…продолжение…
После обстоятельного разговора о втором внимании, который произвёл на молодого монаха очень сильное впечатление, Марте пришлось на некоторое время отлучиться в город по делам, и молодой монах со старцем остались в доме вдвоём.
Уточнив планы молодого монаха, и узнав, что тот особо не торопится домой, старец предложил продолжить общение через полчаса, после того, как сделает кое какие дела по хозяйству.
Помощь молодого монаха ему не требовалась и чтобы тот не скучал, старец предложил ему посидеть за своим компьютером в комнате, а сам, накинув рабочую куртку, направился в сарай. Полчаса за компьютером пролетели почти незаметно и голос старца из гостиной заставил молодого монаха оторваться от компьютера.
- Я уже справился, брат, ну что, продолжим начатый разговор ? – сказал старец из гостиной.
Молодой монах вышел из комнаты и увидел старца сидящим за столом на котором стоял уже знакомый графин на треть наполненный каким-то тёмно-красным напитком. Возле графина стояли две небольших хрустальных рюмочки с резным узором ещё советских времён и тарелка с домашними пирогами.
- Присаживайся, вот решил тебя своей вишнёвой наливочкой угостить, отведай, - сказал старец, наполняя рюмки. – Лето было жарким, поэтому вишня хорошо набрала сахара, а это то, что нужно для наливки. Только пей маленькими глотками, чтобы ощутить весь вкус и аромат.
Молодой монах взял рюмку и сделал небольшой глоток. Очень приятный насыщенно вишнёвый вкус с привкусом корицы, гвоздики и миндаля моментально наполнил рот.
- Очень вкусно, отче, никогда не пробовал ничего подобного, - с удовлетворением оценил наливку молодой монах. – Что сюда входит, я чувствую здесь кроме корицы и гвоздики лёгкий вкус то ли амаретто, то ли миндаля ?
- Сюда много чего входит, - ответил старец, - только Марта может делать такие изысканно богатые вкусовые сочетания. У меня такого утончённого букета никогда не получается. Она просто волшебница в вопросах смешивания и группирования разных пряностей и ароматов.
Когда она что-то готовит, я просто ухожу, чтобы ей не мешать, поскольку она не переносит наблюдающих за ней, для неё это своего рода магия и таинство смешивания вкусов, запахов и ароматов.
Насколько я знаю, она не выбрасывает косточки после их удаления, а собирает и потом специально оставляет на время в наливке, чтобы те отдали горчинку амигдалина. А вкус амаретто даёт экстракт миндаля, она его в самом конце отдельно добавляет как отдушку.
- Ничего себе, - удивился молодой монах, - это серьёзная технология.
- А как ты думал. Кстати, это не только вкусная, но и очень полезная наливка, практически натуральный биостимулятор и средство для нормализации формулы крови и сердечно-сосудистой системы. Я тебе дам с собой бутылочку, будете с супругой лечиться, сейчас ведь дефицит витаминов, - с улыбкой сказал старец.
- А о чём мы будем сейчас говорить ? – поинтересовался молодой монах.
Старец сделал небольшой глоток вишнёвой наливки и, причмокнув губами, как бы оценивая её вкус, многозначительно произнёс:
- Мы будем говорить с тобой сейчас о самом важном компоненте, а точнее качестве сознания любого инока, схимника и исихаста - о том, что сближает его с Духом и делает ему подобным. После темы второго внимания – это самый главный вопрос и аспект духовного знания по учению древних отцов.
Как и эта наливка имеет много разных компонентов, делающих неповторимым её вкус, духовное сознание также формируется из множества разных составляющих, из которых есть более важные и менее. Мы с тобой сегодня будем говорить об одном из самых важных компонентов и качеств сознания.
И хотя отцы никогда не использовали этого термина и понятия, которое появилось уже в наше время, именно это качество ума и сознания считалось в духовной практике самым главным, поскольку помогало человеку постигать абсолютно всё и из двуногого хищника превращаться в человека духовного знания.
Мне интересно, сможешь ли ты догадываться о чём идёт речь ? Я дам тебе для этого три попытки, - с хитрой улыбкой сказал старец.
- Ты наверно имеешь в виду духовное сознание? - ответил молодой монах.
- Нет, то, о чём идёт речь, имеет самое прямое отношение к духовному сознанию, но это не сознание, а лишь его качество. Попробуй ещё раз, только не спеши. Я дам тебе подсказку - то, о чём мы будем говорить, лежит в основе работы внимания и любого познания.
- Об энергии благодати? - не очень уверенно сказал молодой монах.
- Тепло, но не горячо, - ответил старец. – Ты торопишься и просто гадаешь, а это вопрос на знание и сообразительность.
