В Воронежской области выполнили план для региона по частичной мобилизации. Об этом сегодня заявил губернатор. Может ли это известие позитивно отразится на бизнесе?
Мнение 1. Председатель регионального отделения "Опоры России" Сергей Наумов:
«Думаю, да. И у потребителей, и у бизнеса появилось некое спокойствие. Вспомните, что было в начале мобилизации: люди просто никуда не ходили, спрос резко упал, бизнес тоже поставил все траты на паузу. Прежде всего, конечно, позитивные изменения коснутся малого бизнеса, особенно работающего в b2c: думаю, до Нового года он почувствует всплеск спроса. Плюс к этому известию добавляется снижение процентных ставок. Не секрет, что с начала СВО по середину сентября взять кредит для малого бизнеса было практически нереально. Это было хождение по мукам: банки требовали кипы документов, предприниматели их собирали, а кредиты им все равно не выдавали. Сегодня же получить кредит стало реально, появились новые льготные программы. И по бизнесу, с которым мы работаем, я вижу желающих ими воспользоваться. То есть желание вкладывать деньги есть, и сейчас оно только вырастет».
Мнение 2. Управляющий партнер пивоварни ТАРКОС и сети ресторанов «Питница», председатель комитета по предпринимательству в сфере общественного питания и торговли ТПП Воронежской области Дмитрий Тарасевич:
«Не думаю, что выполнение плана по мобилизации повлияет на инвестиции, да и в целом на расходы бизнеса. Мы все понимаем, что это промежуточный этап. Экономическая неопределенность остается. Поэтому бизнес по-прежнему будет относиться к своим расходам очень рачительно и экономить. Вот в чем я действительно вижу позитив для бизнеса в этой ситуации – стабилизация рынка труда. В первую неделю мобилизации у нас объемы продаж упали процентов на 30. Потом эта цифра колебалась где на уровне минус 10-20%. И дело не в том, что люди стали меньше пить пиво – потребительский спрос примерно на уровне прошлого года. Но и из нашей компании, и из компаний контрагентов мобилизовали сотрудников. Стоят фуры – не можем их отправить, везти просто некому. Заказчик не может принять партию – у него айтишника забрали, не работают компьютеры. У кого-то нет грузчиков и т.д. И найти замену оперативно не получалось – соискатели просто не брали трубку, опасаясь звонка из военкомата. Думаю, сейчас ситуация все-таки улучшится, и объем продаж восстановится».