Найти в Дзене

Путь к Богу: Спасо-Влахернский женский монастырь

коллаж взят в виде иллюстрации из открытых источников интернет
коллаж взят в виде иллюстрации из открытых источников интернет

Месяца два , наверное прошло уже, как я обещала сама себе написать о чУдном месте нашего Подмосковья. О Спасо-Влахернском женском монастыре.

Я сюда попала случайно. Но уже знаю точно, случайности случайными не бывают никогда. Я случайно оказалась на православной ярмарке будучи больной, случайно подошла к самому дальнему прилавку, потому что там меня бы никто не толкнул, со мной случайно разговорилась монахиня и пригласила в свой монастырь и подарила маленькую бумажную иконку, мы случайно поехали несколько месяцев спустя в Дмитров и, конечно же, не могли не заехать в Деденёво. Вот так как-то всё и бывает в нашей жизни.

Этот монастырь один из самых молодых в нашей стране, если можно так сказать. Решение об его открытии было принято в середине 19 века, о чём и говорит приведённый отрывок письма:

Милостивая государыня!
Анна Гавриловна!
«Имею утешение известить Вас, что предположение Ваше об учреждении в Вашем селе Новоспасском- Деденеве Богоугодного Влахернского общежития из лиц женского пола, в 13 день прошедшего мая Высочайше утверждено.
Молю Бога, да будет благоугодна Ему Ваша жертва, да благословит Он Вас и чад Ваших благословением временным и вечным и да дарует Вам увидеть учреждение Ваше возрастающим и приносящим плод духовный.
Вашего Высокоблагородия усердный богомолец Филарет Митрополит Московский.
29 июля (июня)1852 года»
Из письма
Митрополита Московского и Коломенского святителя Филарета (Дроздова)
Анне Гавриловне Головиной (
https://vlaherna.ru/spaso-vlahernskij-zhenskij-monastyr-xviii-xx-vek/)

Для меня-историка здесь опять очень многое сошлось в одном месте: И история ( а точнее её продолжение) рода Головиных, и история самой обители, и безумный 20 век, наложивший свою тень на многие события в нашей стране, а , главное, отношение ко всему этому людей, которые оказались связаны со всем происходящим в данное время и в данном месте.

Но вообще-то разговор о создании женской обители шёл гораздо раньше, чем 1852г...

Примерно в 8 км южнее Города Дмитрова, на левом высоком ( до 180 м над уровнем моря между прочим) берегу реки Икша, на Целеевых полях в 1295 году в тяжёлом сражении с войском приведённых сюда князем Андреем Городецким ордынцев был убит по преданию царевич Дюденя (Деденя). Деревенька, построенная здесь гораздо позднее, получила название Деденёво. Упоминается она впервые только в 1504 году. Причём отмечается, что она маленькая, и хозяйства здесь нет. В XVII веке Деденёво принадлежит стряпчему дворца Артёму Григорьевичу Ушакову. Род Ушаковых был старым боярским родом, однако совершенно не пытался выделяться среди других, к славе и золоту не рвался. Просто служили потомки касожского князя Редеди. Об этом и девиз потом на гербе рода появится -"Верность и постоянство". Но в XVIII веке земли вокруг Деденёво покупают Головины. Здесь строится в 1713 году господский дом и деревянная Спасская церковь (1712 г), которую уже в камне отстроят в конце века, а в 1843 году расширят и дополнят родовой усыпальницей. Село же называется с 18 века Новоспасским... Именно тогда впервые Головины задумываются об основании здесь монастыря. В построенную церковь вывозят и родовые святыни – богато украшенные крупным жемчугом и драгоценными камнями образа в дорогих окладах, ковчеги с частицами святых мощей. Среди фамильных ценностей – иконы, которыми еще в XIV веке Головиных благословляли русские великие князья.

Внутри Дмитриевского храма. фото из открытых источников интернет
Внутри Дмитриевского храма. фото из открытых источников интернет

В 1852 году владелица Новоспасского ( Деденёво) вдова майора Павла Васильевича Головина Анна Гавриловна ( урождённая княжна Гагарина) и ее сын Гавриил Павлович решили завещать свое имение и семейные реликвии монастырю и через митрополита Московского Филарета (Дроздова) ходатайствовали об открытии женской обители в честь почитаемой в их роду Влахернской иконы Божией Матери. В том же году общежитие монашествующих девиц было утверждено, и Головина стала его попечительницей, пожертвовав усадьбу, пахотные земли и дровяной лес, несколько построек и мельницу, а также двухэтажный дом в Москве.

Анна Гавриловна Головина ( урождённая Гагарина). Изображение из открытых источников интернет
Анна Гавриловна Головина ( урождённая Гагарина). Изображение из открытых источников интернет

Монастырь будет открыт в 1861 году. Анна же Гавриловна скончалась в 1856 году, приняв перед этим схиму. А похоронили её в родовой усыпальнице Спасского собора.

Спасский собор. Фото из открытых источников интернет
Спасский собор. Фото из открытых источников интернет

Игуменьей после открытия монастыря была назначена монахиня Серафима, переведенная из Дивеевской обители, которая стала вести местное хозяйство умело и деловито. Она хозяйствовала здесь 43 года, скончавшись в 1897 году.

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

При ней были возведены колокольня, каменная ограда, новые кельи и другие здания.