- Может, о созерцании ?
- Почти горячо, но всё равно мимо, - с улыбкой заключил старец.
- Тогда я сдаюсь, отче, - несколько разочарованно ответил молодой монах.
- Вопрос был не таким уж и сложным и я просто решил проверить уровень твоей интуиции, поскольку ответ держал всё это время в своей голове. Тебе нужно было просто считать его в моём сознании. Твоя интуиция сработала в целом не плохо, почувствовав верное направление поиска, но до цели всё же не дошла.
Не буду томить тебя интригами, я хочу поговорить с тобой об осознанности, поскольку именно эта тема является самой главной после второго внимания и, получив общее представление о втором внимании, любой инок должен обязательно получить представление об осознанности, как том особом качестве ума, которое и сближает его с Духом.
Так считал мой учитель и так обучал нас с Мартой, поэтому я также поступаю и с тобой. Что ты вообще знаешь об осознанности ? – переспросил старец.
Молодой монах немного замялся от столь прямого и конкретного вопроса, пытаясь что-то вспомнить об осознанности из общей психологии, и через минуту дал ответ:
- Насколько я знаю, осознанность, – это способность ума к осознанию всего происходящего в текущий момент, включая работу самого ума. Я где-то читал, что осознанность – это способность сознания к интроспекции собственной деятельности. Как-то так в общем.
- Ну что же, очень хорошо, - заметил старец, - с большего всё верно. Тогда продолжи мысль и скажи – а что такое интроспекция и наблюдение ума за собственной деятельностью?
Молодой монах опять немного растерялся от столь неожиданного вопроса старца, но довольно быстро ответил:
- Я думаю интроспекция сознания – это наблюдение ума за собой и своей работой через обращение на себя и погружение в самого себя. Иными словами это самопознание.
- Абсолютно верно, - заметил старец, - тогда давай пойдём ещё дальше. А как ты думаешь, что нужно уму для того, чтобы погружаться в себя и познавать самого себя ?
Молодой монах ещё раз попытался сконцентрироваться и напрячься, чтобы ответить на вопрос старца, но у него ничего не получилось, поскольку старец задал, действительно, сложный вопрос и у монаха не было готовых вариантов ответа. После нескольких попыток найти ответ он сказал первое, что пришло на ум:
- Может быть ясность ума, я не уверен, отче. Мне трудно, если честно, ответить на этот вопрос.
Старец ухмыльнулся и сказал - Мне понятна твоя трудность, ведь ответ на этот вопрос и предполагает осознанность и управление своим осознанием, а ты этим знанием и умением пока ещё не владеешь в должной мере, поскольку оно удел 15-го слоя осознания.
Ясность ума тут ни при чём, поскольку ясный ум может быть даже у полного дурака, смотрящего на мир наивным и чистым взором собственной глупости, которая отражает только сугубо внешние картинки и формы без осмысления глубинной сути, стоящей за ними.
Для того, чтобы познавать самого себя ум должен быть в первую очередь проницательным от слова проникать, а проницательность ума зависит от его утончённости. Как ты думаешь, а куда именно проникает ум при интроспекции и погружении в самого себя ? – с хитрой улыбкой переспросил старец.
- В сеть собственного сознания? – неожиданно ответил молодой монах.
- Точно, на этот раз в самое яблочко, - подтвердил старец. – Познание умом самого себя – это и есть процесс погружения внимания во всю многоуровневую и многослойную структуру психики и сознания от самой периферии до глубинны души, вплоть до духовного сердца, как места Бога, где сливаются воедино ум, чувство и воля и куда приходят команды Логоса.
Погружение ума в самого себя – это и есть не что иное, как умение перемещать точку фокуса сознания по всем 17-и слоям пирамиды сознания, образующей три типа бытия и три типа ума – телесный, душевный и духовный, вплоть до самого Логоса.
Проще говоря, для познания умом самого себя, как разветвлённого древа, пирамиды и сети сознания, ум должен обладать совершенно особыми качествами, которые можно определить как проникающая и разрешающая способности сознания. А что именно разрешает эта разрешающая способность сознания, как ты думаешь ? - опять переспросил старец.
Молодой монах попытался собраться с мыслями, но растерялся и честно признался:
- Я этого не знаю, отче, это уже выше моих познаний.
- Я знаю, - ответил старец, - именно этим высокая осознанность и отличается от низкой. Высокая осознанность предполагает большую проникающую и разрешающую способность ума, а не высокая не распространяется в глубину для постижения наиболее глубоких и тонких процессов.
Скажу откровенно, низкая осознанность - это трагедия человечества и всей нашей цивилизации. Подумай только современная наука проникла в ядро атома и самые удалённые уголки галактики и вселенной, а в устройстве ума и структуре сознания самого человека до сих пор не разобралась.
