Один из немногих эпизодов в "Гостье из будущего", что вызывает у меня раздражение (ещё с премьерного показа на весенних каникулах 1985 года) - это первое явление Алисы телезрителям: как своей приторностью в целом, так и совсем уж убогим уровнем спецэффектов. Имеется в виду резиновый плот крокодил по кличке Сеня.
Не такого я ожидал по части обитателей Космозоо после прочитанной впервые ещё до школы повести К. Булычёва "Сто лет тому вперёд". Не на столько же мы были обделены по части кинофантастики, чтобы принимать подобное за чистую монету (вспомнить хотя бы "Вождей Атлантиды", да и в сказках Роу и Птушко чудовища были впечатляюшими)! Хотя малобюджетность сериала проскальзывает уже в том, что снимали его, похоже, зачастую с одного дубля: иначе зачем было оставлять именно тот, где Наташа Гусева оступилась (и могла рухнуть в пруд).
Впрочем, не смотря на все эти неловкие моменты и упущения, фильм остаётся, пожалуй, самым культовым из числа снятых для детей и подростков 1980-х, то есть моего поколения. А что ещё заставляет многих из нас до сих пор выискивать новые неожиданные детали и параллели (а также выдумывать безумные толкования и теории).
Представьте моё удивление, когда, посмотрев самую первую, ещё немую, экранизацию сказки "Питер Пэн", снятую без малого 100 лет назад - в 1924 году - я обнаружил сходный эпизод,
где главный персонаж сначала разговаривает с крокодилом, а потом лезет ему в пасть, чтобы достать миелофон будильник. И пусть вас не смущает, что Питер Пэн столь женоподобен - его сыграла 17-летняя Бетти Бронсон в привычном уже для театра XX века амплуа травести, когда детей и подростков играли женщины (в том числе в возрасте).
В кино долгое время это тоже было в порядке вещей: вспомнить хотя бы подзабытую советскую картину "Звёздный мальчик" (1957), где в роли главного героя выступила к тому времени уже 33-летняя Мария Виноградова, а Лесным мальчиком оказалась Надежда Румянцева, которой исполнилось 27.
С другой стороны, если бы в первой киноверсии "Питера Пэна" сыграл бы обычный парень (хотя бы лет восьми, как в экранизации Леонида Нечаева), тогда бы и параллель с Алисой Селезнёвой скорей всего не возникла бы.
А вот в чём не стоит подозревать режиссёра Павла Арсёнова, так это в намеренном заимствовании из фильма 1924 года: мало того, что тот стародавний, так про него даже американская публика забыла, пока в 1990-е уже не отреставрировали. Жаль Киру Булычёву не довелось посмотреть, а то не миновать бы его любимой героине путешествия в Неверленд!
(с) Albert Magnus специально для kin0guru
Если понравилась статья, ставьте лайки, подписывайтесь на канал и оставляйте комментарии.