257 подписчиков

Сбежал из Wildberries. Как всё устроено

55K прочитали

Перекур каждый четный час
Перекур каждый четный час

Приветствую всех читателей! Я только что ушел из Wildberries и хочу поделиться интересным опытом с теми, кому, как и мне, срочно понадобятся деньги и кто решит подзаработать в этой системе.

Друзья, которым я рассказывал эпизоды из моей работы кладовщиком на складе, довольно часто советовали изложить все письменно. Но по образованию я инженер, тексты для писать мне непривычно, поэтому если что не взыщите, опечатки и запятые я уже попросил поправить, остальное обсудим в комментариях. Буду рад лайкам и вопросам, постараюсь в будущем на них отвечать в новых постах, если это будет интересно. Поехали.

Как вообще туда устроиться: первые шаги и собеседование

Устроиться работать на склад Wildberries крайне легко. Достаточно скачать приложение WB Job, выбрать склад, на котором удобно будет работать. Обращать внимание следует на его локацию (удобно ли будет добираться) и тарификацию работ. В приложении на карте можно видеть, сколько в среднем может заработать сотрудник склада за одну смену. Цифры варьируются от 4000 до 8000 рублей. А затем необходимо заполнить небольшую анкету (ФИО, паспорт и СНИЛС). Далее предлагается ознакомиться с правилами, и договором. В итоге необходимо поставить галочки и нажать кнопку СОГЛАСЕН (или ПРИНЯТЬ — сейчас уже не помню).

Меня подкупили эти цифры, и я выбрал склад, который находится в г. Лобня. После заполнения и отправки анкеты в приложении появляется приглашение на склад на оформление. Собеседование проходит в течение двух минут:

— Здравствуйте, я по поводу работы.

— Здравствуйте, присаживайтесь…. Ваш паспорт и СНИЛС, пожалуйста.

Передаю документы

— 5/2 или 2/2 (спрашивают про график работы)?

— 2/2.

— В день или в ночь?

— В день.

— Я вас сфотографирую для анкеты. Вот ваш пропуск (дают магнитную карту). Правила такие:

  • перекур каждый четный час,
  • телефоны на складе запрещены.
  • Рабочий день с 8-00 до 20-00.
  • Обед длится час.

Когда выходите?

Первый день: главный инструмент — «палец»

С предыдущего места работы меня недавно сократили, и коллега предложил мне Wildberries. Я «повелся», услышав, что там можно было заработать за смену до 10000 рублей. Но он сказал сразу же: не стоит рассматривать это место, как постоянное. Так, подработка. Мне вдруг стало интересно, отчего же?

Я вышел на работу на следующий день. Найдя старшего смены, я попросил его ввести меня в курс дела. Он выдал мне ТСД (терминал сбора данных) который представляет из себя смартфон на базе android с автоматической загрузкой приложения, из которого нельзя выйти, и «палец» (сканер, с помощью которого сканируется ШК (штрихкод) товара.

— Сюда нажимаешь, это сканируешь, подходишь сюда, это сканируешь, берешь «гофру» (так называется ящик, в котором привозят товар на склад), сканируешь шильдик и дальше сканируешь товар.

— А где взять «гофру»?

— Вон там — супервайзер жестом руки показал на одиннадцатые ворота. — Занимай очередь.

Я вообще ничего не понял. Никто ничему не учит. Дали сканер и вперед, по ходу разберешься. И я разобрался, поработав там полдня.

Прежде, чем приступить к работе, необходимо отсканировать свой личный штрихкод, чтобы система могла идентифицировать кладовщика, а затем штрихкод места работы – это для того, чтобы знать его локацию на складе в случае чего.

На складе выполняются разные работы. Меня поставили на предсорт (предсортировка). Это значит, что когда товар приезжает с других складов, его надо разбить на разные направления. Эти направления забирают другие кладовщики, чтобы так же раздробить их на направления, упаковывают в коробки, которые потом отвозят на ПВЗ (пункт выдачи заказов). Получается что-то типа маршрутного дерева.

Я занял очередь за товаром фразой: «Кто крайний». Народ сбился кучками в ожидании машины. Обычно там стояло до десяти человек, но как только ворота открывались, все как по сигналу, сбегались, образовывая невнятную очередь длиной в 20-30 человек.

Вообще, склад Wb – это проходной двор. В большей степени, там работают персонажи с низким социальным статусом. Но есть и очень порядочные, интересные люди.

На складе нет грузчиков, но машины ведь должен кто-то разгружать — и вот тут начинаются первые секреты Wildberries.