Не буду тебя мучить вопросами и скажу прямым текстом - разрешающая способность ума подобно мощному микроскопу, который своим разрешением позволяет видеть систему связей внутри всех сетей мозга, разума и сознания.
- Неужели это возможно для ума человека ? – с удивлением переспросил молодой монах.
- А почему нет ? – ответил старец и сделал ещё один глоток наливки. - Разрешающая способность – это естественная способность сознания проникать в любые структуры, явления, процессы и формы, включая логосы и сознание других людей, чтобы распознавать любые смыслы и энергии.
Эта способность была присуща первозданным людям, как способность духа человека. Просто по мере развития рационального ума и интеллекта она стала бесполезной функцией, но потенциально она присутствует в каждом человеке, как и второе внимание, просто её нужно оживить и пробудить заново, а это требует колоссальных усилий.
Но святые отцы решили эту задачу практически, ведь то, что у них именуется созерцанием и видением духовным – это и есть та самая проникающая и разрешающая способность осознания, доведённого до совершенства. Это и есть сверх осознанность, как прямое ведение и постижение сути.
Старец внимательно посмотрел в глаза молодого монаха и тот снова почувствовал знакомое ощущение, как некая невидимая субстанция, сковывая и подчиняя себе ум и волю, медленно распространяется из центра живота по всему телу.
- Я только что вошёл своим осознанием в твоё и могу исследовать его состояние и работу изнутри, перемещая фокус вверх и вниз между умом и волей. У тебя сегодня с утра был не простой разговор с женой и вы едва не поссорились, но ты пообещал ей, что уедешь ко мне всего на пару часов и вернёшься к обеду, а уже обед.
Молодой монах едва не потерял дар речи от этих слов старца, которые в точности соответствовали тому, что имело место в действительности.
- Отче, ты это всё видишь в моём сознании, но как это возможно ? – с нескрываемым удивлением переспросил монах.
- Я не могу тебе этого объяснить, я просто это знаю наверняка. Это знание поступает мне из твоего сознания, как моего собственного, словно это не ты, а я разговаривал утром с твоей супругой. Работа осознания – это великая духовная тайна, самая большая из всех тайн, которую невозможно постичь до конца.
Тем не менее, мы можем быть свидетелями этой великой тайны и своим внутренним знанием наверняка знать помыслы и желания человека, откуда и куда они проистекают, что их порождает и какие именно энергии и страсти. Можно буквально видеть изнутри самой души, как работают её три силы и энергии и всё это позволяет осознанность.
Подлинная духовность - это не мораль, не церковные мифы и не сказки с чудесами, а управление осознанностью и осознанием. Подлинная духовность напрямую связана с осознанностью, а не моралью и нравственностью, понимаешь ?
- Нет, - честно ответил молодой монах.
- Ну как тебе это объяснить. Духовный мир – это не мир морали, а мир самых тонких связей и энергий и чтобы в нём жить и чувствовать себя как рыба в воде, в этих связях и энергиях духовного мира нужно научиться разбираться. В этом и состоит смысл духовного разрешения сознания.
Все люди от рождения дебёлы, как говорят отцы. Дебёлы значит тупы, не осознанны и не внимательны, поскольку не имеют духовной осознанности и второго внимания, а имеют только первое внимание и самый примитивный телесный эго ум, как наименее осознанный, который им и нужно развить до состояния духовной осознанности и возможности входа во второе внимание и Логос.
Три типа ума по учению отцов – телесный, душевный и духовный – это и есть три ступени повышения уровня осознанности и утончения сознания от самой грубой нейросети мозга до самой утончённой сети сетей духовного сознания вселенной, которая и есть сеть Логоса и созерцается фаворским светом. Так понятно ?
- Да, так намного понятнее, - заметил молодой монах. – Значит, осознанность - это способность ума проникать во всё существующее от материи до духа и распознавать его природу, так ?
- С большего примерно так, - ответил старец. - Осознанность – это способность к осознанию всего и вся, что существует и что доступно к постижению, кроме непостижимого в принципе, которое также существует. Осознанность - это качество божественного ума и сознания как самого утончённого и проницательного для которого нет пределов и которым познано практически всё.
Развивая осознанность, мы приближаемся к Богу в своём знании мира, жизни и самих себя. Осознанность можно образно сравнить с неким невидимым и очень проникающим излучением, исходящим от духовного сердца человека, подобным гамма излучению или нейтронному, которое проникает сквозь всё и которым можно пронизывать и напрямую постигать суть любых вещей и явлений.
