Месяца два , наверное прошло уже, как я обещала сама себе написать о чУдном месте нашего Подмосковья. О Спасо-Влахернском женском монастыре.
Я сюда попала случайно. Но уже знаю точно, случайности случайными не бывают никогда. Я случайно оказалась на православной ярмарке будучи больной, случайно подошла к самому дальнему прилавку, потому что там меня бы никто не толкнул, со мной случайно разговорилась монахиня и пригласила в свой монастырь и подарила маленькую бумажную иконку, мы случайно поехали несколько месяцев спустя в Дмитров и, конечно же, не могли не заехать в Деденёво. Вот так как-то всё и бывает в нашей жизни.
Этот монастырь один из самых молодых в нашей стране, если можно так сказать. Решение об его открытии было принято в середине 19 века, о чём и говорит приведённый отрывок письма:
Милостивая государыня!
Анна Гавриловна!
«Имею утешение известить Вас, что предположение Ваше об учреждении в Вашем селе Новоспасском- Деденеве Богоугодного Влахернского общежития из лиц женского пола, в 13 день прошедшего мая Высочайше утверждено.
Молю Бога, да будет благоугодна Ему Ваша жертва, да благословит Он Вас и чад Ваших благословением временным и вечным и да дарует Вам увидеть учреждение Ваше возрастающим и приносящим плод духовный.
Вашего Высокоблагородия усердный богомолец Филарет Митрополит Московский.
29 июля (июня)1852 года»
Из письма
Митрополита Московского и Коломенского святителя Филарета (Дроздова)
Анне Гавриловне Головиной (https://vlaherna.ru/spaso-vlahernskij-zhenskij-monastyr-xviii-xx-vek/)
Для меня-историка здесь опять очень многое сошлось в одном месте: И история ( а точнее её продолжение) рода Головиных, и история самой обители, и безумный 20 век, наложивший свою тень на многие события в нашей стране, а , главное, отношение ко всему этому людей, которые оказались связаны со всем происходящим в данное время и в данном месте.
Но вообще-то разговор о создании женской обители шёл гораздо раньше, чем 1852г...
Примерно в 8 км южнее Города Дмитрова, на левом высоком ( до 180 м над уровнем моря между прочим) берегу реки Икша, на Целеевых полях в 1295 году в тяжёлом сражении с войском приведённых сюда князем Андреем Городецким ордынцев был убит по преданию царевич Дюденя (Деденя). Деревенька, построенная здесь гораздо позднее, получила название Деденёво. Упоминается она впервые только в 1504 году. Причём отмечается, что она маленькая, и хозяйства здесь нет. В XVII веке Деденёво принадлежит стряпчему дворца Артёму Григорьевичу Ушакову. Род Ушаковых был старым боярским родом, однако совершенно не пытался выделяться среди других, к славе и золоту не рвался. Просто служили потомки касожского князя Редеди. Об этом и девиз потом на гербе рода появится -"Верность и постоянство". Но в XVIII веке земли вокруг Деденёво покупают Головины. Здесь строится в 1713 году господский дом и деревянная Спасская церковь (1712 г), которую уже в камне отстроят в конце века, а в 1843 году расширят и дополнят родовой усыпальницей. Село же называется с 18 века Новоспасским... Именно тогда впервые Головины задумываются об основании здесь монастыря. В построенную церковь вывозят и родовые святыни – богато украшенные крупным жемчугом и драгоценными камнями образа в дорогих окладах, ковчеги с частицами святых мощей. Среди фамильных ценностей – иконы, которыми еще в XIV веке Головиных благословляли русские великие князья.
В 1852 году владелица Новоспасского ( Деденёво) вдова майора Павла Васильевича Головина Анна Гавриловна ( урождённая княжна Гагарина) и ее сын Гавриил Павлович решили завещать свое имение и семейные реликвии монастырю и через митрополита Московского Филарета (Дроздова) ходатайствовали об открытии женской обители в честь почитаемой в их роду Влахернской иконы Божией Матери. В том же году общежитие монашествующих девиц было утверждено, и Головина стала его попечительницей, пожертвовав усадьбу, пахотные земли и дровяной лес, несколько построек и мельницу, а также двухэтажный дом в Москве.
Монастырь будет открыт в 1861 году. Анна же Гавриловна скончалась в 1856 году, приняв перед этим схиму. А похоронили её в родовой усыпальнице Спасского собора.
Игуменьей после открытия монастыря была назначена монахиня Серафима, переведенная из Дивеевской обители, которая стала вести местное хозяйство умело и деловито. Она хозяйствовала здесь 43 года, скончавшись в 1897 году.
При ней были возведены колокольня, каменная ограда, новые кельи и другие здания.
Не забывала заботливая игуменья и о духовном развитии сестер. По свидетельству одного священника, посетившего женскую обитель в 1880-х гг, здесь царили «тишина, миролюбие, смирение, беспрекословное повиновение старшим, чистота, целомудрие».
