Время циклично. И мода тоже циклична. В том числе и на разного рода рукоделие. Сегодня снова ценится ручная работа: украшения, одежда, игрушки, мебель, посуда…
Бабушки в деревнях по сей день хранят в глиняных крынках молоко, домашнюю сметану и творог. А любители хорошей кухни совершенно справедливо считают, что вкус и аромат еды, томлёной в глиняном горшочке, на порядок выше, чем у пищи, что готовилась в кастрюле или мультиварке.
Глина – это модно, экологично, красиво. А ещё – очень увлекательно и очень сложно. Казалось бы, чего проще: нажимай ногой на педаль, гончарный круг вертится, лепи что вздумается. На самом деле, это тяжёлая кропотливая работа. Важно почувствовать ритм круга (на современных электрических есть несколько режимов скорости вращения). Не забыть трижды вытянуть глину вверх и аккуратно опустить: иначе в готовом изделии останутся пузырьки воздуха, и при обжиге оно растрескается или даже лопнет. Но самое главное – отцентровка. Глину нужно поместить именно в центр круга, а при формировании изделия обязательно «направлять» её влажными ладонями. Не отцентруешь – твой горшок или тарелка получатся кособокими, а то и вовсе «поплывут».
Эти и многие другие азы гончарного ремесла в нынешнем году выпала возможность постигать преподавателям и воспитанникам Селенгинского дома творчества. По программе «Успех каждого ребёнка» нацпроекта «Образование» любой дом творчества или организация дополнительного образования в республике могли выбрать несколько направлений и получить для их развития необходимое оборудование. Это не первый подобный опыт для селенгинцев. В 2020-м благодаря этому проекту было получено оборудование для мультстудии, музея краеведения, объединения экологического мониторинга. Нынче выбрали уже успешно работающие «Волшебный мир красок», робототехнику, шашки и – из-за стремления к новому, шансу научиться – гончарное дело.
В августе поступило оборудование – всё незнакомое и от этого ещё более интересное. Уже упомянутые электрические гончарные круги, а к ним – специальные стулья, ведь при формовке будущей вазы или чашки задействованы не только руки, но и всё тело. Происходят одновременно и творческий процесс, и физическая тренировка. Поэтому для мастера так важна сила рук, и поэтому в студию набирают ребят старше десяти лет.
Турнетки – круги диаметром с большое блюдо на подставке – для росписи керамики. Наборы стеков – металлических и деревянных палочек с разными наконечниками – для создания авторских узоров. Плотные доски для ручной лепки, фартуки, нарукавники – трудно оставаться чистым при работе с таким материалом. Непосредственно сама глина – 100 кг. Как оказалось, для изготовления глиняных поделок подходит далеко не каждая. Природной глине, или карьерной, которую вдоволь можно добыть даже у нас в Бурятии, нужно пройти несколько этапов до круга или стола гончара: измельчение, просев, промывку, удаление примесей. А потому новичку всё же легче и удобнее пользоваться готовой: она тоже состоит из смеси натуральных материалов, но уже сбалансирована, однородна. Размочил, размял – и твори.
Различается глина и по цвету: серая, розовая, голубая, зелёная, красная и даже чёрная – это зависит от минералов в её составе. Коричневую обычно не покрывают глазурью, а вот посуда из белой очень прочна и долговечна. Интересно, что цвет готового изделия не всегда совпадает с первоначальным, и разная глина требует разных температур обжига, а какую-то и вовсе следует просто высушивать на воздухе. Процесс долговременный, но сейчас для этого можно использовать сушильный шкаф, а наши предки вывешивали горшки и кувшины донышком вверх на заборе. Важно учитывать и жирность материала. Изделия из недостаточно жирной глины хрупкие, могут лопнуть уже при сушке или обжиге и прослужат недолго.
Кстати, по нацпроекту Селенгинский дом творчества получил и сушильный шкаф, и стеллаж для готовых работ, и печь для обжига, которая пока ждёт своего часа. Воспитанники вместе с педагогом Галиной Александровной Темниковой только осваивают новое оборудование и пробуют делать самое простое – плошки, чашечки. Это на круге. На досках лепили черепашек, которые теперь мирно спят на подоконнике – сушатся на солнышке.
В чём преимущество глины – не прошедшая тепловую обработку в печи, она пригодна для повторного использования. Так что весь брак можно размочить в воде и снова пустить в дело.
Галина Александровна признаётся, что сама ещё многому учится вместе с детьми. Читает, разбирается в тонкостях гончарного искусства, смотрит видеоуроки. Сейчас ищет способы, как сделать, чтобы детали готовой керамики держались прочно, не отваливались: не все черепашки, к примеру, остались целыми после сушки.
Планов очень много, желающих обучиться ремеслу наших прадедов тоже немало. Надеемся, уже скоро дети смогут радовать своих близких и друзей красивой глиняной посудой и поделками, изготовленными собственными руками.