Вот почему осознанным можно считать того, кто эту проникающую и разрешающую способность сознания развивает в самом себе и доводит до совершенства, поскольку только Бог обладает подобной всепроникающей и разрешающей способностью сознания.
- Отче, а разве не Бог даёт человеку осознанность ? – переспросил молодой монах.
- Для религиозного дурачка и фанатика её даёт человеку именно Бог, причём, только чудом и за послушание, а для видящего и осознанного эта способность доступна для каждого, открыта всем и каждый может ей овладеть и воспользоваться, приложив для этого некоторый объём внутренних усилий.
Всё дело в том, что только видящий и осознанный знает то, чего не знает и не осознаёт религиозный дурачок. Дело в том, что то невидимое излучение, которым человек может познавать всё, в точности подобно тому излучению, которое исходит от самого Бога Отца.
Проще говоря, мы осознаём мир теми же эманациями, которые исходят от самого Бога, только у нас в сознании они ужасно перепутаны и завязаны в узлы, которые нам нужно распутать, а у Бога они предельно ровные, но когда мы выравниваем свои эманации ума, чувства и воли, мы становимся в познании подобны Логосу.
Повторяю, только духовно зрячие люди знают главный секрет человека о том, что люди осознают мир через своё духовное сердце умом Бога, а не своим умом, как им кажется. Эманации духа, исходящие от Бога Отца, являются тем же излучением, которое исходит и из духовного сердца человека. Именно этот свет и световые волокна ты и созерцал в своей полунощнице.
Откровение старца в очередной раз потрясло молодого монаха до самой глубины души и он сидел молча не решаясь его комментировать и задавать вопросов, поскольку непонятная паника овладела его чувством и страх потерять ум сковал его сознание.
- Отче, прости, у меня от твоих слов образовалась настоящая каша в голове и я не могу пока до конца понять всего того, что ты говоришь.
- Ты для начала просто успокойся, - с улыбкой сказал старец, дружески похлопав молодого монаха по левому плечу. От этого лёгкого похлопывания по всему телу монаха пробежала непонятная дрожь и волна неведомой энергии после чего мысли вновь пришли в порядок, а паника куда-то исчезла.
- Твой ум был сейчас на грани великого духовного открытия, но испугался в последний момент. Только не смущайся, это и очень сложно и очень просто одновременно, - сказал старец. - Я повторяю, сознание по своей природе и структуре подобно любому излучению и также, как излучение, сознание обладает разной проникающей способностью в явления жизни и процессы.
Как иноку и схимнику тебе нужно знать, что соответственно трём типам ума - телесному, душевному и духовному, существует и три типа осознанности - телесная, душевная и собственно духовная, как наиболее проникающая. Телесная осознанность ограничивается только первыми пятью слоями телесного рассудка и рационального ума и мышления.
Душевная осознанность ограничивается вторыми пятью слоями душевного ума и нравственно-религиозного разума, а духовная осознанность является безграничной, поскольку касается не только третьих пяти слоёв духовного ума и сознания, но всей пирамиды и выходит в Логос и ещё дальше в саму бесконечность вселенной Духа. Вот почему из всех трёх типов осознанности именно духовная является для инока самой важной, поскольку именно она и определяет проникающую способность его ума и осознания. Это понятно ?
- Понятно. Значит религия, помогающая развивать только нравственно-религиозный разум, никакой духовной осознанности человеку не даёт ? – переспросил молодой монах.
- Увы, не даёт, - с непосредственностью ребёнка ответил старец. – Я тебе уже говорил, что массовой религии в принципе не нужна духовная осознанность и даже опасна, поскольку духовно осознанный человек – это тот, кем в принципе невозможно манипулировать, поскольку он всё осознаёт и распознаёт любые планы и намерения до их первоосновы.
- А что значит до первоосновы ?
- Это значит, что духовная осознанность позволяет уму распознавать всё, проникая в любые человеческие мысли, планы и намерения и постигая скрытую суть любых явлений и процессов, плоть до самых первичных, касающихся энергии души и эманаций Духа.
Напряги весь свой ум сейчас и постарайся понять – духовная осознанность позволяет уму, подобно излучению, проникать даже в Логос, матрицу человека и сам Дух через познание энергий Духа. Проще говоря, духовно осознанный может познавать не только весь мир, но и самого Бога, чего не может осознанный только телесно и душевно.
- Отче, ты говоришь вещи, от которых я на грани реального схождения с ума, - сказал молодой монах.
- Не переживай за свой ум, - сказал старец, - он никуда не сходит, а просто чуть возвышается над собой и своими пределами, но я чётко контролирую этот процесс. Я тебе уже говорил, что мой учитель, кроме того, что был видящим духовно, был ещё и помешан на современной науке и любому духовному явлению любил находить научное объяснение. Так вот он досконально разобрался в том как устроено и работает осознание по принципу построения проекций и зеркальных структур внутри самого сознания. Я думаю ты тоже должен об этом узнать.
