В 1871 году было принято поистине революционное Высочайшее повеление о допущении женщин на службу в общественные и правительственные учреждения.
До этого представительницы прекрасного пола служили в основном опять же в женских заведениях ведомства императрицы Марии Федоровны – IV отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Низшее сословие, конечно, не в счет. Простолюдинки испокон веку работали.
В 1862 году весь Петербург был взбудоражен новостью о том, что в книжном магазине Серно-Соловьевича в качестве продавщицы работает Анна Энгельгардт, жена бывшего профессора Артиллерийской академии. Тогдашняя пресса писала, что Энгельгардт – первая женщина, отвергнувшая общественные предрассудки...
Закон 1871 года разрешал женщинам работать воспитательницами, акушерками, аптекаршами, телеграфистками, врачами без права государственной службы, продавцами в винных лавках.
В высшие учебные заведения прекрасный пол по-прежнему не допускался.
Поэтому русские женщины выезжали на учёбу, скажем, в Швейцарию. Подсчитано, что в 1860-е годы в Цюрихском университете училось 200 женщин, из которых три четверти составляли студентки из России.
Но выход был найден. Уже в 1872 году в Москве были открыты первые Высшие женские курсы Герье. Потом – Женские сельскохозяйственные курсы, Высшие педагогические, юридические, коммерческие, технические... К 1913 году на 19 высших курсах училось около 25 тысяч женщин. Причем, число желающих учиться на них было так велико, что для претенденток устраивались экзамены.
С политическими правами «лучшей половины человечества» дела обстояли намного хуже. Но тут следует отметить, что подобные вещи были в порядке вещей по всему миру. Например, впервые женщины были допущены до участия в выборах после Первой мировой войны. Да и то в Британии, да и то – со многими ограничениями.
После 1917 года Россия оказалась впереди Туманного Альбиона – в стране было формально установлено равноправие. Более того, женщины часто исполняли чисто мужскую работу. Скажем, кто ковал победу в тылу во время Великой Отечественной войны? В основном женщины да подростки. По 16-18 часов в сутки на оборонных предприятиях. Не лучше было и в деревне. Именно в те годы появились на свет грустные стихи:
Я и лошадь, я и бык.
Я и баба, и мужик...
После войны эта практика замещения женщинами мужских профессий еще более расширилась. Сколько миллионов мужиков война выбила!..
Сейчас уже не осталось, пожалуй, ни одной сферы деятельности, где бы ни работали женщины. Лишь крайне редко встречаются женщины-философы (я говорю не о преподавателях философии). Дамы на это замечание всегда отмахиваются одинаково: конечно, мужикам делать нечего – лежит на диване, философствует. А женщина в это время по хозяйству, с детьми. Да еще при этом работает. Но, с другой стороны, теория относительности – это ведь не только физическая, но и философская проблема. Но польза от философии для многих, особенно для милых дам, очевидно сомнительна – она не приносит быстрых и осязаемых дивидендов. Поэтому женщинам пока философия не интересна...
Основатель современной психологии Зигмунд Фрейд еще сто лет назад честно признался: великим вопросом, на который не было дано внятного ответа и на который я все еще не могу ответить, несмотря на мое тридцатилетнее исследование женской души, является вопрос: «Чего хочет женщина?»