Читать начало:
"ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ. Часть I: Лучше – никакой, чем плохая?"
В русском языке слово “ИДЕОЛОГИЯ”, так же как, например: “психология” или “социология”, имеет два корня “ИДЕ” (идея) и “ЛОГ” (логика). С идеей всё, более - менее понятно – это в широком смысле — мысленный прообраз какого-либо действия, предмета, явления, принципа. Идея – это то, что обязательно лежит в основе любого социального явления, начиная от поездки с друзьями на пикник заканчивая развязыванием мировой войны. С логикой, тоже – нет проблем – это, в общем случае – «наука о правильном мышлении» или наука о законах, формах и приёмах интеллектуальной деятельности. Логика – это то, что объясняет суть и взаимосвязь событий и явлений, естественно – в рамках доступных пониманию тех, на кого рассчитано объяснение…
Понятно, что для реализации “простых” идей, как-то – поездка на пикник или – на рыбалку, достаточно воли автора идеи и желания потенциальных участников. Но, что делать, если идея касается больших социальных групп? Например: представителей определённого этноса, как это было с сионистской идеологией, или людей, имеющих определённое отношение к орудиям труда, как – с коммунистической? Тут не обойтись без того, чтобы идея была, как следует сформулирована и изложена на бумаге, желательно с картинками и графиками. А раз так, то значит, автор идеи должен обладать определёнными знаниями – компетенциями, как сейчас модно говорить. Наличие у автора идеи специальных знаний, компетенций и навыков является обязательным условием превращения идеи в идеологию. Не случайно в основу большинства идеологий легли работы людей с философским, юридическим и журналистским образованием…
Но даже наличие добротно сформулированной идеи не гарантирует ей превращения в идеологию. Первой ступенью на этом пути является – ПУБЛИКАЦИЯ изложенного. В большинстве случаев, она же становилась и – последней. Можно только догадываться сколько идей кануло в лету, так и не преодолев путь от рукописи до публикации. И всё из-за того, что процесс тиражирования информации, вплоть до массового распространения интернет-технологий, был довольно до́рог. Уместно заметить, что, сделав процесс тиражирования информации доступным, современные технологии, в значительной мере, способствовали её – обесцениванию. Многие, наверное, согласятся, что сегодняшний интернет – это не то место, которому мы безоговорочно доверяем…
В силу этих причин, на пути известных нам идеологий всегда стоял ЧЕЛОВЕК обладающий либо достаточными средствами, либо широкими полномочиями, а лучше – и тем и другим, чтобы сделать “понравившуюся” ЕМУ идею максимально публичной. В публикации, где речь шла о поддержке идеи Теодора Герцля бароном Эдмундом Бенджамином Ротшильдом, в результате которой возникла хорошо всем известная идеология – Сионизма, такой человек был назван «банкир или король». Есть такой «банкир» и у другой широко известной идеологии, в основу которой легли собственные теоретические изыскания и материальная поддержка, оказанная Карлу Марксу промышленником и предпринимателем Фридрихом Энгельсом. Речь, конечно – о Коммунистической идеологии.
«Хорошо», — скажете вы: «Допустим, нашёлся “философ”, который грамотно и обстоятельно ИЗЛОЖИЛ общественно значимую ИДЕЮ. Допустим, благодаря сочувствующему “банкиру”, эта идея стала достоянием широкой общественности. Всё? Это уже идеология?». Чисто номинально, да – это идеология. На практике, далее речь должна идти о том, сколько людей будет вовлечено в реализацию идеи или идей, сформулированных “философом”. Не зря же великие любили повторять:
«Идеи становятся силой, когда они овладевают массами».