Молодой монах встревожился уже не на шутку и переспросил - Отче, ты уверен в том, что я должен об этом знать?
- Не индульгируй, как школяр и семинарист, просто слушай меня внимательно, ты же схимник и духовный воин, который стремится к выходу из матрицы эго ума. Ты должен знать о работе орбит и зеркал сознания только потому, что это знание и помогает выйти из матрицы ветхого человека, как сети хищного сознания.
Внутренние зеркала сознания строятся на самом деле очень просто по принципу сбора той самой детской пирамидки из 17-и колечек, о которой мы с тобой когда-то говорили. Основных зеркал в матрице всего три – это три основных типа ума. Каждое зеркало состоит из пяти слоёв осознания, а каждый слой из огромного числа внутренних когнитивных связей, которые невозможно сосчитать и которые строятся по типу степенных уравнений.
Принцип работы и построения основных зеркал очень прост. Вначале создаётся первый отражающий слой ума - собственно сознание, как рациональный ум, затем на его основе создаётся второй слой - осознание сознания или самосознание - это нравственный разум. Затем создаётся третий слой - отражение уже самосознания или осознание самосознания - это духовный ум. Духовный ум входит в Логос, как сознание осознания самосознания и так далее. Видишь как всё просто.
- Ну да, ничего себе просто, - ответил молодой монах, - только от этой простоты с ума можно сойти.
- А разве не эту цель преследует любой инок, схимник и исихаст ? – с лукавой улыбкой заметил старец. - Схождение с ума в духовном смысле - это всего лишь изменение орбиты и слоя осознания за счёт смещения места положения фокуса сознания. В этом и состоит ключевой принцип выхода ума из всех слоёв и орбит матрицы сознания эго человека: ощущение, мышление, чувство, интуиция, память, подсознание, душевное, духовное и так далее вплоть до самого первоисточника энергии сознания – Бога.
Истина говорит о том, что из матрицы эгоизма есть выход и Бог открыл его человеку и ждёт каждого человека, но принципиально новым, осознанным и обновлённым духовно, ты это осознаёшь, брат ?
Старец внимательно посмотрел на молодого монаха и тот едва не отдёрнулся, поскольку у старца внезапно появилось знакомое желто-зелёное свечение в глазах.
Мой учитель называл осознанность – блеском граней кристалла духовного сознания, который подобен сверкающему бриллианту и света которого ничто не может ускользнуть или укрыться, как и от Бога. Он говорил, что развитие осознанности и в первую очередь духовной, направленной вовнутрь по слову «Царство Божье внутрь есмь», можно считать высшим смыслом жизни человека на земле, поскольку это и сближает человека с Богом в наибольшей степени.
- Даже больше чем любовь ? – переспросил молодой монах.
- Больше, представь себе. Я тебе уже как-то говорил, хотя ты наверняка это забыл, что любовь без осознанности не просто страшна, но безобразна и ужасна, как умалишенная старуха с её неадекватностью и непредсказуемостью. Дело в том, что от чувственной человеческой любви в духовном мире нет никакой практической пользы.
Человеческая любовь – это любовь, обусловленная ветхой формой человека, которая понятна и может быть оценена и принята только в мире ветхих людей самими ветхими людьми. В мире духов и сущностей, где нужна безупречность и осознанность, человеческая любовь также бесполезна и беспомощна, как любовь ягнёнка среди львов, волков и гиен.
Это, конечно, не отрицает того, что Бог есть безусловная любовь, всему сущему дарующая свободу и блаженство. Логос предполагает качество любви, но речь идёт о любви безусловной и духовной, как состоянии невозмутимого мира души и благости духовного сознания, которое не имеет врагов и пребывает в состоянии блаженства. Чувственная и страстная человеческая любовь не идёт ни в какое сравнение с безусловной любовью, хотя это и родственные качества.
Постарайся понять, что в духовном мире есть только осознание, а любовь, о которой так любят говорить все верующие и православные, есть лишь наиболее естественная форма проявления самого духовного осознания, но не наоборот.
- Как же всё перевёрнуто и искажено в массовой религии, - с некоторой досадой произнёс молодой монах.
- Это сделано ненамеренно, а в угоду невежественной черни и религиозной толпы, для которой высшей святостью и духовностью всегда была, есть и будет самая обычная доброта, человечность и слава, которой черни всегда недоставало. Так устроена и работает телесная и душевная осознанность, которая не видит совершенства духа.
