Найти тему
diletant.media

Роль музыкантов в политическом пространстве

Расшифровка передачи «Книжное казино» от 29 октября 2022 года. Гость – Артемий Троицкий, журналист. Ведущие – Никита Василенко и Николай Александров.Н.ВАСИЛЕНКО: Тема программы была вдохновлена нашими музыкантами, которые не боятся говорить со своей аудиторией и называть вещи своими именами. Сегодня к нам под эфир пришла новость. Один из телеграм-каналов сообщает, что Министерство культуры РФ собирается разработать законопроект, который будет направлен на то, чтобы утихомирить действия некоторых артистов, которые покинули Россию и также критикуют действия российских властей в отношении Украины. Говорится, что в том числе этот законопроект будет допускать некоторые механизмы, которые позволили бы лишить артистов званий, наград и всего прочего. Действительно настоящий back in USSR. Но мы сегодня не просто отправимся в USSR. Мы поговорим гораздо шире. Больше историческое путешествие. Попробуем разобраться о роли музыкантов в политическом пространстве. И поможет нам журналист Артемий Троицкий. Артемий, здравствуйте! А.ТРОИЦКИЙ: Добрый день! Красивый голос у вас. Н.ВАСИЛЕНКО: Ой, пойду на музыкальную сцену после эфира. А.ТРОИЦКИЙ: Пора-пора. Н.ВАСИЛЕНКО: Получил благословение. А.ТРОИЦКИЙ: Баритонов явно не хватает. Н.ВАСИЛЕНКО: Тут дело, как говорится, дискуссионное. Я в подзаголовке нашей сегодняшней встречи указал: "От Вьетнамской войны до сегодняшних дней". Мне кажется, что именно эпоха Вьетнамской войны стала отправной точкой, когда музыканты стали участвовать именно в процессе. Понятно, что, например, в годы Первой мировой, Второй мировой они участвовали в каких-то агитбригадах на сторонах своих стран. Кто не был согласен с действиями своей страны, уезжали в эмиграцию, там продолжали свою деятельность и гонорары жертвовали на помощь беженцам и другим жертвам войн. Но именно с начала войны во Вьетнаме начинается именно протест. И здесь в том числе содержательно меняется песенная составляющая, лирическая составляющая в песнях. Вспомним тот же Creedence, которые написали протестную песню о детях сенаторов, которые не идут на войну, а на их место приходят простые парни. Согласны ли вы с тем, что музыка и протест против войны появились именно в эпоху Вьетнама? И почему это произошло в США, а не в любой другой войне. А.ТРОИЦКИЙ: Я сказал бы так, что, конечно же, песни о войне существовали много веков, скорее всего, и много тысячелетий. Другое дело, что поначалу почти все военные песни были за войну. Это были в первую очередь какие-то бодрые, жизнеутверждающие военные марши, которых было огромное количество. Всевозможные патриотические песни, что называется духоподъёмные. Это не означает, что эти песни были плохие. Было много прекрасных песен. У меня язык не повернётся сказать, что песня "Священная война" - плохая песня, хотя, естественно, это песня за войну, она за народно-освободительную войну. Н.ВАСИЛЕНКО: "Пусть ярость благородная вскипает, как волна". Она поднимала действительно на бой. А.ТРОИЦКИЙ: Да, "С фашистской силой тёмною, с кровавою ордой". Это были прекрасные песни, но они несли в себе определённый милитаристский дух. Были в то же время некоторые песни более грустные. Скажем, в России существовал целый жанр, поджанр солдатских песен. Это было в 18−19-м веке. Это были песни про грустную солдатскую долю. И они как раз явно выступали диссонансом на фоне всяких бравурных маршей и даже таких вдохновляющих мелодий, как "Прощание славянки". Но их было мало. Можно вспомнить, скажем, первую и знаменитую, абсолютно артикулированную русскую антивоенную песню. Это, конечно, была песня Александра Вертинского под названием "Всё, что я должен сказать": "Я не знаю, кому и зачем это нужно. Кто послал их на смерть недрожащей рукой". Песня и антитоталитарная, но она и антивоенная тоже, поскольку