Сейчас я расскажу как и главное почему люди бегут бесплатно и добровольно разгружать машины.

Работа на этом складе оплачивается ТОЛЬКО за сканирование товара. Никаких других денег за какие-то дополнительные работы там не платят.

Склад. Жирнее «гофра» — больше «пиков», или почему люди бегут работать бесплатно

На каждом складе Wildberries (а их по Москве и области около десяти) существует своя тарификация «пиков» (когда сканером пи-и-икают товар).

Например, в Лобне, на моем складе, стоимость «пика» на предсорте стоит 1,8 рубля, а в Черной Грязи 2,2 рубля. Количество «гофр» в машине может варьироваться от 1 до 19. И во всех количество товара разное. Тем, кто возьмется сам разгрузить машину, кладовщик-приемщик оставит самые жирные гофры в 300-350 единиц товара. Соответственно, там ты больше отпикаешь, а значит, больше заработаешь.

Так выясняется, что разгружать машины — выгодно. Когда на разгрузку вставало больше людей, чем требовалось - без конфликтов не обходилось.

Штрафы: как работать, и при этом оставаться должным

Поработав пару дней, я понял, почему Wildberries не может быть основным местом работы. Все из-за системы штрафов.

Перефразируя одну известную поговорку: «Был бы кладовщик, а штраф найдется».

За что штрафуют? Сперва может показаться, что за дело.

За брак, за потеряшки (товар, который потерялся и не доехал до клиента, либо до следующего кладовщика). Но если разбираться в этом чуть глубже, то вопросов становится только больше, а ответов вам никто не даст.

Мне попадались два вида «штрафа». Штраф в кавычки я поставил, потому как считаю, что это только одно название.

В первый день мне прилетел минус «Разделение ответственности по ШК», затем «Потеря сортировки. Не найдено в таре.» Я якобы «потерял» комбинезон. Как можно потерять комбинезон? Был ли он вообще — я его не видел.

Так выглядит скрин приложения. Зеленое - это то, что заработал, а красное, соответственно, штраф
Так выглядит скрин приложения. Зеленое - это то, что заработал, а красное, соответственно, штраф

Бывало так, что я находил товар на полу. Он выпадал из ящиков и всем было плевать. Товар пересыпают неаккуратно из одной тары в другую.

Как находят ответственных? Предположим, вещь реально пропала (ее кто-то украл). Всем, кто ее «пикал» до этого, прилетит минус, и неважно, виноват в этом человек или нет. Например, я «пропикал» брак (товар испорчен) — мне будет минус. Или, вскрыли упаковку печенья и вынули одну штуку, или шампунь потек. Я это могу обнаружить и отнести в ящик «БРАК». Что будет дальше с этим товаром, я не знаю. Если его «пропикают» как «брак», тогда будет все норм. А если про него забудут, то система не будет знать, отнес я товар в коробку с браком, потерял ли, или украл. За это уже штраф.

На складах воровство — дело частое, но самое интересное, что ответственность несут только кладовщики. Все кто прикасался к товару, будут оштрафованы.

Есть охрана, которую наняли для того, чтобы предотвращать вынос товара. Но кражи есть, товар выносят, а охрана не отвечает.

Если сотрудники будут уличены в краже, их оштрафуют. Возможно уволят (заблокируют пропуск). Вызывать полицию и возбуждать уголовные дела там не принято.

А как товар может потеряться? Порвалась упаковка, на которой наклеен ШК и товар лежит от нее отдельно. Если это не заметить сразу, товар остается без кода, и его потом никак нельзя идентифицировать. Но он все равно «пропал» из системы учета — штраф.

Есть мелкие товары, которые могут остаться на дне «гофры» в груде мусора, под картоном или рассыпанным из порванного пакета кошачьим наполнителем. Штраф.

Однажды, совершенно случайно, я увидел карандаш для ресниц, который попал в щель ящика. Он бы тоже потерялся, если б я не заметил.

Это неприятно, когда минусуют за то, где вины нет. Но это типа, коллективная ответственность.

Однажды я получил за отработанную смену минусовую выработку. Унес домой отрицательный рост зарплаты, как сейчас говорят. Из-за «штрафов».

Товаров в тот день было мало, целый день стоял (работа стоячая), вымотался в ноль и в конце смены еще и оставался должен. Это было очень неприятно. Кому-то прилетало и минус 30 000 руб. Просто так.

Уже в следующую смену я вышел на склад в Черной Грязи. Там "пики" дороже, а штрафов меньше.

