Автор: Сергей Солодовник
Целей войны с Японией Куропаткин не усматривал. А какие риски, кроме военных затрат, потерь и возможных неудач им ставились во главу аргументации? Ответ прост: это устойчивость власти в Империи. А причина в том, что у русского народа и русской армии «сознания важности целей, для которых ведётся война, не будет». И тут можно поставить несколько восклицательных знаков. Будет ли армия готова выполнить свой долг в войне, которая столь далека от интересов России? Военный министр уверен: «…враг внутренний пытается внести отраву даже в ряды русской армии… противоправительственные подпольные издания всё чаще и чаще находятся даже в казармах». Восстание на броненосце «Князь Потёмкин Таврический» предсказано почти в деталях.
А что ждёт в тылу? Прогноз, который были бы обязаны сделать министр внутренних дел в сотрудничестве с шефом госбезопасности: «Если война начнётся из-за неясных населению целей и потребуются тяжкие жертвы, то вожаки противоправительственной партии воспользуются этим, дабы ещё больше усилить смуту. Явится новый фактор, с которым, решаясь на войну на Дальнем Востоке, надо до известной степени считаться». Так и вышло: за тыл отвечали полицейские с жандармами, массовая провокация во главе с агентом охранного отделения Гапоном спровоцировала кризис власти, и было принято решение прекратить войну с Японией на условиях противника. Тыл оказался ненадёжен, фактор революции не учтён — войну продолжать даже в выигрышной позиции стало невозможно по внутренним причинам.
Вечный бег к Южным морям
Военный министр в памятной записке по Манчьжурии не ограничивался анализом авантюры на Дальнем Востоке и прогнозом прямых последствий столкновения с Японией. Проблема соответствия амбиций и амуниции, по анализу Куропаткина, была значимой и на южном направлении. Не все помнят, что в период эмоционального экспансионизма под водительством Николая Второго активно прорабатывался проект выхода к Индийскому океану через Персию.
Оценка перспектив второй авантюры А. Н. Куропаткиным: «Приносимые нами и ещё ожидаемые жертвы (напомним, «Записка» 1903 года) и опасности из-за занятого нами на Дальнем Востоке положения должны послужить уроком и для наших мечтаний о выходе к незамерзающему морю в Индийском океане, Чахбар. Уже и теперь видно, что англичане готовятся нас там встретить. Проведение дороги через всю Персию, устройство порта в Чахбаре, укрепление, флот — всё это будет повторением южной ветви КВЖД и Порт–Артура. Там война с Японией, здесь — война с Англией, и притом война ещё более страшная и ещё более ненужная для России, чем война с Японией».
Для справки, порт Чахбар ныне называется Чехбехар. Известный со времён Александра Македонского, он упомянут был Марко Поло как важнейший транспортный хаб того времени и служил морским Шёлковым путём. Сегодня Китай опоздал в этой точке с проектом Морского пояса Шёлкового пути: порт в Оманском заливе есть — совместный проект Ирана и Индии. Причём Индия пользуется Чехбехаром для доставки тяжёлых грузов на свою военно-воздушную базу Фархор в Таджикистане сухопутным путём.
Как и предвидел Алексей Николаевич, после окончания войны с Японией проект «Чахбар» был заброшен на сто лет, по крайней мере, со стороны России.
С другими статьями можно ознакомиться на сайте, в ВК и Телеграм.