речь там идёт об этих самых солдатиках, кадетах молодых, которых отправили на убой. Но я думаю, Никита, вы абсолютно правы, что новая эра антивоенной песни, уже всем известная и запротоколированная, началась со времён холодной войны. Я бы сказал, что дело было не только в американских антивоенных песнях. В Штатах - да. Там, разумеется, Вьетнамская война спровоцировала мощнейшее антивоенное движение, которео выражалась в многочисленных манифестациях, в том, что парни жгли военные повестки. Десятки тысяч молодых американцев перебирались через канадскую границу, стремясь убежать от воинской обязанности. Эта история, как вы знаете, повторилась, причём в гораздо большем масштабе в России в 2022 году. Н.ВАСИЛЕНКО: Параллели абсолютно очевидны. А.ТРОИЦКИЙ: В Канаду из США сбежало примерно 40 тыс. человек. Из РФ в Грузию, Армению, Казахстан, Монголию, Турцию и проч. сбежало, по самым скромным подсчётам, порядка 700−800 тыс. То есть в 20 раз больше, чем из Америки. Из Штатов этот исход 40-тысячный продолжался в течение 10 лет. Где-то с 1965-го по 1975-й. В России это произошло в течение 1 месяца. Н.ВАСИЛЕНКО: И в России это такая третья мобилизация, если брать последние 100 лет: Первая мировая, Вторая мировая (она же Великая Отечественная в нашей истории) и сейчас. А.ТРОИЦКИЙ: Да, это так. И, конечно, это всё сопровождалось музыкальной фонограммой. Это была масса антивоенных песен. Вы вспомнили "Счастливый сынок" группы Creedence Clearwater Revival. Но было очень-очень много песен на эту тему. Самые известные - песни Боба Дилана. Masters of war. Это, кстати, песня очень умная. Не просто долой войну, а там Дилан очень чётко раскладывает, кто такие хозяева войны, для чего они это делают, что это военно-промышленный комплекс, что это кровожадные политики. Похожая песня была у группы совсем иного музыкального направления, нежели Дилана. Я имею в виду Black Sabbath, основоположников хеви-метал, в любви к которым признавался в своё либеральное время тогдашний президент Дмитрий Медведев. У Black Sabbath есть песня абсолютно на эту тему War Pigs, где по этим свиньям Оззи Осборн и сотоварищи основательно проходятся. Я уже не говорю об антивоенных гимнах, большую часть которых сочинил Джон Леннон: Imagine, Give Peace a Chance. Н.ВАСИЛЕНКО: А можно как раз остановиться на Джоне Ленноне? Он же американец, не британец. Зачем он полез в американскую повестку? Зачем он рисковал, поскольку миграционные власти США не сильно жаловали такие публичные заявления? А.ТРОИЦКИЙ: Леннон был просто очень неравнодушным человеком, активистом. Его эта тема очень интересовала. Он приобщился ко всей этой тематике. Он же снялся в военном художественном фильме How I Won the War, где он играл окопного солдата. Я думаю, что, как-то проникшись идеями этого антивоенного художественного фильма, он стал очень активным действующим лицом во всех антивоенных кампаниях. Одним из самых активных наряду с профессиональными политиками, активистами антивоенными движениями, кампаниями за ядерное разоружение и т. д. Н.ВАСИЛЕНКО: Тогда ещё один вопрос по Леннону. Как вам кажется, почему СССР проигнорировал его антивоенное участие, поскольку это был идеальный образ, который можно было использовать, как Анджелу Дэвис? Он, вроде, из рабочих трущоб Ливерпуля, он написал песню Working Class Hero. Imagine многие трактуют как обновлённый манифест коммунистической партии. В дело за мир вписался, а советская пропаганда всё равно продолжала запрещать пластинки The Beatles и сольное творчество Леннона. А.