Это было классическое время,когда мужчины были мужчинами,а женщины- женщинами.Время когда одежда и образ жизни пришли к своему логическому эталонному завершению,когда покров мужских костюмов стал образцовым,а платья женщин подчеркнули все их достоинства.Это был прекрасный период золотого кастинга,с филигранными типажами в каждом амплуа.Герой был героем,полицейский полицейским,злодей злодеем,а дама госпожой.Эпоха ,когда люди были самими собой,освободившись от рассыпавшейся шелухи и искусственных комплексов 20-30-ых годов и ещё не попав в болото вульгарного популизма и пошлости,пришедших с начала 50-ых.Все актёры и актрисы нуара были проверенными отборными профессионалами.Некачественной игры и съёмки в нуаре не могло быть по определению,как хорошему мастеру нельзя было сшить плохой костюм,или мишленовскому повару приготовить плохой обед.Настоящий киноманы или критики всегда подтвердят тот момент,когда они были эстетически поражены сочным качеством и отшлифованным лоском настоящих нуаров 40-ых,при начале их систематического просмотра.Истинным нуаром было американское и очень редко европейское кино 1939-52-го годов,с резким снижением качества до и после этого периода.Смысл нуара был в переходном периоде между черно-белым и цветным кино,когда чёрно-белые фильмы и техника кинопроизводства достигли абсолютно всего,исключая цветное отображение. Именно это и дало тот феноменальный эффект чёткости изображения и малейших оттенков светотени,когда для настоящего киномана цвет становиться вовсе необязательным. При отсутствии мешающего цвета органы восприятия сразу переключаются на звуки,тени, грани и шорохи,впитывая те мелкие и мельчайшие нюансы,которые тонут в море цветного экрана.Коронным стилем"чёрных фильмов" обычно были потерянность во времени, мотивы воды, обязательная жизнь ночного города и,часто,дым в кадре.
Как уже было сказано,некачественной игры актёров в нуарах не было по законам физики.В нуарах были не просто излишни,но и явно мешающими такие понятия как спецэффекты,цветовая перегрузка и яркая палитра красок.Огромный вклад в этот жанр внесли низкобюджетные студии 1940-ых ,снимавшие фильмы из экономии с минимальными декорациями и по ночам,тем самым и добиваясь на выходе получения настоящих шедевров стиля, на основе всего опыта кинопроизводства,накопленного уже к тому времени.Влитые типажи героя,злодея и дамы были несравнимо лучше,чем в вестернах.Ни один вестерн,ни в коем случае не является нуаром,а лишь чёрно-белым кино тех лет.Интерес к "Нуару" и у зрителей,и у кинодеятелей закатился к 1955-у году,ибо нет ничего вечного,и цветные фильмы захватившие всё,вышли на другой уровень качества ,перейдя от периода"раскрасок" на высокий уровень пеплумов и мюзиклов 50-ых.Первым цветным нуаром была "Ниагара"и это явно уже было не то.Последним же коренным нуаром,безусловно,стала "Печать зла"1958-го.Все фильмы жанра нуар поражают продуманным качеством сценария, безупречной выверенной игрой и безукоризненностью съёмок и операторской работы,которые абсолютно ничем не отличаются от таких же всеми любимых картин 80-90-ых."Сердце ангела,Синий бархат,Бегущий по лезвию,Готэм,Коттон клуб"и др.-это нуар в цвете нового периода,не говоря уже о специально сделанном"Городе грехов".Это неправда ,что общая атмосфера нуаров всегда мрачная,-она стильная,роскошная и изысканная.Ещё большая ложь,что их финал не блещет хэппи-эндом(это пишут только те, кто смотрел нуары 2000-ых).Изысканная эстетика нуара окутана неповторимым шармом тех лет и атмосферой времени свободного от тотального электронного контроля.Правы те,кто замечает специально утрированный резкий контраст чёрно-белых цветов и игру с тенями,но другое утверждение о том,что весь нуар преимущественно ночной опять же выдаёт поверхностную точку зрения.Добрая половина всех действий фильмов 1940-ых проходит при ярком свете дня,который совершенно не меняет их атмосферу и восприятие.
И не в "закрученности"сюжетной линии дело,наоборот каркас любого нуара идеален и прост как архитектура классицизма и ампира.Абсолютно все женщины в нуаре в какоё-то степени "вамп",но далеко не все мужчины в нём"мачо"или"бруталити",скорее напротив,именно в нуаре обязательно подчёркиваются все варианты мужского типа,чего не сказать про женский.Женщины нуара феноменальны.Это сексуальные тигрицы с великолепными внешними данными,имиджем и актёрской игрой.Именно чёрно-белый нуар 40-ых,в резком отличии от кино до 1939-го г.и дешёвой подделки под него после 1960-го,добился идеального объёмного изображения,за счёт контрастности чёрно-белых оттенков,ярких бликов и глубоких теней,помноженных на высококачественную пленку высшей пробы.Все фильмы нуара стильны и высокоэстетичны,демонстрируя золотое правило настоящего мастера:"Стабильность признак класса".В нуаре люди живут красиво и элегантно.Все дамы желанны,либо на своём месте,все мужчины либо рыцари в костюмах,либо лучшие актеры столичного театра.Актрисы нуара потрясающе сексапильны,а актёры невероятно мужественны.Повторим ещё раз,настоящий нуар это 1940-е. С 1952-го вылезает уже вся "попса",а до 1939-го слабее и не то. Нуар 1940-ых -это гравюры Альбрехта Дюрера в киноискусстве,и как немыслимо пошло и вульгарно раскрасить Дюрера,точно также невозможны и те великие фильмы в цвете,уничтожившем бы их форму и суть.Чтобы почувствовать всю роскошь нуара смотрите:"Тёмный угол,Ночной кошмар,Женщина в окне,Лора,Мальтийский сокол,Убийцы,Глубокий сон,Обнажённый город,Одержимая,Незнакомец на третьем этаже,Двойная страховка", и многое,многое другое.Только настоящий киноман поймёт то,что хорошее,настоящее кино,как и музыка,вечно,и никогда не надо обращать внимание на дату выхода релиза,а только на его качество.Если вы хотите найти и наслаждаться кино ,таким же идеальным и безупречным,как творения художников Возрождения,в которых нет ничего лишнего,а есть только достойное,смотрите нуар 40-ых и не отвлекайтесь на иное.Если вы хотите отстраниться от сегодняшнего марвеловского киномусора,от сегодняшней ремесленной "гайричивщины" и от сегодняшней толерантной пошлости,а хотите окунуться в очистительные воды настоящего кино-смотрите нуар 1940-ых.
Если вы любите отличное кино,если хотите увидеть буквально безупречную игру актёров,если вы обожаете идеальную динамику и эталонный сценарный замысел-смотрите нуар 40-ых годов и наслаждайтесь им.Как сказал один большой голливудский актёр:"Люди не изменились,только одежда другая".Половина сегодняшних фильмов страдает от непрофессионализма исполнителей и недостаточного качества режиссёров и сценаристов.Но у нас есть эталонный образец стиля и техники кино,к которому нужно возвращаться снова и снова.Когда мы хотим посмотреть НАСТОЯЩЕЕ кино -мы смотрим нуар 1940-ых.