Тащит только Колокольников.
27 октября вышел «Конец света» – сериал от Александра Незлобина и новый эксклюзив «Кинопоиска». Юрий Колокольников играет дьявола, который хочет склонить на свою сторону сына – обычного кассира из хрущевки. Тут вам и нестандартный для российских сериалов концепт, и сильный актер в главной роли, и возможность использовать не сильно избитые инфернальные референсы. Но вышло все равно спорно.
Пока что «Конец света» – классический проект Незлобина: из одной утробы с «Я не шучу» и «Незлобом». Задумка хорошая, внутри тоже есть занятные моменты, но кринж все равно побеждает. И, тем не менее, сериал с Колокольниковым нужно смотреть дальше. Почему? И что же пошло не так?
О чем сериал?
Осторожно: в последнем абзаце этого пункта будет важный спойлер – мы вас предупреждали. Так вот, «Конец света». У нас есть Демьян – молодой кассир, живущий в тесной побитой квартире с девушкой Галей. А еще с манипулятивной мамашей, депрессивной бабушкой и раздражающей младшей сестрой. На работе его шпыняют и передразнивают, но парень надеется подкопить денег и съехать от родителей.
Но тут объявляется потерянный отец Демьяна – Сатана. Он называет сына Антихристом и сообщает, что вернулся для организации долгожданного апокалипсиса. Чтобы все получилось, дьяволу нужно согласие Демьяна, а тот знать не хочет отца, который бросил семью. К тому факту, что батек оказался Князем Тьмы, Демьян отнесся равнодушно.
Из этого получается бытовая комедия, но со скидкой на Сатану в доме. Ну и никто не сомневался, что Антихриста обязаны были зачать в хрущевке с коврами на стене. Колокольников ходит и ведет себя как дьявол, свита называет его «мессир» (перебор с отсылками к Булгакову), а главный вопрос звучит так: «Что страшнее – Сатана или отношения в российской дисфункциональной семье?» Но с одним уточнением.
Когда отец понимает, что Демьян не собирается с ним сотрудничать, он начинает манипулировать сыном с помощью Гали. В концовке первой серии это приводит к тому, что девушку насмерть сбивает машина с еще одним важным персонажем за рулем. А Демьян узнает, что сможет вернуть возлюбленную, только согласившись на конец света.
В «Конце света» крайне спорный юмор
Шутки делятся на два типа – либо очень предсказуемые, либо очень кринжовые. К первой категории относится сцена, в которой Сатана исполнял желания семьи Демьяна. Мать начала говорить об отсутствии войн и свободе для политзаключенных, но заткнулась, как только увидела кашемировое пальто. Панчлайн, очевидный с первого слова. Но для «Конца света» это не так уж плохо.
Есть в сюжете и сатанинская свита Колокольникова, состоящая из одного персонажа. Его зовут Азик Митрохин – прямая отсылка к Дане Милохину. То есть, тиктокеры – игрушка дьявола. А имя «Азик» наверняка означает «Азазель». Как будто здесь есть комедийное зерно, и все сценаристы это понимали, но не придумали, как подать юмор менее топорно.
Теперь к убойному кринжу. На экране появляются два ангела-хранителя, чья задача – не допустить конца света. Одного из них, кстати, играет великолепный Николай Шрайбер. В одной сцене его молодой напарник спрашивает, что Григорий (имя старшего ангела) делал в Москве в 1960-х. Ответ потрясающий. Персонаж Шрайбера говорит: «Мы Юру страховали!» А после вздыхает и добавляет: «Все просрали!» Зачем? Зачем вы экранизируете мемы? Еще и такие уставшие.
А ведь была еще и первая встреча Демьяна с отцом. Парня отчитывал начальник, сыгранный Владимиром Маркони. Он предлагал подчиненному вытащить голову из задницы. Тут откуда-то появляется Колокольников и отмечает, что сделать это не так уж просто. Догадаетесь, что было дальше? Хамоватый мужик магическим образом оказался в ситуации, где фразеологизм про голову и задницу нужно воспринимать буквально. И сценаристы сериала, видимо, влюбились в эту шутку – к ней приковано очень много внимания.
На это можно было бы забить, как и на постоянные отсылки к Булгакову или каламбур-минутки от Колоколюцифера из серии: «Да, лифт у вас, конечно, адский». Ведь «Конец света» только стартовал и сразу шокировал сюжетным поворотом, а впереди еще много важных событий. Но юмор, к сожалению, не главная проблема сериала.