ТРОИЦКИЙ: Я думаю, что советская пропаганда во многом действовала по старинке. Скажем, Анджела Дэвис стала полезной идиоткой в руках советской пропаганды, потому что она была членом компартии США. А что тут мы видим у Джона Леннона? Мало того что он играет и поёт какую-то обезьянью музыку, категорически чуджую нашей молодёжи. Он ещё и фотографируется в голом виде со своей женой Йоко Оно. Он же выступает за легализацию наркотиков и прочее, прочее. Я думаю, что моральный, эстетический облик Джона Леннона был категорически неприемлем для советской пропаганды. Я хотел сказать совсем другую вещь. Дело в том, что параллельно со всей этой американской историей развивалась и тема советской антивоенной песни периода холодной войны. И песен было огромное количество. И некоторые из них были реально народными хитами. Самая известная, естественно, "Хотят ли русские войны" на стихи Евгения Евтушенко. Но это была далеко не единственная песня 1960-х. Тогда, в том числе и в период Карибского кризиса, эта антивоенная тема была, пожалуй, даже главной в военной пропаганде. В этом, скажем, абсолютно разительное, шокирующее отличие советской пропаганды, к методам которой путинская пропаганда постоянно прибегает, и самой путинской пропагандой. Путинская пропаганда - 100%-ный империализм, раз. Реваншизм - два. И милитаризм - три. Это 3 самых ругательных слова в советское время. То есть американские империалисты, немецкие реваншисты и всемирные милитаристы. Это всё теперь поднято на щит пропаганды времён Владимира Путина. А тогда были прекрасные песни. И "Хотят ли русские войны" - отличная песня. И стихи хорошие. и музыка прекрасная. Были там всякие песни "Небо, небо, небо, небо, небо. Тучами укрой родную землю. Чтобы демон смерти не прорвался в этот мир". "Голос земли" называлась эта песня. Муслим Магомаев исполнял её. Н.ВАСИЛЕНКО: "Пусть всегда будет солнце" - главная песня, которой со школьной скамьи учат. А.ТРОИЦКИЙ: Да, этим я хотел закончить. Окончательный для всех возрастов антивоенный хит - песня Аркадия Островского "Пусть всегда будет солнце". В этом смысле надо сказать, СССР от Америки ничуть не отставал. Н.ВАСИЛЕНКО: Для СССР своим Вьетнамом стал Афганистан. Понятно, что в пропаганде полностью легализовали присутствие советских войск. Объяснили это помощью братскому народу Афганистана, который в своей классовой борьбе против сил империализма выстоять. И здесь многие официальные представители эстрады ездили на участки боевых действий, поддерживали солдат. И никак не противоречило, что они пели песни о мире, потому что именно защитой мира объяснялось присутствие советских войск. Но и в то же время был советский андеграунд. Если кто-то хочет о нём узнать подробнее, рекомендую книгу Артемия Троицкого Back in USSR. Здесь вопрос: было ли какая-то в советском андеграунде организованное антивоенное если не сопротивление, то хотя бы в какой-то степени оформленная протестная деятельность? А.ТРОИЦКИЙ: Если отвечать коротко, то нет, не было. Это довольно странная история. Странная, загадочная. Я не могу объяснить, почему это, даже при том, что я в то время был уже вполне себе сознательным человеком, находился в самом эпицентре нашей подпольной тусовки музыкальной и отчасти политической. Могу сказать, что российская музыкальная общественность обошла афганскую тему стороной. Имеется один-единственный пример антивоенной песни, навеянной афганскими событиями. Это песня Юрия Шевчука и ДДТ "Не стреляй". Шевчук сам говорил неоднократно, что он написал эту песню под впечатлением от рассказа своего товарища, который вернулся из Афгана и рассказывал всякие тяжелейшие истории про эту войну. Шевчук, вдохновлённый этим, сочинил хит на все времена под названием "Не стреляй". Больше известных песен нет. Если покопаться в совсем уже дальних закромах, можно пару-тройку песен найти, но на слуху этих песен не было. Вся эта история всплыла и стала достоянием СМИ и массы слушателей уже в горбачёвские времена, то есть где-то после 1985 года. Тогда появилась знаменитая песня "Шар цвета хаки" у группы "Наутилус Помпилиус". Тогда Боря Гребенщиков перепел песню Вертинского, о которой я уже говорил. И это тоже произвело