Найти в Дзене
Поезда СССР

Все тепловозы серии ТЭМ (Часть 1)

Всем доброго вечера! Прошлая часть из этой рубрики вам очень понравилась! И я делаю 2 статью на эту тему, которую разделю на 3 части. Заваривай чай и поехАли!! Это первые 9 моделей этой серии: ТЭМ1 Выпуск тепловозов серии ТЭМ1 начат на основе серии ТЭ1 БМЗ в 1958 году. На новых тепловозах вместо дизеля Д50 начали устанавливать новый тип дизелей — 2Д50, отличающийся от применяемого на тепловозах серий ТЭ1 и ТЭ2 устройством распределительного вала. Главный генератор и двухмашинный агрегат также ранее применялись на тепловозах серий ТЭ1 и ТЭ2. Тележка с тяговыми электродвигателями, топливный бак и система охлаждения взяты от тепловоза серии ТЭ3. Тепловозы серии ТЭМ1 строились с 1958 по 1968 год. В июне 1964 года Брянский машиностроительный завод выпустил тысячный тепловоз серии, всего их выпущено 1946. ТЭМ1 поставлялись как для МПС, так и для промышленных предприятий. ТЭМ2 В 1959 году на Брянском машиностроительном заводе был разработан проект усиленного тепловоза серии ТЭМ1. Для этого те
Оглавление
ТЭМ2
ТЭМ2

Всем доброго вечера! Прошлая часть из этой рубрики вам очень понравилась! И я делаю 2 статью на эту тему, которую разделю на 3 части. Заваривай чай и поехАли!!

Это первые 9 моделей этой серии:

ТЭМ1

ТЭМ1-0026
ТЭМ1-0026

Выпуск тепловозов серии ТЭМ1 начат на основе серии ТЭ1 БМЗ в 1958 году.

На новых тепловозах вместо дизеля Д50 начали устанавливать новый тип дизелей — 2Д50, отличающийся от применяемого на тепловозах серий ТЭ1 и ТЭ2 устройством распределительного вала. Главный генератор и двухмашинный агрегат также ранее применялись на тепловозах серий ТЭ1 и ТЭ2. Тележка с тяговыми электродвигателями, топливный бак и система охлаждения взяты от тепловоза серии ТЭ3.

Тепловозы серии ТЭМ1 строились с 1958 по 1968 год. В июне 1964 года Брянский машиностроительный завод выпустил тысячный тепловоз серии, всего их выпущено 1946. ТЭМ1 поставлялись как для МПС, так и для промышленных предприятий.

ТЭМ2

ТЭМ2-460
ТЭМ2-460

В 1959 году на Брянском машиностроительном заводе был разработан проект усиленного тепловоза серии ТЭМ1. Для этого тепловоза Пензенским дизельным заводом на базе дизеля 2Д50 разработан более мощный дизель ПД1 (Пензенский дизель, 1-й тип).

В 1960 году завод выпустил два, а в 1961 ещё один маневровый тепловоз повышенной мощности, которые получили обозначение серии ТЭМ2.

Мощный маневровый односекционный тепловоз ТЭМ2 с электрической передачей широко используется по всей сети железных дорог.

Запасы топлива, масла, воды, песка обеспечивают работу локомотива на маневрах продолжительное время (до 10 суток) без экипировки. Тепловоз легко вписывается в кривые радиусом не меньше 80 метров и может работать двумя секциями при управлении с одного поста.

На тепловозе ТЭМ2 установлен дизель марки ПД1М мощностью 1200 л. с., созданный на базе дизелей Д50, 2Д50, 2Д50М.

Конструкция кузова у этих тепловозов незначительно отличается от кузова тепловозов ТЭМ1 первых выпусков: боковые стенки кабины машиниста выполнены без наклона для лучшего обозрения пути. Кроме замены дизеля был заменён главный генератор и внесён ряд других изменений.

Первые тепловозы ТЭМ2 поступили для эксплуатации в депо Лихоборы и депо имени Ильича Московской дороги.