Не забывала заботливая игуменья и о духовном развитии сестер. По свидетельству одного священника, посетившего женскую обитель в 1880-х гг, здесь царили «тишина, миролюбие, смирение, беспрекословное повиновение старшим, чистота, целомудрие».

Игуменья Серафима управляла обителью 43 года. За свое особенное умение руководить монастырем её неоднократно отмечали. Матушка скончалась в 1897 году и была похоронена на монастырском кладбище.

Больница при монастыре. Фото из доступных источников интернет
Больница при монастыре. Фото из доступных источников интернет

Обитель же продолжала процветать. Были построены новые каменные корпуса, где разместились кухня, хлебопекарня и мастерские, а в 1901 году открылась больница. Многие сооружения сохранились до сих пор. Уцелела и двухэтажная гостиница постройки 1878 года. С 1954 года в этом здании находится поселковая библиотека – теперь уже за пределами монастыря.

Здание бывшей гостиницы (сейчас библиотека). Фото из открытых источников интернет
Здание бывшей гостиницы (сейчас библиотека). Фото из открытых источников интернет

К 1917 году Спасо-Влахернский женский монастырь стал одной из самых богатых обителей области. И даже государственные перевороты и революция не сильно затронули монастырь — хоть его и закрыли официально, но в течение последующих лет особо не трогали. Разорение началось в 1930-е гг. Интересно, что частично происходившим грабежом изъятием ценностей монастыря руководил племянник человека, его создававшего Фёдор Александрович Головин, бывший комиссар Временного правительства, после октябрьской революции честно работающий на советскую власть. Его правда расстреляют в 1937 году, но до этого он много чего успеет понаделать.

Однако документов по изъятию ценностей монастыря, скорее всего, не сохранилось, а потому судить можно лишь о его масштабе – согласно описям святынь, сделанным до революции, бесследно утрачены более 500 наименований, не считая утвари. Чудом уцелели лишь две святыни: Образ Спасителя в Терновом Венце и Влахернская икона Божией Матери.( «Спаситель в Терновом Венце» был тайно перенесен и оставлен у храма Вознесения Господня села Перемилова. Так святыня была сохранена, находясь в перемиловской церкви до момента возрождения Спасо-Влахернского женского монастыря. А Влахернская икона Божией Матери неведомыми нам путями оказалась в Дмитровском музее, позднее она была передана в Музей древнерусской культуры и искусства имени преподобного Андрея Рублева. В 2015 году икону возвратили монастырю). https://vlaherna.ru/spaso-vlahernskij-zhenskij-monastyr-xviii-xx-vek/

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

Влахернскую обитель закрыли совсем в 1938 году. Жили ли здесь строители ДМИТРОВЛАГА? Скорее всего да...Но наибольшее разрушение монастырю всё-таки нанесла война.

Уже летом 1941 года были скинуты на землю золотые купола Спасского собора. Чуть позже на колокольне наши войска установили зенитные орудия, разместив там пункт наблюдения и связи. Зимой 1941 года после фашистского авиаудара собор был разрушен.

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

А по окончании Великой Отечественной войны на базе оставшихся строений монастыря был создан невро-хирурго-соматический санаторий для инвалидов Отечественной войны из числа рядового и сержантского состава Красной Армии ( наверное поэтому хорошо сохранилось и здание больницы, и трапезный корпус и бывшие кельи монахинь). Большая же часть монастырской территории, включая руины Спасского собора, оставались в запустении…

В июле 1993 года на территории бывшего женского Спасса-Влахернского монастыря прошла служба. Впервые за 70 лет... А с 2001 года монашеская жизнь в обители была возобновлена. Её насельницами стали три монахини сейчас их немногим более 10. А 31 января 2015 года состоялась торжественная передача Влахернской иконы Божией Матери из музея «Андрея Рублёва» в Спасский собор Спасо-Влахернского монастыря, который подняли из руин.

Интерьер Спасского собора. Фото из открытых источников интернет
Интерьер Спасского собора. Фото из открытых источников интернет

На территорию монастыря ведут красивые арочные ворота с резной решеткой, украшенной копией Спаса Нерукотворного образа. Уже отсюда хорошо просматривается высокая светло-голубая колокольня главного собора обители. Шофёр привезший нас сюда когда-то сказал, что небо теряется в куполах.

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

Напротив ворот - небольшой сквер(?), в котором установлены памятный крест и камень - дань памяти жителей Деденёво основателям женской обители, бывшим хозяевам окрестных земель Головиным

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

Как всегда сейчас бывает, можно долго спорить и рассуждать о целесообразности восстановления храмов и установки памятных досок бывшим "мироедам"-помещикам. Главным на мой взгляд является восстановление НАШЕЙ ПАМЯТИ. Нация без памяти о своих корнях, о своих предках умирает. Это неоднократно доказывает мой предмет, история, которую я всё ещё пытаюсь рассказывать на уроках, не занимаясь чтением очередных переизданных учебников. Для меня ярчайшим примером сохранения памяти о предках стала история, рассказанная здесь - во Влахерне. Когда-то достаточно обедневшим Головиным предложили огромные деньги, если они продадут только одну икону старого письма из своей родовой сокровищницы, которая находилась в монастыре. Гавриил Павлович Головин ответил, что их род не меняет небесное на земное...

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

Глядя на восстановленный монастырь, слушая вновь обретённые колокола, смотря на явленные, а ранее безвозвратно утерянные, но чудом сохранённые, исторические ценности, очень хочется повторить эту фразу с гордостью за наших предков: " Небесное на земное мы действительно не меняем"