неизгладимое впечатление. Тогда же группа "Аквариум" спела свою песню "Поезд в огне": "Полковник Васин прибыл на фронт со своей молодой женой". Это всё уже перестройка. А вот в разгар Афганской войны, 1982−1983 гг. ничего такого не было. Единственное, что у нас осталось в песенном наследии русскоязычном от Афганской войны, помимо песни Шевчука, это песни афганских ветеранов. Было несколько ВИА ("Синие береты", ещё кто-то), несколько солистов из числа бывших афганцев, которые пели песни на эту тему. Песни были подцензурные. И это не были песни с осуждением этой войны. В лучшем случае там ставились вопросы "а зачем, почему?". Но сказать, что это был антивоенный именно демарш бывших афганцев, не могу. Я прослушал энное количество этих песен. Не могу сказать, что они были настроены критически по отношению к хозяевам этой войны. Н.ВАСИЛЕНКО: Если абстрагироваться от темы войны и музыки и перейти в более политологическую плоскость. Многие сегодня называют упомянутые вами песни "Поезд в огне" и "Перемен" гимном перестройки. А как так получилось, что они стали гимном? Ведь изначально они не планировались как рефлексия того периода? А.ТРОИЦКИЙ: Это происходит по самым разным причинам. Песня "Поезд в огне" стала популярной по двум причинам. Во-первых, потому что на неё сняли очень эффектный чёрно-белый видеоклип, где группа "Аквариум" едет на поезде в шинелях солдат возвращающихся домой с фронта. И на этом фоне идут всякие документальные кадры из истории СССР. Самые разные, не только военные: взрывы церквей, голод, аресты и всё остальное. И эту песню очень активно стали ротировать на ТВ. Она была показана впервые в программе "Взгляд", а это была популярнейшая программа в то время. И после этого "Поезд в огне" катился по всем телепередачам, по всем каналам и т. д. Она стала невероятно раскрученной. Что касается до песни Цоя "Перемен", она в то время не была никаким гимном. Это была обычная, рядовая песня из репертуара группы "Кино". Более того, сам Цой относился к этой песне отнюдь не как к политическому манифесту, совершенно спокойно эту песню воспринимал. Группа "Кино" называла эту песню про себя "Пельмень". Я осенью 1989 года ездил с Цоем и его группой на рок-фестиваль в город Рим. Я как раз был в их гримёрке перед выступлением. Ребята там обсуждали программу, что они будут петь. И кто-то спросил, а "Пельмень" будем. А я не знал, что это такое. Я спросил. А они говорят: "Это "Перемен"". Н.ВАСИЛЕНКО: Это напомнило историю, как битлы между собой называли Yesterday Easter eggs, как Маккартни изначально её напевал. А.ТРОИЦКИЙ: Да. И песня "Перемен" выпестовалась в этот самый гимн только во время протестных событий в России 2011−2012-го. Только тогда за много лет я впервые услышал эту песню. И в совершенно ином контексте. И потом ещё громче она прозвучала в Белоруссии в 2020 году. И тогда эту песню запретили. Там, конечно, чудовищные вещи происходят. Лукашенко посадил 2 белорусских музыкантом, парня и девушку, которые составляли фольклорный дуэт. Они были исполнители кельтской музыки на волынках. И эти ребята на волынках без слов на какой-то манифестации в Минске сыграли на волынках мелодию "Перемен". И вот они сидят до сих пор. Им дали, кажется, по 2 или по 2,5 года. Я думаю, что Цой мог, с одной стороны, ужаснуться, а с другой стороны - гордиться тем, что его песня стала основанием для таких легендарных событий. Да, вот с этими песнями примерно так обстоит дело. Н.ВАСИЛЕНКО: Была попытка ренессанса песни "Поезд в огне". Но ренессанса с другой стороны, потому что её использовал телеканал "Россия" в одном из репортажей касательно возвращения Крыма в состав России, как это называлось тогда. И они использовали часть "Эта земля была нашей, пора вернуть эту землю себе". Насколько автор, в данном случае Борис Борисович, вправе требовать, что песню должны использовать по тому смыслу, который он изначально вложил? Изначально она была абстракцией. А.