Найти тему
РУСЬ XXI

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ. Часть II: Спасибо! Пока - не надо...

Читать начало:
"ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ. Часть I: Лучше – никакой, чем плохая?"

В русском языке слово “ИДЕОЛОГИЯ”, так же как, например: “психология” или “социология”, имеет два корня “ИДЕ” (идея) и “ЛОГ” (логика). С идеей всё, более - менее понятно – это в широком смысле — мысленный прообраз какого-либо действия, предмета, явления, принципа. Идея – это то, что обязательно лежит в основе любого социального явления, начиная от поездки с друзьями на пикник заканчивая развязыванием мировой войны. С логикой, тоже – нет проблем – это, в общем случае – «наука о правильном мышлении» или наука о законах, формах и приёмах интеллектуальной деятельности. Логика – это то, что объясняет суть и взаимосвязь событий и явлений, естественно – в рамках доступных пониманию тех, на кого рассчитано объяснение…

Понятно, что для реализации “простых” идей, как-то – поездка на пикник или – на рыбалку, достаточно воли автора идеи и желания потенциальных участников. Но, что делать, если идея касается больших социальных групп? Например: представителей определённого этноса, как это было с сионистской идеологией, или людей, имеющих определённое отношение к орудиям труда, как – с коммунистической? Тут не обойтись без того, чтобы идея была, как следует сформулирована и изложена на бумаге, желательно с картинками и графиками. А раз так, то значит, автор идеи должен обладать определёнными знаниями – компетенциями, как сейчас модно говорить. Наличие у автора идеи специальных знаний, компетенций и навыков является обязательным условием превращения идеи в идеологию. Не случайно в основу большинства идеологий легли работы людей с философским, юридическим и журналистским образованием…

Но даже наличие добротно сформулированной идеи не гарантирует ей превращения в идеологию. Первой ступенью на этом пути является – ПУБЛИКАЦИЯ изложенного. В большинстве случаев, она же становилась и – последней. Можно только догадываться сколько идей кануло в лету, так и не преодолев путь от рукописи до публикации. И всё из-за того, что процесс тиражирования информации, вплоть до массового распространения интернет-технологий, был довольно до́рог. Уместно заметить, что, сделав процесс тиражирования информации доступным, современные технологии, в значительной мере, способствовали её – обесцениванию. Многие, наверное, согласятся, что сегодняшний интернет – это не то место, которому мы безоговорочно доверяем…

Плакат, изображающий Теодора Герцля на фоне предложенного (в 1896 г.) им флага будущего еврейского государства (слева) и флага ставшего государственным в 1947-м.
Плакат, изображающий Теодора Герцля на фоне предложенного (в 1896 г.) им флага будущего еврейского государства (слева) и флага ставшего государственным в 1947-м.

В силу этих причин, на пути известных нам идеологий всегда стоял ЧЕЛОВЕК обладающий либо достаточными средствами, либо широкими полномочиями, а лучше – и тем и другим, чтобы сделать “понравившуюся” ЕМУ идею максимально публичной. В публикации, где речь шла о поддержке идеи Теодора Герцля бароном Эдмундом Бенджамином Ротшильдом, в результате которой возникла хорошо всем известная идеология – Сионизма, такой человек был назван «банкир или король». Есть такой «банкир» и у другой широко известной идеологии, в основу которой легли собственные теоретические изыскания и материальная поддержка, оказанная Карлу Марксу промышленником и предпринимателем Фридрихом Энгельсом. Речь, конечно – о Коммунистической идеологии.

-3

«Хорошо», — скажете вы: «Допустим, нашёлся “философ”, который грамотно и обстоятельно ИЗЛОЖИЛ общественно значимую ИДЕЮ. Допустим, благодаря сочувствующему “банкиру”, эта идея стала достоянием широкой общественности. Всё? Это уже идеология?». Чисто номинально, да – это идеология. На практике, далее речь должна идти о том, сколько людей будет вовлечено в реализацию идеи или идей, сформулированных “философом”. Не зря же великие любили повторять:

«Идеи становятся силой, когда они овладевают массами».

То есть второй ступенью в развитии идеологии является её популяризация или, говоря современным языком – ПИАР[1]. Пиар или “публичные отношения” – это необходимая, но при этом самая трудоёмкая и самая затратная часть работы по продвижению любой идеологии…

Возможно, в современном мире это немного позабылось, но большинство политических партий или международных общественных движений создавалось и функционировало, отнюдь – не с целью получения доступа к распределению ресурсов, как это происходит сейчас, а с целю пиара идеологий. Так было с Первым и Вторым коммунистическими интернационалами, так было с Всемирным сионистским конгрессом и другими национальными и международными движениями вплоть до движений занятых пиаром нацистской идеологии. Ведь, были и такие…

