Найти в Дзене
Клуб «Валдай»

Индия на пороге перехода к статусу одной из ведущих мировых держав

Оглавление

Мы живём в мире, где Pax Americana потеряла свой блеск. Времена однополярности и американского универсализма прошли. Мы наблюдаем подъём Китая, возрождение России в Евразии и рост держав среднего уровня, в частности Индии. Контуры нового более хаотичного и полицентричного мироустройства постепенно проявляются. Индия находится на пороге перехода от балансирования между центрами силы к статусу одной из ведущих мировых держав, пишет Б. К. Шарма, директор Объединённого Института оборонных исследований в Дели.

Пока энергично развивающаяся Индия находится в процессе перехода от балансирования между центрами силы к статусу глобальной державы, в стратегически близких нам регионах и за их пределами быстрыми темпами разворачиваются беспрецедентные геополитические события. Глобализация и мировой порядок столкнулись с тремя стратегическими потрясениями – пандемией COVID, талибанизацией Афганистана и украинским кризисом, – что имеет последствия и для Индии. В результате формируется стратегическая среда, характеризующаяся волатильностью, неопределённостью, неоднозначностью и сложностью. В Евразии и Индо-Тихоокеанском регионе началась новая Большая игра с рисками распространения на такие стратегические рубежи, как арктический регион, технологии, торговля, киберпространство, космическое пространство и когнитивное пространство. Мы являемся свидетелями растущей тяги к многоплановым войнам, сочетающим политику, экономику, дипломатию, вооружённые силы, технологии и другие элементы, включая такие факторы, как национальная мощь, ресурсы, участие государственных и негосударственных субъектов, использование средств военных и невоенных, линейных и нелинейных, кинетических и некинетических, которые беспрепятственно применяются по всему спектру конфликта и вверх по лестнице эскалации.

Границы между классическими межгосударственными войнами и мирным сосуществованием размыты конфликтами в «серой зоне». В нарастающем противостоянии мы видим обновление возглавляемого США Евроатлантического альянса (НАТО), восточноазиатских альянсов безопасности, (QUAD и AUKUS) с одной стороны и стратегических объятий Китая и России – с другой. Это поставило средние и малые державы перед дилеммой, заставив их хеджировать, согласовывать и перебалансировать свои стратегические интересы с учётом противоборствующих колоссов. По иронии судьбы международные институты, особенно СБ ООН, стали практически бессильными в предотвращении и регулировании конфликтов. Историческая враждебность, противоречивые основные интересы, наличие нестабильных горячих точек, опасные военные манёвры на фоне углубляющегося стратегического недоверия и отсутствие механизмов предотвращения конфликтов в совокупности повышают вероятность военной конфронтации в ущерб глобальному миру.

Ситуация со стратегической безопасностью Индии также нестабильна. Страна продолжает сталкиваться с гибридными угрозами, исходящими от пакистано-китайских отношений и растущей политико-экономической нестабильности в Южной Азии. Эволюция стратегического развития требует более тонкого и сложного понимания стратегической среды и её влияния на национальную стратегию и внешнюю политику Индии. Индия должна стать важным игроком в своём стратегическом соседстве и ведущим участником формирования геополитики Евразии и Индо-Тихоокеанского региона.

©Reuters
©Reuters

Миссия Индии

Индия стремится быть непоколебимо суверенной, дипломатически автономной, экономически сильной, социально сплочённой, мощной в военном отношении, культурно яркой, передовой в области науки и техники, прагматичной и влиятельной в международных делах страной с уверенным и удовлетворённым населением, стремящейся к достойному сосуществованию и спокойствию в многополярном мире. В основе национальных интересов Индии лежат благополучие её граждан, национальный имидж и влияние. Для достижения этих высоких целей крайне важно развивать комплексную мощь государства и настраивать её для продвижения национальных интересов. При этом всестороннее национальное развитие Индии должно быть основано на стабильной стратегической среде. Таким образом, основная цель внешней политики Индии состоит в том, чтобы успешно ориентироваться в сложной стратегической ситуации и вывести Индию на видное место в сообществе наций.

Стратегическое сканирование горизонта

С точки зрения реальной политики Индия признаёт, что поведение государств будет по-прежнему определяться социал-дарвинизмом, подразумевающим отсутствие постоянных друзей или врагов. Национальные интересы, выживание наиболее приспособленных и баланс сил останутся основными факторами, что означает риск «ловушки Фукидида». Мы живём в мире, где Pax Americana потеряла свой блеск. Времена однополярности и американского универсализма прошли. Мы наблюдаем подъём Китая, возрождение России в Евразии и рост держав среднего уровня, в частности Индии. Контуры нового более хаотичного и полицентричного мироустройства постепенно проявляются.

«Чёрный лебедь» пандемии COVID повлиял на импульс глобализации, нарушил цепочки поставок, вызвал экономические потрясения и породил менталитет крепости в национальных государствах. Поражение США в Афганистане привело к победе идеологии джихада и повлияло на баланс сил в Евразии. Конфликт на Украине углубил пропасть между Западом во главе с США и стратегическим союзом России и Китая, что повлияло на баланс сил в Евразии и Индо-Тихоокеанском регионе. Последовавшая за этим холодная война или, если можно так сказать, стратегическое балансирование на грани войны характеризуется следующими факторами:

  • Налицо полемика по поводу идеологии между либерально-демократическим миром и сторонниками других моделей управления. Могущественные государства борются за господство в Индо-Тихоокеанском регионе, Евразии, Арктике, космосе, киберпространстве и когнитивном пространстве, монополизируя такие ресурсы, как энергия, вода, продукты питания, редкоземельные металлы, полупроводники и микрочипы. Всё это становится средствами стратегического принуждения.
  • Налицо борьба в таких технологиях, как искусственный интеллект, 5G/6G, кибернетика, большие данные, блокчейн, робототехника, автономные транспортные средства, сверхскоростные транспортные средства, космические и противокосмические технологии.
  • Использование США и Европейским союзом экономических санкций в качестве оружия разрушает глобальную финансовую систему, что приводит к росту инфляции, продовольственному кризису, созданию альтернативных экономических блоков, торговых систем и диверсификации производственных центров и цепочек поставок.
  • Многоплановые войны и конфликты в «серой зоне» стали новой нормой, а границы между объявленными и необъявленными войнами становятся аморфными, что усугубляет дилеммы безопасности/отсутствия безопасности.
  • Гонка вооружений, развёртывание вооружённых сил и опасные манёвры чреваты рисками случайных вспышек боевых действий, усугубляемыми стратегическим недоверием и гипернационализмом. Череда просчётов или склонность повышать ставки в украинском конфликте создают риск балансирования на грани ядерной войны. Точно так же Тайвань быстро превращается в опасную точку конфликта между США и Китаем, способного перерасти в крупную войну, которая охватит другие страны и нанесёт ущерб глобальному миру и безопасности.
  • Арктический регион благодаря своим богатым природным ресурсам стал новым стратегическим рубежом. С таянием льдов, разработкой энергетических ресурсов и полезных ископаемых ввод в эксплуатацию Северного морского пути стал реальностью. Стратегическая география Арктики ставит Россию в доминирующее положение в качестве ключевой арктической державы. Китай также провозглашает себя приарктическим государством, наращивает свой потенциал для развития Полярного Шёлкового пути и сотрудничает с Россией в коммерциализации арктических ресурсов. Западный альянс во главе с США считает эти действия враждебными. Конфликт на Украине привёл к тому, что Арктический совет и другие совместные инициативы практически прекратили своё существование. В США и НАТО всё громче звучат призывы расширять арктическое присутствие.

#индия