ТРОИЦКИЙ: Я думаю, что эта тема непростая. И во многом она уходит в дебри юриспруденции. Я в этих дебрях не ориентируюсь совсем. Мы постоянно сталкиваемся с абсолютно возмутительными, на мой взгляд, прецедентами того, что используется песня и живых, и знаменитых мёртвых авторов в контексте и в смысле, который эти авторы абсолютно в это не вкладывали. Опять же там какие-то путинские соловьи поют песню Цоя на милитаристских митингах. Скажем, "Кукушка". Потом эта история, которую вы рассказали, про "Поезд в огне". Мало того что это неэтично, на мой взгляд это и беззаконно тоже, потому что имеются какие-то законы об авторских правах. Согласно этим законам, я так думаю, что авторы песни или наследники автора этой песни (в данном случае Александр Цой, сын Вити), как мне кажется, имеют право подать в суд, кто ненадлежащим и незаконным образом использует созданные ими произведения. Но чем эти процессы могут закончиться, я себе не очень представляю. Насколько мне известно, пока что ни Александр Цой, ни Борис Гребенщиков не подавали в суд на предмет запрета такого рода подлого обращения с песнями. Н.ВАСИЛЕНКО: И ещё один эпизод хочется разобрать из нашей с вами современной истории - выборы 1996 года. Президентские выборы, когда, как тогда говорили, решалась судьба будущего страны. Борис Ельцин vs Геннадий Зюганов. Откат в советское прошлое, как тогда пугали, или прекрасное, демократическое, светлое будущее, которое, как выяснилось, пока не наступило. И была большая кампания "Голосуй или проиграешь", в которой было задействовано много известных музыкантов. И здесь любопытен вопрос. Я с некоторым общался. Буквально 2−3 человека из тех музыкантов, которые участвовали в этой кампании. Практически каждый говорил, что эта история была про деньги. Но если бы предложили бесплатно, то тоже бы согласился из-за своих политических убеждений. А как вам, Артемий, кажется: эта история была больше из-за денег или действительно могли также массово поддержать Бориса Николаевича в борьбе против коллективного советского прошлого в лице Геннадия Зюганова. А.ТРОИЦКИЙ: Тут надо понять контекст всей этой истории. А контекст заключался в том, что рейтинг Ельцина был нулевым к началу 1996 года. Вовсю шла Чеченская война. Экономическая ситуация была плохая. Ельцин никак себя не проявил, так чтобы народу это понравилось. Естественно, бандитизм, олигархи, семибанкирщина, так называемая и прочее, и прочее. Но ни Ельцину, ни тем, кто его окружал категорически не хотелось терять власть. Поэтому были предприняты обратные меры, чтобы рейтинг Ельцина повысить. И на это были брошены огромные деньги. И действительно одним из ответвлений этой кампании был музыкально-концертный шабаш под названием "Голосуй или проиграешь". Принимали в этом участие всевозможные артисты. Огромное количество рокеров, поскольку рок в то время был в большом почёте. И некоторое количество попсовиков тоже. Я помню самые известные кадры с этих концертов, где выступает такой Женя Осин, попсовый артист смешной. И под его песню Ельцин танцует на сцене твист. Я тоже разговаривал с большим количеством музыкантов, которые в этом деле принимали участие. Как всегда, мотивации у них были разные. Деньги, естественно, нужны были всем, поэтому деньги были в это деле большим и бесспорным стимулом. Что касается до политических убеждений, то тут, я бы сказал, было 50/50 приблизительно. То есть я разговаривал с музыкантами, которые мне честно говорили, что они были не в курсе всей политической подоплёки и толком даже не понимали, за кого они выступают и за кого они агитируют. То есть на всех этих концертах "Голосуй или проиграешь" речи толкали какие-то люди подкованные, а музыканты выступали просто в качестве антуража и для привлечения публики. Я повторяю, многие