Найти тему
Ехал Грека

Решил дать театру имени Ленсовета второй шанс...

Весной этого года я уже успел разочароваться в постановках этого театра. Тогда я посетил несколько спектаклей, ни один из которых меня особо не впечатлил. Как писали мне мои подписчики, ходить в современные театры надо не на постановки, а на артистов, которые вынуждены играть в совершенно отвратительных спектаклях, потому что классические уже никто не ставит. Чтобы лучше понимать, о чём я говорю, можете прочитать мою весеннюю статью о премьере постановки Бориса Павловича «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена»:

Какую только ерунду не ставят в театрах...
Ехал Грека10 мая 2022

Вернувшись из большой поездки по Крыму, где я провёл всё это лето, я очень хотел снова почувствовать себя в гуще событий культурной столицы, посетить какие-то музеи, дворцы, парковые ансамбли и, конечно же, театры. Так получилось, что мне предоставилась возможность посетить ещё несколько постановок Санкт-Петербургского академического театра имени Ленсовета. Я старался быть максимально объективным и непредвзятым, чтобы впечатление о «Тристраме Шенди» не сказалось на новых постановках.

Первой моей осенней постановкой в этом театре стала драма «Фальшивая нота». Спектакль состоит всего из одного отделения, а играют в нём только 2 актёра. Как-то меня это сразу насторожило. Смогут ли два человека за одно действие раскрыть весь потенциал произведения? Опасения мои были напрасны: настолько хорошего спектакля я просто не ожидал. Два Актёра (с большой буквы, правильно!) — Семён Стругачёв, народный артист России, и Артур Ваха, заслуженный артист России, — настолько тонко показали каждую мельчайшую перемену в душе своих персонажей, что все в зале боялись пошевелиться и заворожённо прислушивались к каждому слову артистов, боясь что-либо пропустить. Не буду раскрывать здесь сюжет, чтобы не испортить вам первого впечатления от постановки, если вы решите её посмотреть лично. Скажу только, что это очень злободневная драма, которая наверняка найдёт отклик в сердцах людей думающих и сопереживающих.

-2

После «Фальшивой ноты» моё мнение о театре им. Ленсовета изменилось. Казалось, что «Тристрам» просто был какой-то ошибкой, сиюминутным помешательством руководства театра. Жаль, что только казалось... Мы сходили на постановку «Беглец» на малой сцене... Такой вакханалии я не видел ещё нигде. Дело даже не в том, что всё действие происходит практически на расстоянии вытянутой руки от зрителей, — это как раз очень интересное решение, от которого я ждал чего-то большего... Дело в том, что на всём протяжении первого акта я испытывал испанский стыд за актёров и постановщиков... Что запомнилось больше всего:

  • Актёры постоянно специально грохотали ящиками и шумно прыгали по доскам. В зале, который не вмещает даже 100 человек, стоял настоящий гвалт.
  • Казаки изображаются человекоподобными тварями, которые пресмыкаются по земле и ползают по ящикам среди зрителей. Юнкер из Москвы показан как абсолютно безвольная личность, которая, как сейчас модно, находится в поисках себя. Единственный заслуживающий уважения персонаж — чеченец, который пришёл за телом убитого казаками брата.
  • На протяжении всего первого действия казаки и москвич постоянно обливают себя подкрашенной под вино жидкостью. Причём делается это намеренно крайне неаккуратно. Помните, что я говорил, что сцена — это ящики на расстоянии вытянутой руки от зрителей? Естественно, что капли летели повсюду... Знаете, даже в дельфинарии предупреждают, что животные могут обрызгать. В этом же «зоопарке» вообще должны выдавать дождевики для зрителей в первом ряду. А вам бы понравилось, если бы ваш светлый праздничный наряд залили вином артисты в театре?

Еле просидев первое действие, со второго мы трусливо сбежали. Не хотелось даже думать о том, что вот именно во втором акте будет что-то интересное и важное. Уже дома я почитал другие отзывы на постановку и узнал, что во втором действии должны были нарезать огурцы саблей и расшвыривать этот «салат» по залу...

Это большая сцена театра, на малой съёмка была запрещена
Это большая сцена театра, на малой съёмка была запрещена

И за это ещё платить деньги? Кто ходит на такие постановки и пишет о них хвалебные отзывы? Неужели наша «богема» и рецензенты настолько пресытились классическими спектаклями, что им чем извращённее, тем лучше? Как деятели культуры могут поднимать уровень образованности населения такими вот выкидышами? И какие они вообще деятели культуры после этого? Я даже не знаю, стоит ли оправдывать актёров, которые вынуждены играть хотя бы в таких постановках, чтобы не остаться вообще без работы... Надо же себя немного уважать тоже, а не сидеть в мокрой и липкой одежде на ящиках на сцене?! Очень интересно узнать, что думают об этом мои подписчики. Я с нетерпением буду ждать ваших комментариев под статьей!

-4

Как это ни странно, но после этого я ещё раз посетил театр им. Ленсовета. В этот раз я шёл как раз на актёра. Мне безумно понравилась драма «Фальшивая нота» с Семёном Стругачёвым, которого я до этого знал только как алкоголика из «Особенностей национальной охоты» (и рыбалки). Я не ожидал, что он может настолько хорошо чувствовать и играть драматические роли. Мы пошли на постановку «Синьор из высшего общества». Это комедия в двух действиях без особых претензий на шедевральность. После «Беглеца» на малой сцене смотрится очень даже интересно, хотя до уровня «Фальшивой ноты», конечно, не дотягивает. Постановка, кстати, тоже довольно злободневная, есть шутки, которые сегодня звучат очень остро и двусмысленно. Актёры очень стараются и играют от всей души. Но постановщик тут что-то перемудрил...

Было такое впечатление, что он кинулся в этот проект с головой и тщательно продумывал каждую сцену, каждую фразу и шутку, а потом муза от него отвернулась... То есть, первый час первого акта очень неплохой, но потом начинается такая нудятина и тягомотина... Во втором акте женщина рядом со мной больше смотрела на часы, чем на сцену, а мужчина чуть ближе к сцене буквально уснул от этой тоски (в прямом смысле, даже похрапывал!). И вроде не было никакой пошлости, похабщины и грязи, но при этом не было и никакого сюжета. Всё, что мог сделать режиссёр, он показал в первом акте. После антракта можно в зал не возвращаться.

Постановки в детских садиках будут куда чище и талантливее, чем современные спектакли для взрослых
Постановки в детских садиках будут куда чище и талантливее, чем современные спектакли для взрослых

Такой вот он беспощадный современный театр... Есть ещё постановки, на которые хочется ходить, но с каждым годом таких становится всё меньше. И всё меньше хочется тратить свои кровные на такую деградацию современного искусства, которая, мне кажется, повсюду — не только в театрах и художественных галереях. Быть может, наша цивилизация уже изжила себя и подошла к своему логическому завершению? Давайте поговорим об этом в комментариях?