Именно по этой причине, если перед любой толпой поставить истинного Христа, прикрытого от славы смирением, с его сермяжной правдой и известного всем душевного фарисея, льющего на душу бальзам чувственной лести, толпа верующих всегда святым посчитает славного фарисея, а сермяжного Христа распнёт. Так было, есть и будет, поскольку это закон душевной человечности.
Но ты инок и схимник в миру, а потому должен искать во всём не чувственную человеческую любовь и не чувственность, а сермяжную правду и осознанность, как то, что реально ведёт к Духу. Я тебе скажу прямым текстом то, что говорил мне мой учитель – осознанность для инока в миру – это самое главное от чего зависит практически всё – его здоровье, жизнь и успех духовного пути.
- Я этого не знал, отче, ей-Богу, и с чем это связано ?
- С тем, что высокая осознанность – это инструмент всех высших существ, как бесплотных и бессмертных, а низкая - это удел всех плотяных, как смертных и несовершенных. Задача, поставленная перед каждым человеком Богом, - это выйти за время жизни из числа плотяных и неосознанных, чтобы стать высоко осознанным, как сам Дух.
Ты знаешь чем в первую очередь отличаются люди от всех духов и сущностей? – переспросил старец.
- Осознанностью ? – неуверенно ответил молодой монах.
- Ну, конечно. Именно осознанность, причём, духовная и является главным инструментом всех духовных сущностей, которые могут без труда читать структуру каждой души, видеть наличие в душе энергий страстей и добродетелей и играть на страстях и самых сокровенных чувствах и помыслах, как пианист на фортепиано.
- А что именно позволяет духам быть более осознанными ?
- Больший чем у человека жизненный опыт, превышающий тысячелетия, и особая структура осознания, отличающаяся от человеческой. Духи и сущности, как неорганические существа, развивают иной тип осознанности, в корне отличный от человеческой, который можно назвать периферическим сознанием.
Я тебе уже говорил, что для видящего человек имеет форму светящегося яйца со структурой внутри, которая распирает яйцо, а духи и сущности представляют собой пустые оболочки, лишённые внутреннего света от духовного сердца, как связующего с Богом органа сознания.
Сознание сущностей и духов – это олицетворение миров тьмы, где царят законы хитрости, лукавства, захвата и манипулирования всеми, кто менее осознан и беспечен. Это принцип работы хищного сознания, а духи и бесы те же санитары вселенной, как и волки. Вот почему Христос не один раз повторил в Четвероевангелие - «там будет плач и скрежет зубов».
- А чем именно их сознание отличается от человеческого известно ?
- Известно, утончённостью, чем же ещё, - ответил старец. – Их сознание – это очень тонкая сеть совершенно иной структуры и типа упорядочивания, которая не подобна Логосу ни по энергии, ни по структуре. Энергия Логоса, как более высокая и чистая, смертельно опасна для них, поэтому поле их деятельности – это тёмное человеческое сознание.
Люди для существ духовного мира в плане своей осознанности подобны глупым бессознательным животным, которых те пасут и выгуливают на земле для поедания их энергии чувств и эмоций почти так же, как и мы выращиваем домашних животных. Ни у одного человека с телесным и душевным умом нет возможности избежать их манипуляций и козней.
Мой учитель говорил, что из всех типов энергии, которая присуща людям, самой лакомой и аппетитной для них является именно энергия осознания, а не энергия чувств и эмоций. Это и есть главная причина того, что осознанность людям даётся труднее всего, поскольку сущности и духи её попросту всю поедают без остатка.
- Но ведь ты и твой учитель исключения из этого правила, не так ли ?
- А какой прок от исключений, если люди и церковь руководствуются в жизни только правилами ? Мне уже нет дела ни до людей, ни до церкви. Мне есть дело только до тебя, поэтому тебе я и говорю, что противостоять сущностям, бесам и демонам можно только одним способом – имея сеть духовного сознания, которая более совершенна, чем их сеть.
Такой совершенной сетью сознания является только сеть Логоса. Вот почему иноки, схимники и исихасты, развивающие сеть духовного сознания Логоса, могут осознавать все их коварные планы, избегая ловушек и козней, а достигающие самого Логоса становятся для них недоступными и даже сами могут ими повелевать.
Теперь ты понимаешь, почему для инока так важна осознанность и духовная в первую очередь?
- Да, понимаю, но почему ты раньше мне об этом ничего не говорил ?
- Я не мог тебе этого сказать раньше, поскольку раньше ты не имел ещё должного уровня этой самой осознанности и разрешающей способности ума. Сегодня ты её уже отчасти имеешь, поэтому я тебе могу сказать об этом прямым текстом. Более того, теперь я могу сказать тебе прямо, что вход во второе внимание также зависит не только от наличия потенциала энергии благодати, но и от осознанности или утончённости сети сознания.
