построено на том, что самые успешные в какой-либо сфере получают больше всего благ.

И практически каждый из нас довольно точно знает, что нужно сделать чтобы улучшить свое текущее положение и сделать жизнь чуточку более приятной. Но почему тогда мы так часто отвлекаемся от наших целей, почему заменяем прогресс в реальности прогрессом виртуальным? На самом деле ответ довольно прост. Получить новый уровень или скилл в игре довольно просто. Вам нужна лишь мышь и клавиатура, а ваш персонаж будет делать всю грязную работу за вас - убивать чудовищ в Ведьмаке, проходить множество километров в Скайриме - любая задача становится посильной. При этом каждая игра отлично эксплуатирует наше инстинктивное желание прогресса и улучшения. В любой игре очень хорошо работает поощрение, и за каждую мелочь вы будете получать награду и видеть плоды вашей работы, а ваш уровень дофамина будет только расти.

Как можно извлечь пользу из этого для себя? На самом деле, любая RPG игра всегда давала вам множество подсказок о том, как лучше структурировать свою жизнь и найти мотивацию и дисциплину для свершения разных дел. В этом плане у игр очень много преимуществ. Давайте попробуем на примере парочки проектов извлечь несколько ценных уроков:


Цели

Почти в любой игре вы точно знаете, что вам нужно сейчас делать. Слева или справа в уголку экрана у вас будет отмечена четкая цель - найти/принести/уничтожить и так далее. Данная цель также разбита на несколько подцелей - мини-задач, которые помогают вам как-то структурировать свою деятельность. Сначала нужно дойти до пункта А, поговорить с человеком Б и так далее. Если вдруг возникли сложности - можно загуглить все в интернете или посмотреть туториал-обучение в самой игре.

В жизни ситуация совершенно иная. Вы рождаетесь в случайном месте, в случайной семье и вообще понятия не имеете что делать и как жить, какие цели правильные, а какие нет. Кто-то формирует свой моральный компас в течение первых 20 лет, а кто-то не знает, что хочет в свои 40+. Кроме того - вам никто не сможет дать ответ, который бы удовлетворил вас, либо же эти советы будут очень расплывчатые - "Найди хорошую работу", "Заведи семью".

И это только первая проблема. В любой игре вы также знаете финальную награду за ваши действия - столько-то золота/опыта за конкретные шаги. Ваш мозг сразу в состоянии оценить риск/награду и принять верное решение. Можете ли вы точно оценить перспективу работы Стоматолог или в IT? Переехать вам из одного города в более крупный, или вообще попробовать пожить заграницей?

В видеоиграх выбор обычно ограничен, но у них всегда есть четкость, ясность и прозрачность. Для многих людей это необходимое условия для действий, иначе - мы начинаем думать, обдумывать, жевать как жвачку в голове десятки идей, так и не решаясь на какой-то финальный выбор из-за неопределенности и опасений. Как нам с этим бороться? Вот два простых шага, которые помогут вам в целеполагании:
1. Ставьте только те цели, которые вы можете разбить на подцели и четко видеть путь к ним. Так вам будет намного сложнее прокрастинировать и вы будете знать каждое следующее действие. Цель "Выучить язык" слишком невнятная и звучит сложно. Вы представляете огромный объем работы, и мотивация уходит сама по себе. А вот "пройти 4 страницы этого учебника" - намного более достижимая и понятная, скорее всего вы можете ее сделать. А даже если это звучит скучно, попробуйте заставить себя просто открыть учебник и посмотреть 1-2 минуты - это уже прогресс. Любая большая цель должна быть разбита на маленькие шажки, которые вы можете делать в течение каждого дня. Ведь жизнь это не огромные ступеньки, а маленькие участки дороги длинною в час, день, неделю, которые определяют ваш прогресс
2. Устанавливайте для себя награду, либо визуализируйте то, что вы получите в случае достижения цели. Эта награда должна быть важной именно для вас, а не для окружающих. Напоминайте себе о награде и держите в голове это преимущество.


Сложность

-2

Почти в любой компьютерной игре (за исключением жанра головоломок или Dark Souls/ Cuphead) достаточно легко прогрессировать в чем-либо. Если вы хотите получить новый уровень в Скайриме, нужно просто выполнять квесты. Чтобы накачаться, можно отправить вашего CJ в качалку в GTA, где он будет делать за вас все тяжелые подходы. Найти отношения в The Sims в разы проще, чем в реальной жизни.

Но сложность это одна беда - ведь еще есть время, и в реальной жизни его нужно в разы больше. Чтобы найти девушку или парня, вам нужно не просто познакомиться и провести вместе пару часов. Вам нужно долго быть вместе, узнавать друг друга, спрашивать разные вопросы и делать много шагов из зоны комфорта. Возможно, вы не подойдете друг другу. Да и никто не даст вам гарантии, что у вас вообще будет вторая половинка - возможно на ее поиск уйдет не месяц, год или пять лет- а целая жизнь. Четких ответов нет.