То есть второй ступенью в развитии идеологии является её популяризация или, говоря современным языком – ПИАР[1]. Пиар или “публичные отношения” – это необходимая, но при этом самая трудоёмкая и самая затратная часть работы по продвижению любой идеологии…
Возможно, в современном мире это немного позабылось, но большинство политических партий или международных общественных движений создавалось и функционировало, отнюдь – не с целью получения доступа к распределению ресурсов, как это происходит сейчас, а с целю пиара идеологий. Так было с Первым и Вторым коммунистическими интернационалами, так было с Всемирным сионистским конгрессом и другими национальными и международными движениями вплоть до движений занятых пиаром нацистской идеологии. Ведь, были и такие…
Не сто́ит думать, что пиар или раскручивание идеологий посредством общественных и партийных организаций остались в прошлом. Прямо сейчас, масса общественных организаций занята популяризацией идеологий связанных с “нетрадиционным сексуальным”, а с недавних пор, ещё и “нетрадиционным гастрономическим” поведением. Нужно понимать, что эта деятельность (пиар и раскрутка) требует значительных денежных вложений. В так называемых “демократических странах” эти затраты несут государства, которые, через определённые бюджетные программы, финансируют пиар и раскрутку идеологий, направленных на закрепление поведенческого разнообразия. Это означает, что здесь эти ИДЕОЛОГИИ являются ГОСУДАРСТВЕННЫМИ в буквальном смысле этого слова. Следует заметить, что идеологии, о которых идёт речь, служат оправданием, исключительно “поведенческого” разнообразия, пытаясь выдать его за разнообразие – “биологическое”. Но, увы – даже самый лютый гомосексуальный трансгендер, биологически остаётся тем же homo sapiens, каким его создал Госпо́дь. Хотя, есть большие сомнения в том, что – sapiens…
А как у нас? У нас, как в кино – в смысле: «…без перемен». Номинально, существуют политические партии и общественные организации, но сказать, что в основе какой-то из них лежит идеология, язык – не поворачивается. Даже нынешние “коммунисты”, когда употребляют в публичном пространстве термины, заимствованные из работ Ф. Энгельса и К. Маркса, делают это так, чтобы у слушателя не возникло сомнений – они НЕ ВЕРЯТ в то, о чём говорят.
Тем временем, политика государства вызывает в обществе всё больше вопросов. Это происходит не первый год и СВО на Украине, вопросов – только добавила. Среди них, например, такой:
Не раз государственными деятелями РФ самого высокого уровня было озвучено, что русские и украинцы –
«Это единый народ. Говорили на одном языке – на древнерусском».
Так, какого же рода конфликт имеет место внутри «единого народа», что руководители двух его государств решили прибегнуть к способу разрешения противоречий – особо популярному в далёком XII веке, когда и произошёл развал единого древнерусского государства?
То обстоятельство, что сегодня Николай стоит против Мыколы не с копьём, а с автоматом – всего лишь следствие технического прогресса. Ответы, вроде тех, что произносят руководители государства, общество, явно – не удовлетворяют. Ему (обществу) так часто повторяли, что:
«Не в силе Бог, а – в правде!»,
что именно ощущения правды многим сейчас и не хватает для оправдания силы. А сама “сила” выглядит не совсем благополучно…
В этих условиях, лучшие умы современности пытаются найти ответы, которые дали бы обществу правильные ориентиры в происходящем. Так появляются работы современных “философов”, которые могли бы стать и когда-то, обязательно станут основой новой российской идеологии. Подойдя в работе над созданием идеологии, вплотную ко “второй ступени”, на которой требуется её популяризация – пиар и раскрутка, они совершают свою главную ошибку – идут с этим к представителям государственной власти. «Посмотрите», — почти прямо, говорят они: «Как эта идеология облегчит задачи управления государством, если сделать её “государственной”»…
И слышат в ответ:
«У нас четыре традиционные конфессии, нам достаточно.
По поводу того, чтобы что-то сделать… Вы знаете, я слежу за Вашими работами, за Вашим творчеством, когда время есть, с удовольствием читаю то, что Вы пишете, говорите. Конечно, я знаю, что Вы настоящий российский патриот в самом добром, хорошем, широком смысле этого слова.
Нужно ли нам что-то специально кому-то презентовать – в этом я не уверен.
Вы знаете, ведь Вы сейчас сказали о том, что мы жертвуем чем-то в интересах многих других народов. Я здесь с Вами поспорю. Ничем мы не жертвуем, мы работаем над укреплением своего суверенитета, это в наших интересах. Это прежде всего укрепление финансового, экономического суверенитета, он будет основой, фундаментом для нашего будущего развития – технологического, образовательного, научного»…
(Из выступления Президента РФ Владимира Путина на заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай» 27.10.2022 г. Ответы на вопросы участников).
Сложно представить гамму чувств “философа” получившего такой ответ от руководителя государства. Но не прочитать за ним отказ государства занимать позицию PR-агента какой-либо идеологии – невозможно. Философу в данной ситуации можно посочувствовать, но нельзя не признать правоту главы государства. Где многомиллионные массы адептов новой идеологии? Где сочувствующие и разделяющие вашу идею? Нету?
Тогда, спасибо, дорогой товарищ, философ за щедрое предложение.
И это, наверное, самая разумная на сегодняшний день позиция, потому что НЕ ГОСУДАРСТВА создают идеологии, А ИДЕОЛОГИИ создают государства…
[1] Свя́зи с обще́ственностью, PR (англ. Public Relations — публичные отношения, связи с общественностью, отношения с общественностью, общественные связи..