Найти тему

Задачи в одно действие на сложение в пределах десятка.

Задачи можно сочинять про все, что окажется под рукой. Кто-то положил на лист бумаги два орешка, а потом еще три. Сколько всего орешков на столе?
Задачи можно сочинять про все, что окажется под рукой. Кто-то положил на лист бумаги два орешка, а потом еще три. Сколько всего орешков на столе?

Это, конечно, самый простой тип задач, знакомый всем с детства и наполняющий учебники для дошкольников, чаще всего именно с них начинают знакомство с математикой в привычном большинству взрослых смысле. Придумать задачу на сложение очень просто, поэтому позволю себе просто порассуждать. "Рабочий до обеда изготовил 3 детали, а после обеда - две. Сколько всего деталей изготовил за день рабочий?" - отличная задача, чтобы сразу отбить интерес к математике! Перед тем, как спрашивать у ребенка про детали, рабочих, станки, инструменты и прочие далекие от него вещи, сначала убедитесь, что он уже успел полюбить решать!

Почему мама лучше любого учебника? Потому, что она знает, что интересно ее ребенку. Машинки, котики, еда, члены семьи... первые задачи должны быть про то, что радует конкретного ребенка.

Мама на даче подходит к сыну:
- Смотри, я нашла одну большую клубнику и две маленьких! Сколько...
Малыш хватает клубнику и сует в рот сразу все три. Урок не удался, ну и что? Ребенок вполне доволен, а другой раз может оказаться более удачным.

И не надо бояться простых задач, думать заранее, что ребенку будет скучно. Во-первых, есть вещи, про которые ему всегда интересно говорить, а, во-вторых, когда станет скучно, тогда и усложняйте, спешить не надо.

Мама одевает ребенка:
- Ой, смотри, у тебя одна нога уже в носочке, а одна босая! Сколько всего ножек? Давай посчитаем?

А еще любой педагог вам скажет: "Заниматься надо с ребенком только если он сыт, согрет, хорошо выспался, у него ничего не болит и он в отличном настроении!" А я не педагог, я - мама и хочу сказать, что так не бывает! Заниматься с ребенком надо всегда и везде, но между делом, ненавязчиво.

Вечер, сын устал, хочет спать и есть, готовлю ему ужин и рассказываю:
- Я сегодня шла в магазин и увидела бульдозер! Он был такой большой, с ковшом.... - подробно описываю цвет, форму, издаваемый звук. Сыну нравятся бульдозеры, начинает слушать. - А за ним ехало еще два бульдозера! Это сколько же всего я их увидела?
К моему великому удивлению сын иногда даже плакать переставал, чтоб посчитать, видимо, решать он умел уже хорошо и ему уже нравился этот процесс, но считать и плакать одновременно было очень тяжело!

Кстати, когда-то давно, когда у меня не было своих детей, я не поняла почему племянник легко решил задачу "На Петю смотрит две кошки, а у каждой кошки два глаза, сколько глаз смотрят на Петю?" Но не смог решить сколько ушей у двух людей. Моя мама (учитель со стажем и многодетная мама в одном лице) тогда посмеялась надо мной, сказала, что уши у людей не видны, вот и нечего их считать. Нет, в олимпиадах нам попадались задачи, в которых даже арифметические действия заменялись несуществующими словами и приходилось по косвенным признакам догадываться что имеется ввиду, но это потом, а на начальном этапе ребенку надо видеть или очень хорошо представлять о чем идет речь.

У папы есть одна дочка и один сыночек. Сколько детей у папы?

Еще раз меня заставил удивиться другой факт. Если мы заменим в задаче "в поле работал один трактор" на "в поле работал трактор", то задача станет сложнее! А еще интереснее мне было то, что и в 11 классе ученикам иногда легче написать 1x, чем просто x, например, когда надо общий множитель за скобки вынести. А маленькие дети еще и форму единственного и множественного числа не очень усвоили.

Так что включайте фантазию, подручные материалы и не расстраивайтесь, если что-то не сразу получилось!

А в конце хочу еще напомнить про еще один тип задач на сложение.

У дедушки три конфетки, а у бабушки - на одну конфету больше, чем у дедушки. Сколько конфет у бабушки?

Или

Сегодня на моем канале одна статья про задачи для детей, а завтра будет на одну статью больше. Сколько статей про задачи для детей будет завтра?

А вы решаете с детьми задачи? С какого возраста начали?