Игуменья Серафима управляла обителью 43 года. За свое особенное умение руководить монастырем её неоднократно отмечали. Матушка скончалась в 1897 году и была похоронена на монастырском кладбище.
Обитель же продолжала процветать. Были построены новые каменные корпуса, где разместились кухня, хлебопекарня и мастерские, а в 1901 году открылась больница. Многие сооружения сохранились до сих пор. Уцелела и двухэтажная гостиница постройки 1878 года. С 1954 года в этом здании находится поселковая библиотека – теперь уже за пределами монастыря.
К 1917 году Спасо-Влахернский женский монастырь стал одной из самых богатых обителей области. И даже государственные перевороты и революция не сильно затронули монастырь — хоть его и закрыли официально, но в течение последующих лет особо не трогали. Разорение началось в 1930-е гг. Интересно, что частично происходившим грабежом изъятием ценностей монастыря руководил племянник человека, его создававшего Фёдор Александрович Головин, бывший комиссар Временного правительства, после октябрьской революции честно работающий на советскую власть. Его правда расстреляют в 1937 году, но до этого он много чего успеет понаделать.
Однако документов по изъятию ценностей монастыря, скорее всего, не сохранилось, а потому судить можно лишь о его масштабе – согласно описям святынь, сделанным до революции, бесследно утрачены более 500 наименований, не считая утвари. Чудом уцелели лишь две святыни: Образ Спасителя в Терновом Венце и Влахернская икона Божией Матери.( «Спаситель в Терновом Венце» был тайно перенесен и оставлен у храма Вознесения Господня села Перемилова. Так святыня была сохранена, находясь в перемиловской церкви до момента возрождения Спасо-Влахернского женского монастыря. А Влахернская икона Божией Матери неведомыми нам путями оказалась в Дмитровском музее, позднее она была передана в Музей древнерусской культуры и искусства имени преподобного Андрея Рублева. В 2015 году икону возвратили монастырю). https://vlaherna.ru/spaso-vlahernskij-zhenskij-monastyr-xviii-xx-vek/
Влахернскую обитель закрыли совсем в 1938 году. Жили ли здесь строители ДМИТРОВЛАГА? Скорее всего да...Но наибольшее разрушение монастырю всё-таки нанесла война.
Уже летом 1941 года были скинуты на землю золотые купола Спасского собора. Чуть позже на колокольне наши войска установили зенитные орудия, разместив там пункт наблюдения и связи. Зимой 1941 года после фашистского авиаудара собор был разрушен.
А по окончании Великой Отечественной войны на базе оставшихся строений монастыря был создан невро-хирурго-соматический санаторий для инвалидов Отечественной войны из числа рядового и сержантского состава Красной Армии ( наверное поэтому хорошо сохранилось и здание больницы, и трапезный корпус и бывшие кельи монахинь). Большая же часть монастырской территории, включая руины Спасского собора, оставались в запустении…
В июле 1993 года на территории бывшего женского Спасса-Влахернского монастыря прошла служба. Впервые за 70 лет... А с 2001 года монашеская жизнь в обители была возобновлена. Её насельницами стали три монахини сейчас их немногим более 10. А 31 января 2015 года состоялась торжественная передача Влахернской иконы Божией Матери из музея «Андрея Рублёва» в Спасский собор Спасо-Влахернского монастыря, который подняли из руин.
На территорию монастыря ведут красивые арочные ворота с резной решеткой, украшенной копией Спаса Нерукотворного образа. Уже отсюда хорошо просматривается высокая светло-голубая колокольня главного собора обители. Шофёр привезший нас сюда когда-то сказал, что небо теряется в куполах.
Напротив ворот - небольшой сквер(?), в котором установлены памятный крест и камень - дань памяти жителей Деденёво основателям женской обители, бывшим хозяевам окрестных земель Головиным
Как всегда сейчас бывает, можно долго спорить и рассуждать о целесообразности восстановления храмов и установки памятных досок бывшим "мироедам"-помещикам. Главным на мой взгляд является восстановление НАШЕЙ ПАМЯТИ. Нация без памяти о своих корнях, о своих предках умирает. Это неоднократно доказывает мой предмет, история, которую я всё ещё пытаюсь рассказывать на уроках, не занимаясь чтением очередных переизданных учебников. Для меня ярчайшим примером сохранения памяти о предках стала история, рассказанная здесь - во Влахерне. Когда-то достаточно обедневшим Головиным предложили огромные деньги, если они продадут только одну икону старого письма из своей родовой сокровищницы, которая находилась в монастыре. Гавриил Павлович Головин ответил, что их род не меняет небесное на земное...
Глядя на восстановленный монастырь, слушая вновь обретённые колокола, смотря на явленные, а ранее безвозвратно утерянные, но чудом сохранённые, исторические ценности, очень хочется повторить эту фразу с гордостью за наших предков: " Небесное на земное мы действительно не меняем"