Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня я хочу посвятить эту статью теме родителей в фигурном катании.
Одни из самых частых конфликтов в фигурном катании — это взаимоотношения «тренер – родитель – спортсмен (ребенок)». Давайте разберемся, что же является причинами возникновения конфликтов между родителями и тренером.
Проблема №1 — амбиции родителей
На мой взгляд, можно выделить главную причину — это когда амбиции родителей и их ожидания не совпадают с возможностями ребенка. Родитель думает, что тренер недостаточно сильно работает, не выжимает «все соки из ребенка».
И тут у родителей возникают сомнения в экспертности тренера, сначала родитель просто спрашивает тренера, как проходит процесс, и всё вроде идет неплохо, но до момента выступления на соревнованиях. Как только ребенок проваливает соревнования, родитель расценивает это как собственное поражение, что, на мой взгляд, не совсем верно.
Да, дети — самое дорогое, что есть, но это же соревнования, а проигрыш на соревнованиях — это опыт для ребенка, некая ступень, на которой можно увидеть новые возможности и преодолеть сложности, а не усугубить процесс соревновательного опыта. Если мы говорим про юношеские и спортивные разряды, то это для детей долгий путь преодоления себя, получения умений ставить цели и добиваться их. Но как бывает на практике: ребенок проиграл старт (один из тысячи, которые еще будут у него дальше), и уже этот первый становится трагедией.
Тренер пытается настроить ребенка, привести его в чувство, подбодрить, а со стороны родителя — обида, делание из мухи слона и т.д., причем как по отношению к ребенку, так и к тренеру.
Причина № 2 — «я лучше знаю, что нужно моему ребенку»
Еще одна из причин конфликтов — когда родитель начинает думать, что он стал экспертом в фигурном катании. Сколько раз я видел, что мама или папа тренируют самостоятельно своего ребенка на индивидуальных занятиях или таскают ребенка от тренера к тренеру, пытаясь найти ему супер-специалиста.
Это не просто бред , просто хочется сказать стоп!
В чем же проблема? Ну, возвращаясь к первой причине — это амбиции родителя. Возможно, это хорошо, но я как тренер вижу в этом огромную проблему. Тебя не слышат и уже не хотят слышать, потому что ты не привел ребенка к победе, «ты — никто» и т. п., но ведь это не так, скорее всего, проблема в родителе. Если ты как тренер добросовестно выполнял свою работу, выстроил план работы и со своей стороны сделал всё для подготовки спортсмена, то как к тебе могут обращаться с претензиями? Бывают случаи, что идет тренировка, а родители кричат на ребенка, а иногда даже на тренера, мол, «а чего он ничего не делает». Ситуации разные бывают, меня это не удивляет, а скорее смешит. Как вы можете научить фигурному катанию, если вы не то что не спортсмен, а даже никогда не катались на коньках (да, и такие случаи нередки).
Родитель, находясь в сфере фигурного катания несколько лет, думает, что постиг всех знаний, но это далеко не так. Вопрос: зачем ребенка учить самому? Зачем его гонять от тренера к тренеру?
Ну, лучше же ребенка научить самостоятельной работе, объяснить хотя бы, для чего ему это фигурное катание. А не гонять его и там, и сям, ребенок должен сам хотеть заниматься.
И я считаю, в этом виноваты в том числе и сами тренеры, потому как за глаза говорят о других тренерах не совсем то, что есть на самом деле.
Тренеры должны уважать свой и чужой труд, чтобы родитель не думал: «вот я тоже так считал, а вот мои слова и подтвердились», и всё, вот вы уже видите, как родитель считает, что он прекрасно разбирается в фигурном катании, хотя на самом деле — поверхностно, а самой сути изнутри не знает.
Родители начинают подходить к тренеру и учить, как лучше обращаться с их ребенком, просят на соревнованиях относиться к нему помягче. Но на соревнованиях нет слова «помягче», нет возможности перекатать программу, если она не получилась. Тренер учит ребенка быть ответственным и серьезно подходить к соревнованиям, на что накатал, такую оценку и получил. Но важно, чтобы соревновательный опыт был не травмирующим психику ребенка, а новой ступенью в тренировочном процессе. Действительно хороший и опытный тренер умеет соблюдать баланс в этом отношении, в то время как излишняя эмоциональность родителей (в какую бы то ни было сторону) может только навредить юному спортсмену.
Причина №3 — приоритеты и гибкость тренеров
Третья причина конфликтов — это сам тренер. Орёт, что-то требует, а ребенок вообще не понимает, что происходит. Тут я абсолютно солидарен с родителями, что смысла кричать на ребенка нет никакого, если он вообще не понимает, что делать. Достучаться до ребенка можно разными способами, и это уже в компетенции тренера.
Но бывает и так, что спортсмен не хочет, ленится (а это частая ситуация), не хочет соображать, но из-за того, что в общеобразовательной школе большая загрузка.
Что же делать? Нужно расставлять приоритеты! Фигурное катание, а потом уже учеба, либо наоборот. На двух стульях не усидишь.
Что нужно для результата в фигурном катании
Чтобы был результат в фигурном катании — должна быть дисциплина, тренировочная система, синергия тренер-родитель-ребенок. Только так и с полным доверием друг к другу.
Понять реальность этой ситуации просто: если ребенок интересуется фигурным катанием, рассказывает про свои тренировки, жаждет выступлений, то все идет так, как нужно.
Совет родителям: при выборе школы и тренера учитывайте результаты учеников школы не по одному спортсмену, а хотя бы по 5-7 спортсменам. Так это будет говорить о том что, тренер выстроил верную систему и научил многих в группе. Это показательнее, чем в ситуации, где у тренера один ребенок чего-то смог достичь.