В процессе выпуска тепловозов ТЭМ2 в их конструкцию вносились изменения:

  • с № 0004 незначительно изменилась конструкция электродвигателей, применены контроллеры машиниста, главные рукоятки которых имеют восемь ходовых позиций
  • с № 0016 изменены электродвигатели и тележки
  • с № 0017 введены специальные шины для подключения силовых цепей при испытаниях, плавкие предохранители в цепях управления и освещения заменены автоматами
  • с № 028 изменено передаточное отношение редуктора
  • с № 053 установлены розетки для ввода тепловоза в депо от стационарного источника тока
  • с 1968 года на тепловозах устанавливался модернизированный дизель ПД-1М
  • с № 250 высоковольтная камера приварена к главной раме кузова (ранее были болтовые соединения)
  • с № 300 введена система автоматического пуска дизеля
  • с № 500 устанавливалась система автоматической локомотивной сигнализации
  • с № 763 цепи управления позволяют работать двум тепловозам по системе многих единиц
  • с № 943 сокращено количество секций для охлаждения воды (с 16 до 12)
  • с № 1145 установлено оборудование для управления локомотивом одним машинистом

После выпуска нескольких доработанных партий тепловозов с 1963 по 1966 год БМЗ, начиная с 1967 года, перешел к серийной постройке тепловозов ТЭМ2. С 1969 по 1979 годы, параллельно с БМЗ тепловозы ТЭМ2 строит Ворошиловградский тепловозостроительный завод.

Тепловозу ТЭМ2-580 выпуска 1970 года первому из локомотивов присвоен государственный Знак качества.

С 1960 по 1975 год БМЗ изготовлено всего 2160 тепловозов ТЭМ2, в том числе для МПС 2160, Ворошиловградским заводом изготовлено 1000 тепловозов, в том числе для МПС 578. На 1 января 1976 года на железных дорогах СССР находилось 1816 тепловозов ТЭМ2 и ТЭМ2А (модификация с возможностью переделки на колею 1435 мм).

С 1982 года тепловозы ТЭМ2 (с номера 7244) выпускаются с кузовом аналогичным ТЭМ2У.

Брянский машиностроительный завод прекратил выпуск тепловозов семейства ТЭМ2 в 2000 году (последний номер 7870).

Тепловозы серии ТЭМ2 также поставлялись в Монголию, Польшу и на Кубу. В Польше они получили обозначение SM48 и были закуплены с 1976 года в количестве 130 машин. Для промышленных предприятий Польши тепловозы поставлялись все-таки с обозначением ТЭМ2 (TEM2).

Сегодня это, наряду с чехословацким ЧМЭ3, самый распространённый маневровый тепловоз на территории бывшего СССР.

Более четверти века ТЭМ2 экспонировался на ВДНХ.

26 сентября 1996 года в Кагальницком районе Ростовской области произошло столкновение школьного автобуса с тепловозом такого типа, в результате которого погибло 22 человека, в числе которых 18 детей.

ТЭМ3

ТЭМ3м-001
ТЭМ3м-001

ТЭМ3 (тепловоз с электрической передачей, маневровый, 3-я разработка Брянского машиностроительного завода) — советский 6-осный маневровый тепловоз.

В 1979 году Брянский машиностроительный завод изготовил тепловоз ТЭМ3-001, у которого тележки были выполнены с бесчелюстными буксами. На этом тепловозе сохранено все основное оборудование (дизель-генератор, тяговые электродвигатели, вспомогательные машины) тепловоза ТЭМ2; остались такими же сцепная масса, запасы топлива, песка, воды и масла, а также тяговые параметры тепловоза ТЭМ2.

В 1980 году ВНИТИ провёл сравнительные динамические испытания двух тепловозов: ТЭМ2 с челюстными и ТЭМ3-001 с бесчелюстными тележками. Тележки тепловоза ТЭМ3-001 были выполнены по типу тележек, изготовляемых производственным объединением «Ворошиловградтепловоз» для магистральных тепловозов. Статический прогиб рессорного подвешивания тепловоза составлял 90-100 мм. Испытания показали, что тепловозы с бесчелюстными тележками имеют более высокие динамические свойства по сравнению с тепловозами на челюстных тележках.

