Научная фантастика происходит от научно-технического прогресса, а фэнтези - из мифологии.
Следствие 1: научная фантастика быстро устаревает, а фэнтези в каком-то смысле вне времени, т к опирается на прописанные в нас архетипы.
Следствие 2: конечно научная фантастика - как жанр - стремится взять лучшее от фэнтези. Потому что есть, куда брать - ведь изначально НФ строится вокруг "техницизмов", так что в части "про отношения и приключения" пусто, туда как будто бы вполне можно вписать конструкт от древнего мифа.
Говоря "научная фантастика стремится" я имею в виду, что это стремление - это системное свойство (жанра как системы в данном случае).
И внезапная проблема: когда фантастика становится "мифологичной", она перестаёт быть Научной Фантастикой. Остаётся фэнтези в техно-декорациях.
Почему так?
Мифология опирается на эмоции - думаю, в этом всё дело.
Научная фантастика по определению должна опираться на науку. Мифология опирается на эмоции: как только человек испытывает к явлению сильные эмоции, логика отодвигается в сторону. Вот базовое противоречие.
Рассмотрим это базовое противоречие:
Базовое противоречие всегда проявляется в кульминации, т к именно в кульминации идея (которую выражает Протагонист) побеждает контридею (представленную Антагонистом, как правило).
Идея фэнтези - это "обряд перехода". Из детства в юность обычно, реже из юности во взрослость, в отдельных случаях переход из одного внутреннего состояния в другое. Например, "Аватар: Легенда об Аанге" - весь сериал Аанг идёт к финальной битве.
Идея научной фантастики - это "прививка будущего". НФ вообще не про героев - она о прогнозируемых и существующих (но малоизвестных или малопонятных) проблемах и решениях. "Из пушки на Луну", "Возвращение со звёзд", "Схизматрица" - самые разные произведения по атмосфере и уровню оптимизма.
В кульминации идея побеждает контридею... а писатель, задумавший совместить НФ и фэнтези, делает выбор: Герой сокрушит Злодея своей внутренней силой духа, или же коллектив персонажей применит научный подход и благополучно разрешит проблему.
Что если писатель попытается совместить оба варианта? Коллектив учёных создал супер-оружие - но сражаться против Злодея Герой выйдет один и... победит супероружием и силой духа. Кажется, замечательно! Но... В одном произведении - одна идея. Даже если запихать туда кучу идей: либо одна станет главной идеей произведения, оттеснив остальные; либо произведение вовсе развалится, превратившись в винегрет.
И примеры смешения жанров:
Фильм "Матрица". В кульминации, если помните, Нео отказывается признать себя мёртвым, затем останавливает пули силой духа... И это произведение по структуре - шаманский миф. Вот внезапно. Вместе с основной идеей: шаман спускается в мир мёртвых, чтоб принести оттуда нечто важное для племени, что качественно изменит жизнь людей.
Терри Пратчетт, цикл "Городская стража". Декорации фэнтезийные, но социальные проблемы, поднятые в книгах - это упрощённые и доведённые до гротеска реальные проблемы и тенденции.
...и главный вопрос:
Как совместить НФ и фэнтези в одном произведении, чтоб получить максимум пользы от обоих жанров?
#фэнтези #фантастика #НФ
ЗЫ: