У этой истории три героя. И каждый из них - авантюрист в хорошем смысле этого слова. А как иначе можно назвать людей, резко сменивших престижную профессию на почти неизвестный вид деятельности?
Один из них - А. О. Дранков, о котором шла речь в предыдущей статье: из безвестного фотографа стал первым кинопромышленником России и «Поставщиком Двора Его Императорского Величества», проще говоря, личным фотографом царской семьи.
Только, что называется, «нащупывая» принципы новой работы, он включал камеру на спектаклях, для которых писал сценарии, и таким образом возникали короткометражки. Среди них - «Понизовая вольница», первый детектив «Сонька золотая ручка» и другие.
Вместе с А. Дранковым работал В.М. Гончаров, который «пришёл в кино» совсем уж неожиданно. Служа на Владикавказской железной дороге, увлекался театром, писал пьесы.
И вот однажды - поистине волшебное слово произошло событие, буквально перевернувшее всю его жизнь! Он пошёл в синематограф, теперь его жизнь принадлежала этому новому виду искусства! Он стал работать у А.О.Дранкова и пробовать себя в качестве режиссёра и автора сценариев.
Но вскоре они между ними произошла ссора. Как показали дальнейшие события, это было неслучайно и даже необходимо. Состоялся даже судебный процесс. Гончаров оспаривал свои права на авторство сценариев. Но понятия «интеллектуальная собственность тогда ещё не было. И суд он проиграл, но «киношное» увлечение не прошло.
Тогда Василий Михайлович отправился к А. Ханжонкову, который создал свой торговый дом и тоже занимался созданием фильмов. Этому человеку будет посвящена отдельная статья.
Вот тут и начинается авантюрная история. У Гончарова появилась идея: создать военный фильм об обороне Севастополя в Крымскую войну. Ханжонков удивился столь дерзкой мысли и, вовсе не надеясь на удачу, предложил: «Я даю на предстоящие по делу расходы (включая сюда и обзаведение фрачной парой с цилиндром) нужную сумму и доверенность на ходатайство от моего имени, а он обязуется или возвратиться в месячный срок с дворцовым разрешением на постановку картины «Оборона Севастополя», или вообще никогда не возвращаться в нашу контору. Не прошло ещё и месяца, когда была получена от Гончарова из Петербурга огромная сногсшибательная телеграмма о полном успехе: не только войска и нужные флотские единицы предоставлялись в распоряжение т/д «А.Ханжонков и К°», но всюду в империи мы могли рассчитывать на полное содействие и помощь от властей в постановке, взятой под высочайшее покровительство картины Николаем вторым»
И натурные съёмки начались! К работе над фильмом в Севастополе была привлечена большая группа историков и военных консультантов, которые постарались максимально точно воссоздать реалии Севастопольской обороны. Батальные сцены в этом фильме впервые в мире снимались сразу двумя аппаратами, с панорамированием и сменой ракурсов.
В съёмках принимали участие регулярные подразделения Русской армии и ветераны обороны Севастополя 1854-55 годов. Заканчивался фильм документальными кадрами, показывавшими ветеранов Севастопольской обороны, которые дожили до 1911 года - и русские, и их былые противники -французы, теперь уже седые старики и старухи. Они сняты сначала в группе на фоне монумента в память о Крымской войне. Потом поочерёдно, по старшинству и по заслугам, они встают, подходят близко к камере, приветствуют зрителей и уступают место своим товарищам.
Первый показ фильма состоялся 26 октября 1911 года в царском дворце в Ливадии, на который Николай II пришел с семьёй и множеством приближённых. Он сел в первом ряду, то есть, как заметил про себя страшно волновавшийся Ханжонков, на самое неудобное для зрителя место. Сеанс тянулся для Александра Андреевича мучительно долго, ему даже почудилось, что собравшиеся оскорблены увиденным зрелищем. По воспоминаниям А. Ханжонкова, «Для меня было приятной неожиданностью, когда в зале раздались аплодисменты и царь остановился около меня и поблагодарил за труды». Как писала газета «Русское слово», «Его Императорское Величество изволил осчастливить Ханжонкова милостивыми расспросами». Позже А.А.Ханжонков был награждён орденом Святого Станислава второй степени, одарен золотой булавкой с бриллиантами. В.М.Гончаров - медалью «За усердие» и золотыми запонками с драгоценными камнями.
Вскоре газеты писали:«Оборона Севастополя» «с великим успехом демонстрировалась по всей России в крупных кинотеатрах под специальное музыкальное сопровождение и даже стрельбу и пушечные залпы, которые изображались холостыми выстрелами за кулисами. Некоторые сеансы даже приходилось прерывать по требованию публики, чтобы проветрить помещение от пороховых газов».
Первый отечественный полнометражный фильм не только окупил затраты, связанные с производством, но и принёс его создателям солидную прибыль. Фильм «Оборона Севастополя» была раскуплен огромными тиражами практически всеми кинопрокатными фирмами Европы.
Десятилетия спустя фильм, воспевший массовый подвиг русских воинов, был признан одним из выдающихся произведений дореволюционного кино и, несомненно, лучшей исторической картиной своего времени.
А выдающийся режиссер А. Ханжонков, снявший эту первую в Российской империи батальную ленту, создаст целую киностудию. Подробнее о нём читайте в следующей статье.