Колокольников – единственный сильный персонаж
Начнем с печального факта: герои «Конца света» не умеют разговаривать. И дело не в том, что над сериалом работали плохие актеры. Как раз наоборот. Ксения Раппопорт отличная, Азика Митрохина играет прекрасный Владимир Канухин («Миллионер из Балашихи»), следачка Светлана – топ, бабушка – там вообще умереть можно. Но все эти люди разговаривают сценарными тегами.
Возьмем хотя бы семью Демьяна. Мария – стереотип о манипулятивной истеричной матери. Бабушка, как мама Тони Сопрано, говорит только о скорой смерти. Но хуже всех – сестра Варя. Она разговаривает и ведет себя так, как сорокалетние люди представляют себе зумеров.
Постоянные «типа» и «чувак», желание прогулять школу и покрасить волосы, раздражающее эканье и так далее. При этом, когда в ее квартиру просто так заходит известный блогер, Варя говорит только: «О, нифига, ты же Азик Митрохин! Бесишь меня, чувак, ваще». Понятно, что это пародия, но слишком поверхностная и неживая. В сериале вообще мало жизни.
Тот же Демьян практически не реагирует ни на появление бати-Сатаны, ни на самое трагическое событие в жизни. Он просто никакой. И я ни капли не виню актера Семена Трескунова. Что он мог сделать с этими репликами-тегами?
Или Даниил Воробьев. От него же явно требовали сыграть шаблонного бандоса-богача с замашками мрази, блатным акцентом и матом. Персонаж анекдотов и скетчей Comedy Club про Рублевку. Его актер и показал.
Многие моменты «Концу света» приходится пояснять диалогами, напоминающими вики-справку. «Азик, ты все время забываешь, что бог наделил людишек свободой воли – он должен сам этого захотеть!» Спасибо, что объяснили правила и лор, но такие вещи убивают погружение. Оба героя знают, как работает местная механика. Так зачем обсуждать ее с помощью подробных определений?
Все как в учебнике. Демьян живет в Чертаново – потому что в названии есть слово «черт», поняли? Вторая важная локация – Патриаршие пруды, где Колокольников прогуливается с тростью. Потому что «Мастер и Маргарита», Воланд, Аннушка и все такое.
В этом саду манекенов единственный, кто реально выглядит и чувствуется хорошо – Юрий Колокольников. Уж не знаю, кайфует ли он от роли, но Князь Тьмы получился солидным. С интонациями и расстановкой актера даже плохо написанная фраза звучит веско и твердо. Юрий то возьмет крутую паузу, то дополнит реплику взглядом.
Почему «Конец света» стоит досмотреть?
Удачная роль Колокольникова – повод продолжить просмотр. Актер хоть и развлекается в картонных декорациях, но за ним интересно наблюдать. Но есть и другая, более занимательная причина дать шанс новому творению Саши Незлобина. Неужели вам не хочется узнать, насколько глубоко он готов погрузиться в безумие?
«Конец света» – финальная проверка для Незлоба. Вдруг дьявольщина и парад отсылок к Булгакову нужны, только чтобы создать сеттинг под шаблонную историю о влюбленных. Парень вернет девушку из мира мертвых, а Князь Тьмы получит хороший урок и даст миру шанс. Если так, сериал можно будет объявить очередным кладбищем хороших идей. А они тут есть.
Взаимодействие Сатаны со смертным сыном и возможность найти комедию не только в бытовухе. У «Конца света» есть потенциал, чтобы стать неряшливым, но самым размашистым российским сериалом в жанре. Сделать то, что никогда не дали бы на телевидении, а не только засунуть голову Владимира Маркони ему же в зад.
Несмотря на ультракринжовый юмор, хочется увидеть, как именно сойдутся все эти линии. Например, внутренний бадди-муви про двух ангелов в формате «молодой оптимист + старый пессимист». Заезженно до ужаса, но в общем контексте может как-то сыграть. «Конец света» ведь не только поставляет стыдный юморок, но и не стесняется драматических элементов.
Хорошая героиня быстро умирает, а депрессивная бабушка не только создает комедийный фон, но и пугает обреченностью не хуже дьявола. Благодаря таким моментам можно пересилить себя и понадеяться, что дальше баланс будет сохраняться. Но нужно признать: кринж останется – это фундамент сериала.
Незлобин зашел на новую для бедной российской комедии территорию, хоть и завернул многое в бытовуху и народные архетипы. Но пока не вышли все эпизоды, мы так и не поймем, что это – самобытное лайт-шапито или очередняра в интересном сеттинге. За интригу и смелость «Конец света» точно заслужил шанс на жизнь.
13 лучших российских хорроров. От «Морозко» и «Вия» до «Перевала Дятлова»
Сериал о Горшке, похороны «Мажора» и еще 6 премьер от «Кинопоиска». Что смотреть, а на что забить?