Я хочу задать тебе сейчас для проверки твоей осознанности один интересный вопрос, - сказал старец, - как ты думаешь, есть ли у инока, схимника и исихаста в миру более опасный и коварный враг, чем сущности и духи, с кем всегда нужно держать ухо востро и не расслабляться ни на секунду ?
Не успел молодой монах подумать, чтобы дать ответ, как дверь открылась и в дом вошла Марта с большой сумкой, которая, сняв в прихожей пальто, и пройдя в гостиную, изобразила удивление, и широко раскрыв глаза, сказала:
- Я вижу у вас дискуссия продолжается уже по второму кругу и под вишнёвую наливочку.
- Ты сгущаешь краски, дорогая, - с улыбкой парировал старец. - Я всего лишь дал брату оценить твоё творение и он за всё время разговора даже не допил до конца одну рюмку.
- Да я шучу, - ответила Марта выходя из своей комнаты, после чего взяла сумку и понесла её на кухню. Выйдя через минуту, она уже более серьёзно поинтересовалась - И о чём же у вас столь задушевный разговор, братья, интересно узнать ?
- Да вот об осознанности говорим и о том как она помогает современному иноку избегать всех капканов и ловушек мира сего, чтобы идти к цели не взирая на происки всех его искусителей и палачей, включая самых главных. Ты знаешь каких, - ответил старец.
- Ты о двуногих ? - с сарказмом переспросила Марта.
- О них самых, а о ком же ещё.
- О, да, тут без осознанности и шага нельзя ступить, - заметила Марта. - Современные люди так пали в рациональность и прагматизм, что стали гораздо коварнее и изобретательнее многих падших духов в своей алчности, лжи и изощрённости манипулирования сознанием. Для защиты от них и их сетей лжи, которые они плетут и расставляют на каждом шагу, современному иноку и нужна осознанность.
- Именно это я и хотел сказать, - подтвердил слова Марты старец.
- А ты уже рассказал брату о том как соотносятся между собой нравственный закон и духовный и как иноку следует правильно строить отношения с мирским и религиозным мышлением ? - переспросила Марта.
- Ещё не успел, дорогая, - ответил старец.
- Ну так расскажи, это ему важно знать, поскольку без этого знания он набьёт не мало шишек, прежде чем сам со всем этим разберётся.
- А о каких законах и видах мышления вообще идёт речь ? - переспросил молодой монах.
- О ветхих человеческих и духовных, - ответил старец, - Марта имеет в виду те отличия, которые касаются представителей телесного, душевного и духовного ума и того, как современному иноку нужно правильно строить отношения с телесными и душевными людьми, которые не посвящены в духовное знание и учение отцов.
Ты должен чётко осознавать, брат, что современный инок - это живой мертвец для всего мирского, живущий в той системе ценностей и координат, которые уже не имеют никакого отношения к миру, ценностям и мышлению обычных людей, включая атеистов и верующих.
Пусть тебе это не покажется странным, но у инока нет настоящих друзей по духу среди ближних, мирян и простых верующих и не потому, что инок их презирает или боится, а потому что мир инока и его ценности принципиально отличны от мира и ценностей обычных людей и даже ближних, которые просто не в состоянии понять и осознать ценности инока, если они сами не иноки.
- Отче, ты имеешь в виду слова Христа – «И враги человеку - домашние его» ? – переспросил молодой монах.
- Именно. Инок, будучи более осознанным духовно, просто гораздо глубже их всех осознаёт несовместимость ценностей, целей и задач телесного, душевного и духовного уровней бытия, а потому просто не хочет провоцировать своих ближних и шокировать своей непохожестью на них и инаковостью.
В этом нет самовозвышения или гордыни инока, как могут подумать невежды и несведущие, а есть лишь желание сохранить достоинство и мир, чтобы уйти от ненужного конфликта и вражды, поскольку ни телесный ум, ни душевный не может понять духовного ума, а только духовный.
В этой связи инок по отношению к обычным людям находится как бы в состоянии внутренней свободы и изоляции от законов и ценностей телесного уровня бытия и душевного. Проще говоря, все ценности, задачи и нормы общественной и религиозной морали для инока и схимника в миру уже не являются самыми важными и определяющими, как для обычных людей.
- Извини, отче, мне очень трудно поверить в то, что закон церковной и религиозной морали для инока и схимника не является определяющим, - возразил молодой монах, - это же единый для всех верующих духовно-нравственный закон.
Старец с Мартой как по команде удивлённо переглянулись, после чего старец пояснил.