Решение? Самый удачный подход - снова дробить цель на множество подзадач, а также пытаться получать удовольствие от процесса. Ваш поход в тренажерный зал будет тяжелым, но в нем много своих плюсов - от улучшения здоровья до просто приятных ощущений после тренировки. Ваше свидание может не привести к отношениям, но вы вполне могли насладиться простым общением. Кроме того, вы можете уменьшать сложность. Да, было бы идеально прочитать книгу за вечер или отжаться 100 раз. Но что лучше - прочитать 5 страниц или 0? Сделать 3 отжимания или ни одного?


Риск

-3

И нет, на самом деле это не про настолку. В видеоиграх вы всегда застрахованы от негативных последствий. В одиночных всегда можно загрузить последнее сохранение. А что касается мультиплеера - вы можете проиграть раунд, умереть, потерять какой-то игровой ресурс, но он в любом случае виртуальный. Вы может начать следующий раунд, ваш персонаж возродится, а золото/ресурсы снова будут собраны. Вы не ощущаете груз ответственности и последствий.

В жизни любое действие - риск. Вы можете поступить не на ту специальность и 4 года ненавидеть свое обучение. Вы можете переходить дорогу и попасть в ДТП. Можно упасть даже с кровати, че уж тут рассуждать. Если даже в таких мелочах есть элемент риска, то что говорить о более серьезных решениях? О выборе партнера, профессии, и так далее?

В жизни нет страховки от рисков, и обойти этот пункт сложно. Единственный плюс от негативных событий - это опыт, который можно использовать в дальнейшем.


Награды

-4

Плюсы, награды, удовлетворенность - это, пожалуй, самая главная категория, в которой жизнь наконец-то берет верх над видеоиграми. Конечно, затащить раунд в CS:GO в одиночку круто. Как и получить все достижения в любой игре в Steam'е, или Грандмастер лигу в StarCraft 2. Однако все это меркнет в сравнении с опытом в реальной жизни. Как только вы встаете из-за стола, ваша эйфория улетучивается, либо длится совсем недолго. Хедшот в Call of Duty и близко не даст вам такой же уровень дофамина, как построенный дом. Ваша идеальная семья в The Sims не принесет столько же гармонии в жизнь, как хорошие отношения с супругой/супругом, родителями и детьми в реальной жизни.

Кроме того, достижения в жизни позволяют вам в значительной степени ощутить вклад в мир вокруг вас. Вы получаете более высокий класс "удовлетворения", а не просто быструю порцию дофамина. Мысли и ощущения таких достижений питают вас на протяжении долгого времени.

Риск и сложность в жизни намного выше. Но в этом тоже есть своя польза, которую можно использовать. У вас наверняка была такая ситуация - вы хотите прыгнуть с горки в бассейн/проехать на горках/сделать что-то экстремальное для вас. Обычно вам очень страшно - все инстинкты против этого, сопротивление максимально. Но как только вы преодолеваете страх и включаетесь в процесс, вы сразу же получаете огромное количество позитивных эмоций - от радости до ощущения собственной силы. Вы буквально конвертируете сопротивление в силу.

Таких стен, "барьеров" в вашей жизни полным полно. Но будет хорошо, если вы сможете относиться к ним не как к чему-то исключительно негативному, а как к заданию, из которого можно извлечь пользу и стать сильнее. Пригласить девушку/парня на свидание некомфортно? Да, но сделав это, вы получите +5 очков решительности и +1 очко харизмы. Даже если вы получите отказ, вы уже получили ценный опыт и новые силы - в следующий раз вам будет проще. Как минимум вы уже сможете перенести подобный дискомфорт намного легче.

Примерно тоже самое касается и некоторых рисков. Иногда сложно оценить ситуацию и принять верное решение, либо же это решение кажется слишком страшным и опасным. Но иногда, стагнация в жизни и ежедневное безразличие может быть еще хуже, когда день за днем ощущается как тюрьма, а не как что-то новое и хорошее.

И наконец - напоминайте себе о том, ради чего вы делаете конкретное действие. Какая награда? Это может быть что-то физическое и материальное, а может быть какое-то чувство, ощущение (например спокойствия или умиротворенности). В конце-концов, это могут быть и другие люди. Помните, как у Гомера из Симпсонов всегда на работе висели фотографии с его дочерью?

-5

Ежедневная рутина утомляет нас и высасывает силы. И если постоянно не напоминать себе, ради чего все это, нам будет очень сложно двигаться дальше. Наш мозг намного охотнее находит любые оправдания, а с мотивацией ему приходится в разы сложнее. Так давайте же возьмем опыт из видеоигр и попробуем применить что-либо из этого в нашей жизни!