из них искренне были не в курсе того, чего это ради они тут песни поют и гитарами бряцают. Но были и такие, как вы правильно сказали, которые делали это более или менее сознательно, которые действительно не хотели возвращения в совок. Но не хотели возвращения в совок опять же по той причине, что для многих из них возвращение в СССР, в коммунистическую систему и т. д. означало возвращение цензуры. И то, что выступать им в прессе придётся не в больших концертных залах и стадионах, а снова где-нибудь на квартирниках или в лучшем случае в маленьких домах культуры. Не будет их ни на радио, ни на телевидении. Эта перспектива, естественно, многих страшила. И люди бросились во всю эту историю. Меня тоже очень агитировали, причём члены семьи Ельцина, чтобы я присоединился ко всему этому. Приглашали меня на собеседование в президент-отель, где тогда размещался штаб предвыборный Бориса Николаевича. А я со своей стороны как человек материально независимый и политически самостоятельный выдвинул свои условия. Условия, на которых я готов буду сотрудничать со всей этой компашкой. Я не буду о них говорить, но условия были не материальные, условия были чисто политические. Я честно сказал Борису Николаевичу в лицо, что война в Чечне - это позорная война. И, пока эта война идёт, я с вами сотрудничать не буду. На что Борис Николаевич даже слова не сказал, а вздохнул и развёл руками. Н.ВАСИЛЕНКО: Очень похоже на Бориса Николаевича, как о нём рассказывают. А.ТРОИЦКИЙ: С другой стороны, я могу сказать, что в отличие от Путина, который этой преступной войной в Украине гордится и всячески её оправдывает и отмазывает, Ельцин очень тяготился войной в Чечне и совершенно безрадостно смотрел на то, что там происходит. И особо даже не скрывал. Н.ВАСИЛЕНКО: Хотелось бы остановиться на системе ценностей и идеологий. Недавно в Москве была выставка, посвящённая юбилею Виктора Цоя. Очень интересная интерактивная выставка в Манеже. И началась она со слов: "Представьте время, когда запрещали книги, запрещали музыкантов". И сейчас то, что они писали, полностью проецируется на сегодня, хоты они рассказывали о периоде начала творчества Виктора Цоя. А заканчивалась выставка таким послесловием, где говорились. что многие поклонники творчества группы "Кино" теперь сидят в высоких кабинетах и разделяют те ценности, о которых пел в своих песнях Виктор Цой. Есть ещё хороший фильм, который был опубликован как книга Лесли Вудхеда, британского режиссёра, How the Beatles Rocked the Kremlin. И там присутствует Сергей Иванов, на тот момент, по-моему, то ли министр обороны, то ли глава администрации президента. И он тоже рассказывал о том, как Beatles на него повлияли, что это был настоящий глоток свежего воздуха. И во многом он разделяет те ценности, которые Beatles в своих песнях воспевали. Почему ценности, которые в 2 слова упираются, любовь и мир, в итоге никак не осели в головах тех, о которых нам рассказывает выставка и книга Лесли Вудхеда? А.ТРОИЦКИЙ: Да, это очень грустная история. Лесли Вудхед - мой друг близкий. И эту книгу он писал не без моей посильной помощи. Сергей Иванов, который был и министром обороны, и вице-премьером, и вообще человеком близким к Путину. Я лично познакомил Сергея Иванова с Полом Маккартни, когда Маккартни выступал в Москве на Красной площади. Кажется, это был 2003-й или 2004-й. История печальная, да. Я и о Медведеве, кстати, говорил то же в связи с песнями Black Sabbath. Что тут поделаешь? Так происходит. Оказывается, что это влияние кумиров, любимых музыкантов, писателей оказывается очень поверхностным и ломается, сносится, как бульдозером, какими-то другими вещами. Скажем, страхом за свою карьеру или просто алчностью и желанием заработать больше денег. Причём в том, что касается обычных людей, тем более политиков, то есть конъюнктурщиков по природе своей, это