Дело в том, что у меня имеет место дисграфия (ну и дизорфорграфия как бонус) – это та штука, которая доставляет мне легкий дискомфорт.
По этой причине у меня почти никогда не было 《5》 по русскому, за очень редким исключением.
В коррекционной школе учитель про меня практически всегда гоаорила примерно так: "Марина, одну ошибку, но обязательно надо допустить?" То есть, я как минимум одну-две ошибки допускала всегда.
Моя первая учительница русского языка с красивым именем Светлана подбирала нарушему классу различные игры, нас заставляли произность скороговорки и буквы.
Диктанты я начала писать не сразу, сначала у меня были списывания, потом мне давали ознакомиться с текстом диктанта заранее, только потом я стала писать под диктовку как и все.
Однако, тексты в школе коррекции были относительно легкие и короткие, поэтому 《4》 ставили. Ещё четверку могли поставить, потому что по другим предметам я была твёрдой ударницей. Хотя, по технологии тоже 《4》 за уши притягивали.
С математикой у меня начались проблемы только в вечерней школе, но это связано с тем, что я цифры и формулы не особо люблю. Даже сейчас математика – нечто слишком абстрактное. Однако, если я потрачу усилия и ею начну заниматься, класса так с 4 (массовой школы) я её пойму.
Правда вот в чём: я как-то перечитывала свои личные дневники и я очень сильно удивилась той вопиющей безграмотности, которая была у меня тогда. Я, например, никак не могла научиться ставить дефис в словах с "кое-, -то, -либо, -нибудь". Стишок знаю, правило знаю, но не применяю.
Потом я перевелась в вечернюю школу и как сейчас помню. На первом уроке русского языка я получила д/з, а следующий урок получила вместо оценки вот такой вот знак "?" (Двойки и единицы нам не ставили, вместо них знак вопроса был).
Мне тогда сказали фразу: 《приставки "З" не бывает!》Я это выучила, но периодически оно мелькало.
У меня было ещё море других ошибок.
Так как это были первые уроки в новой школе и учитель меня тогда не знала, то мне просто посоветовали учить правила и быть внимательнее. Тут ещё может сыграло свою роль то, что учитель знала, что я из коррекционной школы к ней пришла, поэтому "2" и не ставила.
Однако, вскоре учитель узнал, что я люблю читать, пишу стихи, педагог видела мои старания, я ей правила рассказываю и тут же ошибка на ошибке. Я даже букву вставить не могла 🙈.
Стали возникать вопросы по типу:《как так, все правила знаешь, а пишешь с ошибками?》. Я могда только пожать плечами...
О дисграфии тогда не знала даже я, хотя проблемы из детства. Учителя в этом обвинять не стоит, она сама не знала и не обязана была этого знать.
В итоге мне просто из четверти в четверть ставили тройки. Тройка это была нарисована. Однако, ОГЭ и ЕГЭ я сдала на 《4》
Здесь меня спас сам формат экзаменов – тесты. Если бы были диктанты, как у моей мамы в школе, то... упс. Кстати, моя мама говорила, что в детстве она была также безграмотна, но экзаменнационный диктант написала без ошибок просто из-за стресса.
По итоговому сочинению мне поставили плюс за критерий "грамотность" и минус за критерий "качество письменной речи" – наверно тоже от стресса + я подбирала те слова, где меньше всего допускала ошибок.
Вот тут-то и вкрылся главный недостаток ОГЭ/ЕГЭ по русскому: его и безграмотный может написать.
В итоге потом я узнала о дисграфии, а потом её ещё и логопеды (правда онлайн) нашли 😄.
Я решила не сдаваться, несмотря на нарушение письменной речи, а просто брать и делать. И это принесло свои плоды.
Школьный учителя никогда не называли меня безграмотной, могли назвать невнимательной (но у меня реально есть проблема с вниманием и гиперактивность).
В техникуме было немного по-другому:
В первый день на паре русского языка мы писали диктант, чтобы проверить уровень наших знаний. Почти каждому сказали, что он безграмотный, а мне просто отдали тетрадь с 2 ошибками. Это была моя личная победа.
Я также получила 《3》, либо знак 《?》, особенно в 1-ом семестре. За семестр вышла тройка и пока стипендия 👋. Но меня это не расстроило.
Физика и математика тоже тройки. Но это было связанно с тем, что уровень знаний был низким и я не особо горела желанием заниматься этими предметами.
Просто когда в 1-ом семестре выставляли зачёты, мне сказали примерно так: "Марина у тебя "3", но ты в следующем семестре старайся и тогда всё получится". Я потом вообще психанула и забила на правила, решила так: буть, что будет.
Потом пошли четверки и я думала, что молодец. Потом случайно узнала, что нам эти оценки притягивали за уши. То есть по факту у меня "3" и была.
В вузе мне на первом курсе учится была тяжеловато: практикум по орфографии и пунктуации, русский язык и культура речи потом ещё. Диктанты, словарные диктанты, акцентологические диктанты.
Я реально переживала и думала, что меня отчислят. Я даже была уверена, что мне там, в вузе делать нечего, что я случано туда попала.
Но всё было не так плохо. Я очень много занималась на консультациях и когда я в итоге зачётный диктант написала на "3", а все остальное было "отлично" и "хорошо" (и 2 задолженности, но эту деталь опущу), то мне предложили попробовать исправить оценку. Я повысила балл.
Хотя, буду честной, пересдача была дистанционно и мне не составило большого труда найти текст в открытом доступе. И я просто взяла и понаставила пару запятых, чтобы дотянуть работу на "4"
Психологическое состояние
◇
К сожалению, несмотря на всю помощь и поддержку педагогов, я очень сильно переживала из-за своей безграмотности, я искренне не могла понять, почему у меня опять не получилось, даже когда знала причину, я боясь даже себе признаться в проблеме. Была долгая стадия отрицания – это отрицание и привело меня на филфак и с этим расстройством я доучилась аж до 3 курса
Перевестись куда-то не вариант, да и не дадут. Уходила я уже по состоянию психического здоровья, отпустили с огромным трудом, а потом ещё и обратно вернули. Сейчас я вообще одна в группе (по факту, по списку больше, но мы их называем "мертвые души". Да и город и институт мне очень нравится.
Хотите посмеяться?
Я изначально не хотела идти в школу, я знала, что нас туда закинут, но я сама просто хотела изучать русский язык и его развитие и литетатуру. Потом я хотела быть учителем, точнее, я хотела пойти на зло той старшей медсестре и всем тем, кто заявил, что мне в школу нельзя.
Сейчас же, после осознания проблемы, когда я перестала её отрицать, я боюсь идти в школу. У меня, например, велик риск допустить ошибку на доске.
♡
Кстати, из-за орфографии и пунктуации я постоянно плакала, истерила, звонила маме и кричала ей в трубку что-то из серии: "я бездарь, безграмотное быдло" и тому подобное. Настолько сильны были переживания, особенно на фоне фразы: "безграмотных филологов не бывает".
Вот ещё дополнение: мама мне давала информацию о писателях с дисграфией. Мол, смотри, они же не бездари.
До сих пор эта особенность причиняет дискомфорт: от легкого до сильного, в зависимости от ситуации.
Кстати, ещё я с языками испытавала трудности: латынь, старослав, английский и т.д.
Кстати, я бы хотела провести эксперимент: как отреагируют грамотеи, если я не буду упоминать свою проблему.
☆
Осознав проблему я не намерена её всё подряд оправдывать, а буду развивать и формировать свою грамотность настолько, насколько это возможно, даже с помощью детских логопедических и дефектологических игр. Я не сдамся, я докажу, что смогу!