В последующие годы завод изготовил партию тепловозов ТЭМ3, которые поступили для эксплуатационных испытаний на железные дороги.

В 1986 году завод изготовил тепловоз ТЭМ3М-001, который демонстрировался на международной выставке «ЖД транспорт-86». На этом тепловозе применены одинаковые с тепловозами ТЭМ3 тележки и использована однотипная с тепловозами ТЭМ2М дизель-генераторная установка 17ПДГ-2.

ТЭМ4

ТЭМ4К-1038
ТЭМ4К-1038

ТЭМ4 (тепловоз с электрической передачей, маневровый, тип 4) — шестиосный тепловоз с мощностью по дизелю 1000 л. с., выпускавшийся Брянским машиностроительным заводом с 1964 по 1966 год. Конструктивно является экспортной версией ТЭМ2 для поставок в Кубу.

Несмотря на то, что ТЭМ4 в основном был копией ТЭМ2, ряд машин, приборов и аппаратов подверглись переделкам для возможности эксплуатации в условиях тропического климата (высокие температура и влажность). Из-за этого в обозначениях ряда оборудования, включая дизельный двигатель, тяговый генератор и тяговые электродвигатели, был добавлен индекс Т — для тропического климата. Наиболее серьёзным изменением этой переделки стало снижение мощности дизеля с 1200 до 1000 л. с. (как у ТЭМ2).

Всего было выпущено 44 тепловоза ТЭМ4, из которых собственно в Кубу были отправлены 40 штук. 4 тепловоза (2 выпущены в 1964 году, ещё по одному в 1965 и 1966 гг.) были оставлены для эксплуатации в Советском Союзе. При этом их переделали на колею 1520 мм и установили обычное оборудование как у ТЭМ2. Имеются сведения об эксплуатации таких тепловозов в локомотивном депо Лихоборы.

ТЭМ5

ТЭМ5-002
ТЭМ5-002

ТЭМ5 (тепловоз с электрической передачей, маневровый, тип 5) — советский 6-осный маневровый тепловоз.

Выпуская тепловозы ТЭМ2, Брянский машиностроительный завод с целью повышения экономичности одновременно вёл разработки по применению на этих тепловозах других дизель-генераторных установок. Ещё в 1966 году завод выполнил проект применения на тепловозе дизеля 6Д70 (8ЧН 24/27) мощностью 1200 л.с., тягового генератора ГП-319Б постоянного тока и тяговых электродвигателей ЭД-107. Затем был сделан новый вариант проекта с дизелем 3А-6Д49 (8ЧН 26/26), генератором ГП-319Б и тяговыми электродвигателями ЭД-107А; По этому проекту завод в 1971 году изготовил первый тепловоз, получивший обозначение ТЭМ5.

На тепловозе были применены тележки тепловоза ТЭ109, которые в дальнейшем использовались также на тепловозах 2ТЭ116 и 2ТЭ10В. Передаточное отношение редуктора принято 15:68=1:4,53. Колёсная база тепловоза по сравнению с тепловозом ТЭМ2 уменьшилась с 12800 до 12670 мм.

Дизель 3А-6Д49 четырёхтактный, восьмицилиндровый с газотурбинным наддувом и непосредственным впрыском топлива; цилиндры диаметром 260 мм расположены V-образно, ход поршней 260 мм. Номинальная мощность дизеля при частоте вращения вала 1000 об/мин 1200 л. с., расход топлива при номинальной мощности 150—162 г/(э.л.с.-ч), вес дизеля 9000 кг.

Генератор постоянного тока ГП-319Б с номинальной мощностью 780 кВт выполнен как восьмиполюсная машина с независимым возбуждением и самовентиляцией. Напряжение генератора 430/840 В, ток 1815/930 А, частота вращения якоря 1000 об/мин, вес генератора 4300 кг. Тяговые электродвигатели ЭД-107А на тепловозе ТЭМ5 имеют следующие номинальные параметры: мощность 112 кВт, напряжение 215 В, ток 605 А. Система возбуждения тягового генератора — аппаратная (на магнитных амплистатах) как на тепловозах ТЭ10, М62.