понятно. И это довольно, скажем так, естественно. Что удручает гораздо больше - что среди людей, которые предали забвению идеалы своей молодости, имеется и большое количество музыкантов. И вот это самое грустное, потому что, скажем, если говорить о рок-музыке, то есть несколько идеологических абсолютных постулатов рок-музыки, которые были сформулированы всеми отцами-основателями этого жанра, будь тот же Джон Леннон, Пол Маккартни, Джимми Хендрикс, Боб Марли и т. д. Равно как и наши ребята: Андрей Макаревич (власти РФ считают иностранным агентом), Борис Гребенщиков. И эти постулаты - мир, любовь, ни в коем случае не пресмыкание перед государством, потому что рок - это антигосударственная музыка, это музыка свободы в первую очередь. Государство, как известно, как даже Ленин писал, враг свободы. Вот когда я вижу каких-то холуёв путинских из числа государственных рокеров, вот это тошно и омерзительно. И тут очень важно сказать, что в заграничной практике среди иностранных музыкантов я с таким не сталкивался. Абсолютно нет, чтобы кто-то из рокеров начинал топить за войну, не было такого никогда и ни с кем: ни с англичанами, ни с американцами. Наоборот, когда были какие-то мелкие патриотические войны, Фолклендские острова в Британии в начале 1980-х. Вся английская рок-тусовка была против этой военно-пропагандистской авантюры. Как у нас сейчас в Украине. И это, конечно, позорище, просто абсолютно несмываемое позорище. Поэтому все эти Галанин, Серьга, "Чайф", "Пилот", "Кипелов" - это всё позорники, которые просто предали идеалы своей музыки. И нету им прощения. Не отмыться им никогда. Н.ВАСИЛЕНКО: Здесь время всё расставит на свои места. И всё-таки нынешние отечественные музыканты - они инструмент политики и политиков или они полноценные акторы, участники политического действия? А.ТРОИЦКИЙ: Я думаю, что не стоит преувеличивать роль музыкантов во всех этих процессах. В конечном итоге история вершится на поле боя или на улицах и площадях, а отнюдь не в концертных залах. Так что, разумеется, есть попытки со стороны государства разводить какую-то милитаристскую пропаганду. Какой-то Шаман с песней "Я русский". Какая-то Вика Цыганова, Чичерина, какие-то оглашенные бабы. Это не имеет значение. Я не думаю, что это сильно влияет на кого бы то ни было. С другой стороны, имеются все эти Noize MС, Oxxxymiron (власти РФ считают иностранным агентом), Макаревич (власти РФ считают иностранным агентом), Гребенщиков, Макс Покровский ("Ногу свело") и т. д. Огромное количество музыкантов. которые занимают антивоенную позицию. Юра Шевчук тот же. Почти все эти музыканты вынуждены были уехать из России, как вы прекрасно знаете. Остались буквально единицы. Самые бесстрашные и героические, такие навальные от музыки. В первую очередь - Юра Шевчук. Они молодцы, смельчаки. Ведут себя в высшей степени достойно. Пишут прекрасные песни на злобу дня и очень правильно высказываются. Так что снимаю шляпу и преклоняюсь перед ними. Но, как бы они ни были популярны, решающего слова их песни никак не играют, к сожалению. Н.ВАСИЛЕНКО: Будем надеяться, что в итоге когда-нибудь наступит мир и мы увидимся на каком-нибудь большом музыкальном фестивале, где большой гимн и трибьют миру будет. А сегодня у нас в гостях был журналист Артемий Троицкий. Спасибо большое! А мы совсем скоро перейдём к рубрике "Книжечки" с Николаем Александровым. Н.АЛЕКСАНДРОВ: Добрый день, Никита! Попробую довольно быстро сказать о книгах и событиях прошедшей недели. Хотел начать с события, с моей точки зрения чрезвычайно значимого. 