С духовно-нравственным законом не всё так просто и однозначно, как тебе кажется с твоего уровня ума и сознания. Для видящего реальные связи и процессы в мире Духа всё обстоит несколько иначе. Дело в том, что морально-нравственный закон и духовный – это два совершенно разных закона, а не один.
Морально-нравственный закон – это и есть закон церковной морали и нравственности, который церковь пытается распространять на всё общество и этот закон имеет отношение только к уровню нравственно-религиозного разума и душевного ума, который распространяется не выше 11-го слоя осознания. Это уровень Вола по тетраморфу.
Духовный закон – это уже совершенно иной закон силы, который связан не с моралью и нравственностью, а с движением энергии благодати, как основы духовной силы. Духовный закон касается только духовного ума и сознания, которое начинается с 13-го слоя. Это уже уровень Льва.
Проще говоря, духовный закон – это закон более высокого уровня в сравнении с законом морали и нравственности, поскольку Лев сильнее Вола. Духовный закон регулирует не человеческие, а сверх человеческие возможности и касается не обычных людей, а тех, кто выходит за рамки обычной человечности и овладевает духовной силой и могуществом Льва.
Именно поэтому инок, выходя из поля душевности Вола и закона нравственно-религиозного разума, как бы входит в новое для него поле духовности и силы Льва, а потому вынужден брать на вооружение новый закон духовной силы и могущества, который является управляющим для нравственного закона.
- Отче, я не могу в это поверить, - с удивлением сказал молодой монах, - ты хочешь сказать, что духовная сила и духовное могущество выше человеческой нравственности и морали ?
Старец с Мартой опять загадочно переглянулись и на этот раз уже Марта ответила:
- Да, это именно так в действительности, как бы тебе это ни казалось странным. Так устроена духовная иерархия по тетраморфу и уровень духовной силы и могущества Льва находится выше уровня общественной морали и нравственности и Человека и Вола. Это, конечно, не означает того, что духовный человек, обретающий личную духовную силу, теряет свою мораль и нравственность.
Просто у духовного человека, получившего дар силы Льва, в дополнение к социальной морали и нравственности имеется высший инструмент духовной силы и когда мораль и нравственность не срабатывают, духовный человек может воспользоваться высшим инструментом - своей духовной силой и не будет при этом подсудным ни по одному закону морали, поскольку он действовал по высшему закону Логоса, как закону духовной силы, который есть его дар и власть от Бога. Сила Льва – это сила Божьей власти, пойми и против неё никто не может идти из смертных.
- Ты хочешь сказать, что духовный человек не будет подсудным даже если убьёт кого-то из людей своей духовной силой и могуществом ? – удивлённо переспросил молодой монах.
- Разумеется, - спокойно ответил старец. – Ты разве не знаешь о том, как апостол Пётр умертвил Ананию и его жену Сапфиру за то, что те солгали и утаили деньги от того, кто был водим Духом и духовной силой Льва. Так же поступали многие духоносные старцы и юродивые, включая Никосу Салоса, который умертвил для урока любимого коня Иоанна Грозного и тому наказал убираться восвояси из Пскова, если царь не хочет будить лиха. И царь понял с кем имеет дело в лице Миколы и убрался из Пскова. Вот что такое духовная сила, брат.
Поэтому когда выходишь из поля душевности и человеческой морали и переходишь в плоскость духовности, ты обязан руководствоваться уже не только общечеловеческой моралью и нравственностью, но и духовной силой и законом движения энергии, поскольку он теперь является определяющим для инока и схимника, как отрёкшегося от мира и всего тленного человеческого.
В этом существовании двух разных законов нравственного и духовного и заключается необходимость отречения от мира, как перехода от общечеловеческого к сугубо духовному. Просто в церкви давно уже потеряно это знание и потому оба закона условно объединены в один духовно-нравственный закон, но инок должен знать об их принципиальных различиях.
- А в чём состоит отличие этих двух законов и как они вообще соотносятся друг с другом ?
- Они никак не соотносятся, - ответил старец, - поскольку это совершенно разные законы, относящиеся к разным уровням бытия и иерархии. Главное отличие между ними в том, что закон социальной морали и нравственности работает сугубо в поле первого внимания и нравственно-религиозного разума, а закон духовной силы работает в поле второго внимания и сугубо духовного сознания.
Только целостный духовный ум, как наиболее совершенный, может иметь дело с этими двумя уровнями бытия и законами одновременно. Я думаю теперь ты понимаешь для чего иноку в этой связи так нужна духовная осознанность ?
- Чтобы координировать работу этих двух законов одновременно – нравственного и духовного, - ответил молодой монах.
- Ты слышишь, Марта, ответ настоящего инока, однако, а не семинариста или идейного попа, - с улыбкой заметил старец.
…продолжение следует…