Не сто́ит думать, что пиар или раскручивание идеологий посредством общественных и партийных организаций остались в прошлом. Прямо сейчас, масса общественных организаций занята популяризацией идеологий связанных с “нетрадиционным сексуальным”, а с недавних пор, ещё и “нетрадиционным гастрономическим” поведением. Нужно понимать, что эта деятельность (пиар и раскрутка) требует значительных денежных вложений. В так называемых “демократических странах” эти затраты несут государства, которые, через определённые бюджетные программы, финансируют пиар и раскрутку идеологий, направленных на закрепление поведенческого разнообразия. Это означает, что здесь эти ИДЕОЛОГИИ являются ГОСУДАРСТВЕННЫМИ в буквальном смысле этого слова. Следует заметить, что идеологии, о которых идёт речь, служат оправданием, исключительно “поведенческого” разнообразия, пытаясь выдать его за разнообразие – “биологическое”. Но, увы – даже самый лютый гомосексуальный трансгендер, биологически остаётся тем же homo sapiens, каким его создал Госпо́дь. Хотя, есть большие сомнения в том, что – sapiens…

-4

А как у нас? У нас, как в кино – в смысле: «…без перемен». Номинально, существуют политические партии и общественные организации, но сказать, что в основе какой-то из них лежит идеология, язык – не поворачивается. Даже нынешние “коммунисты”, когда употребляют в публичном пространстве термины, заимствованные из работ Ф. Энгельса и К. Маркса, делают это так, чтобы у слушателя не возникло сомнений – они НЕ ВЕРЯТ в то, о чём говорят.

Тем временем, политика государства вызывает в обществе всё больше вопросов. Это происходит не первый год и СВО на Украине, вопросов – только добавила. Среди них, например, такой:
Не раз государственными деятелями РФ самого высокого уровня было озвучено, что русские и украинцы –

«Это единый народ. Говорили на одном языке – на древнерусском».

Так, какого же рода конфликт имеет место внутри «единого народа», что руководители двух его государств решили прибегнуть к способу разрешения противоречий – особо популярному в далёком XII веке, когда и произошёл развал единого древнерусского государства?

То обстоятельство, что сегодня Николай стоит против Мыколы не с копьём, а с автоматом – всего лишь следствие технического прогресса. Ответы, вроде тех, что произносят руководители государства, общество, явно – не удовлетворяют. Ему (обществу) так часто повторяли, что:

«Не в силе Бог, а – в правде!»,

что именно ощущения правды многим сейчас и не хватает для оправдания силы. А сама “сила” выглядит не совсем благополучно…

В этих условиях, лучшие умы современности пытаются найти ответы, которые дали бы обществу правильные ориентиры в происходящем. Так появляются работы современных “философов”, которые могли бы стать и когда-то, обязательно станут основой новой российской идеологии. Подойдя в работе над созданием идеологии, вплотную ко “второй ступени”, на которой требуется её популяризация – пиар и раскрутка, они совершают свою главную ошибку – идут с этим к представителям государственной власти. «Посмотрите», — почти прямо, говорят они: «Как эта идеология облегчит задачи управления государством, если сделать её “государственной”»…

И слышат в ответ:

«У нас четыре традиционные конфессии, нам достаточно.
По поводу того, чтобы что-то сделать… Вы знаете, я слежу за Вашими работами, за Вашим творчеством, когда время есть, с удовольствием читаю то, что Вы пишете, говорите. Конечно, я знаю, что Вы настоящий российский патриот в самом добром, хорошем, широком смысле этого слова.
Нужно ли нам что-то специально кому-то презентовать – в этом я не уверен.
Вы знаете, ведь Вы сейчас сказали о том, что мы жертвуем чем-то в интересах многих других народов. Я здесь с Вами поспорю. Ничем мы не жертвуем, мы работаем над укреплением своего суверенитета, это в наших интересах. Это прежде всего укрепление финансового, экономического суверенитета, он будет основой, фундаментом для нашего будущего развития – технологического, образовательного, научного»…

(Из выступления Президента РФ Владимира Путина на заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай» 27.10.2022 г. Ответы на вопросы участников).

-5

Сложно представить гамму чувств “философа” получившего такой ответ от руководителя государства. Но не прочитать за ним отказ государства занимать позицию PR-агента какой-либо идеологии – невозможно. Философу в данной ситуации можно посочувствовать, но нельзя не признать правоту главы государства. Где многомиллионные массы адептов новой идеологии? Где сочувствующие и разделяющие вашу идею? Нету?
Тогда, спасибо, дорогой товарищ, философ за щедрое предложение.

И это, наверное, самая разумная на сегодняшний день позиция, потому что НЕ ГОСУДАРСТВА создают идеологии, А ИДЕОЛОГИИ создают государства…

[1] Свя́зи с обще́ственностью, PR (англ. Public Relations — публичные отношения, связи с общественностью, отношения с общественностью, общественные связи..