Склад в населенном пункте Черная Грязь
Склад в населенном пункте Черная Грязь

Читайте, как выбрать профессию по душе

В приложении, в личном кабинете кладовщика отображается выработка за смену. На баланс (с него деньги можно вывести на карту по заранее указанным реквизитам) заработок падает только на третий день. Думаю, это связано с тем, что доставка от поставщика до клиента занимает около трех дней, и если с товаром что-то случается, еще можно взыскать с кладовщика. А с баланса уже нельзя отобрать деньги. Еще есть нюанс. Это правило действует не везде, но можно вывести на карту только от 5000 рублей. То есть, решил уйти, а на балансе менее этой суммы, придется вернуться на одну смену. Доложить на баланс, чтобы добить до нужной суммы, не получится. Это не предусмотрено, но выход есть всё равно. Эти деньги отображаются на балансе в приложении Wildberries, и ими можно расплачиваться.

Супервайзер наделен властью. И стулом

Супервайзеры — персонажи невероятно молодые. Всем не больше 25 лет. Могу предположить, что их туда проталкивают родственники руководства компании. Ведут они себя агрессивно и высокомерно. Попадались и нормальные, но они, скорее, исключение.

У супервайзеров есть рабочее место со стулом. А кладовщик проводит 12 часов на ногах без права присесть. Устал — садись на корточки. На поддон сесть нельзя — штраф.

Есть еще один момент. Очень унизительный. Несколько раз за смену супервайзеры собирают кладовщиков и требуют убраться. Эта действо подразумевает под собой разделение картона и мусора. Работа не оплачиваемая.

В цивилизованном мире говорят: «Выполни эту работу, и мы тебе заплатим». В Wildberries политика иная: «Сделай эту работу, иначе мы отнимем у тебя всё, что ты заработал». Штраф.

— Ты почему без формы?

— Моего размера не было.

— Получи форму или оштрафую.

Покупка футболки
Покупка футболки

На самом деле форму не получают, а покупают за свои деньги. Стоит она около полутора тысяч. Я купил футболку, на и этом разошлись. Казалось бы, какая разница, в чем работать, в лиловой майке или в своей черной? Может, одинаковость, как в армии, формирует стадное чувство. Индивидуальность размывается и все как один, идут выполнять приказ сортировать мусор от картона и поднимать полные «гофры» друг на друга, и всё это, повторюсь, бесплатно и добровольно.

На складе есть шкафчики, но они без замков, поэтому все оставляют свои вещи — сумки, куртки и телефоны перед входом на склад. Были случаи, что и телефоны крали прямо перед носом охраны.

У входа оставляют свои вещи
У входа оставляют свои вещи

Там же у охраны перед камерой лежат телефоны
Там же у охраны перед камерой лежат телефоны

Читайте, какое хобби помогает отвлечься от работы

На стене висит объявление: «Перекур каждый четный час». Засекут в неположенное время — штраф. Порой машину с товаром приходится ждать около трех часов. Казалось бы, какая разница, когда пойти на перекур?

На фоне увиденного, у меня сложилось мнение, что старшие — это люди с комплексом неполноценности, размером с «Эмпайр стэйт билдинг», и им доставляет удовольствие подавлять волю других. Одних отпускают уже в 19-48, других держат ровно до 20-00, потому что им так захотелось, и неважно, что работы до конца смены уже не будет.

Несколько напутственных слов и лайфхаков

— будущим сотрудникам склада: если у вас нет ни капли чувства собственного достоинства, если вы готовы унижаться и выполнять некоторые виды работ бесплатно, платить за униформу, если вы не против, что отработав три дня, вам прилетит минус, и вы еще останетесь должны, добро пожаловать на склад. И если вы считаете, что я где-то преувеличил — можете проверить.

— игрокам маркетплейса: если вы хотите чтобы ваш товар благополучно добрался до клиента, позаботьтесь об этом заранее, а именно, упакуйте в пупырку тот товар, который может оказаться поврежденным, если его уронить на пол с метровой высоты. Если вы хотите, чтобы мелкий товар не потерялся, закатившись в щель ящика, упакуйте его, придав ему дополнительный объем. Упаковывайте печеньки так, чтобы было трудно порвать упаковку и вытащить оттуда товар. Наклеивайте ШК таким образом, чтобы он потом не отвалился.

— супервайзерам: поменьше скотства и побольше уважения к другим, иначе, рано или поздно, будет как в той песне: «Бригадир у нас хороший, бригадир у нас один…»

Просто ли найти работу в Москве? Читайте в следующем выпуске.

У меня ж опыта больше
Двухминутное дело5 ноября 2022