26 октября исполнилось 100 лет Азе Алибековне Тахо-Годи. Само по себе это событие невероятного масштаба. Азу Алибековну помнят очень многие: помнят её лекции, читают её книги, учебники по античной литературе. Не говоря уже о том, что большую часть жизни Азы Алибековны была связан с жизнью Алексея Фёдоровича Лосева. И книги Лосева, которые начали выходить с конца 1980-х, не только его масштабный труд "История античной эстетики", который стал главным трудом Лосева и который он завершал в последние годы. 8-томное совершенно фантастическое издание. Напомню, что Лосеву было запрещено заниматься философией, после того как вышли его первые книги, книги 1920-х. Затем ему было запрещено заниматься философией. Поэтому этот многотомник и назывался "История античной эстетики", а не философии. По существу он и является историей античной философии. Аза Алибековна сделала всё, чтобы сохранить это огромное наследие Алексея Фёдоровича. Издать те книги, которые долгое время не издавались. Опубликовать то, что не было опубликовано. Кроме того, дом на Арбате (Арбат, 33) превратился в музей Лосева и центр-дом Лосева с огромной библиотекой. И книги Алексея Фёдоровича, те, которые я назвал, его замечательную книгу о Владимире Соловьёве - можно перечислять очень много, огромные тома Лосева выходили при непосредственном участии Азы Алибековны. Не говоря уже о её собственных книгах, её воспоминания "Жизнь и судьба" не только о Лосеве, но и её семье. Напомню, Алибек Алибекович Тахо-Годи был довольно видным деятелем в Дагестане. Он был расстрелян в 1937 году. Мать Азы Алибековны провела годы в мордовских лагерях. И действительно этот человек осуществляет связь между совершенно разными эпохами и временами. Лосев - прямой ученик Вячеслава Иванова, наследник русской философской традиции начала века. И благодаря Азе Алибековне эта связь остаётся живой, не говоря уже о её собственном темпераменте. Её лекции по античной литературе помнят очень многие поколения студентов, поэтому, конечно же, это событие совершенно невероятного масштаба. Я только могу отослать всех интересующихся и к книгам Азы Алибековны. У неё замечательная книга о самом Лосеве, которая вышла в ЖЗЛ в издательстве "Молодая гвардия". И, конечно, к книгам Алексея Фёдоровича. Одна, кстати, из частей, которыми занимался Алексей Фёдорович, потому что его жизнь проходила среди очень масштабных и важных категорий, - имя, символ, миф. Это то, что определяло его творчество в самых разных аспектах. Одна из книг этого цикла масштабного осмысления важных категорий, называлась - "Музыка как предмет логики". Совершенно удивительное осмысление музыки. И у меня остаётся совсем немного времени, чтобы перейти на музыкальную тему и упомянуть совершенно невероятную, с моей точки зрения, книгу, которая вышла в издательстве Corpus. Наверное, в следующий раз расскажу о ней более подробно. Точнее напомню о ней. Она называется "О музыке", Юлия Бедерова, Лев Ганкин, Анна Сокольская при участии Максима Семеляка выпустили этот огромный том. Первая часть - история музыки от Античности до современности. Античность, Средневековье, Возрождение, 17−18-й века, эпоха романтизма, 19-й век. И движение уже собственно к 21-му веку. Ещё одна часть - интервью с самыми разными людьми, которые говорят о том, что значит в их жизни классическая музыка. Книга посвящена композиторской музыке, что важно, письменной. И среди тех, кто был опрошен и кто высказывается, - Людмила Улицкая, Андрей Хражновский, Лев Хржановский. Те люди, для которых классическая музыка важна, говорят о том, как они её воспринимают. Ещё одна часть - что такое ансамбли, что такое исполнительское мастерство, как устроены оркестры, ансамбли. И справочная огромная часть. Почти 800 стр в этом томе. Его можно читать по-разному, и это глубокое погружение в мир классической композиторской музыки. Я считаю, что это одно из важнейших событий для тех, кто к музыке неравнодушен последнего времени. Немного сбивчиво получилось, ещё об одной книжке не успел рассказать, но я думаю, мы к этому вернёмся в следующий раз. Н.ВАСИЛЕНКО: Программа "Книжное казино. Истории" прощается с вами до следующей недели.