Тяговые электродвигатели, помимо полного возбуждения, могут работать при 48 и 25 % возбуждения. На тепловозе ТЭМ5 установлен двухмашинный агрегат А-708, состоящий из возбудителя В-607 и одинаковым с тепловозом ТЭМ2 вспомогательным генератором МВГ-25/11, синхронный генератор ВС-652, аккумуляторная батарея 32ТН-450. Для подачи сжатого воздуха установлен компрессор КТ-7.

Сила тяги тепловоза при продолжительном режиме 21000 кгс при скорости 11,5 км/ч. Конструкционная скорость 100 км/ч. Служебный вес тепловоза 126 т, запас топлива 5440 кг, песка 2000 кг, воды 600 кг и масла 400 кг.

Тепловоз № 002 в 1970 г. испытывался ВНИТИ. Тепловоз № 013 в апреле — сентябре 1974 г. прошел тягово-теплотехнические испытания на экспериментальном кольце ЦНИИ МПС. Эти испытания показали, что расход топлива на номинальной мощности составил 165 г/(э.л.с.-ч), к.п.д. генератора ГП-319Б ниже на 2-3 % к.п.д. генератора ТЭМ2, а расход энергии на собственные нужды значительно больше, чем у ТЭМ2. Отмечено, что дизель 3А-6Д49 недостаточно устойчиво работает на холостом ходу, а при переходе с холостого хода к номинальному режиму появляется дымный выхлоп.

ТЭМ6

ТЭМ6-001
ТЭМ6-001

ТЭМ6Тепловоз с Электрической передачей, Маневровый, тип - 6. Выпускался с 1970 по 1971 год на Брянском машиностроительном заводе. Построено 2 тепловоза.

Серия из двух опытных тепловозов построенных на базе ТЭМ5. Основной целью разработки была унификация на ж/д с колеями: 1000, 1067, 1435 и 1524 мм.

В процессе эксплуатации выяснились проблемы с малым КПД тягового генератора и несовершенной работой дизельного двигателя при переходе с холостого хода в рабочий режим.

ТЭМ7

ТЭМ7-0180
ТЭМ7-0180

ТЭМ7Тепловоз с Электрической передачей, Маневровый, тип - 7. Выпускался с 1975 по 1989 год. Построено 293 тепловоза.

Маневровый российский тепловоз с двигателем КТЗ 2-2Д49 мощностью 2000 л.с.. Локомотив оснащён 4-х осными тележками и имеет 8 осей. Считается первым маневровым тепловозом с использованием электрической передачи переменно-постоянного тока.

В 1973 году заводом предоставлен проект, в 1975 году построена опытная партия из 2 машин, а со следующего года налажен серийный выпуск. В 1988 году создана модификация-последователь ТЭМ7А.

ТЭМ8

ТЭМ8
ТЭМ8
ТЭМ8В
ТЭМ8В

ТЭМ8 — проект Тепловоза с Электрической передачей, Маневровый, тип - 8. Может выпускаться на Людиновском тепловозостроительном заводе.

Проект маневрового тепловоза Людиновского завода. Отличается отцентрированной кабиной и нестандартной формой скошенных капотов.

ТЭМ9

ТЭМ9-0001
ТЭМ9-0001

ТЭМ9Тепловоз с Электрической передачей, Маневровый, тип - 9. Выпускается с 2009 года на Людиновском тепловозостроительном заводе. Построено 167 тепловозов.

Маневровый тепловоз средней мощности, но с 4-х осным экипажем. Предназначен для эксплуатации на подъездных путях предприятий. Оснащён современной просторной кабиной. В тепловозе используется принцип модульной сборки. Для движения применена дизель-генераторная установка ДГ-880Л мощностью 1200 л.с..

Пока это все модели! Продолжение жди завтра! Пока-пока!
Пока это все модели! Продолжение жди завтра! Пока-пока!