Найти тему
Mickey Tram

"Шипит, как утюг". Часть 3. Обратный и предохранительный клапаны, устройство и принцип работы.

Оглавление

Доброго времени суток, друзья. Мы продолжаем разбираться в устройстве трамвайных вагонов. Напомню, что в данном цикле со с таким странным названием мы разбираемся в особенностях пневматической системы трамвайных вагонов. В данной статье рассмотрим две важных составляющих напорной магистрали - это обратный и предохранительный клапан. Давайте же приступим.

Обратный клапан.

Обратный клапан устанавливается между компрессором и резервуарами в напорной магистрали. Как следует из названия, обратный клапан необходим для того, чтобы воздух из резервуаров не уходил в атмосферу через выключенный компрессор, то есть в обратном направлении. Рассмотрим устройство и принцип работы обратного клапана.

Рисунок 1 - Устройство и принцип работы обратного клапана.
Рисунок 1 - Устройство и принцип работы обратного клапана.

Обратный клапан состоит из корпуса 3. В корпусе имеется канал, который перекрывается клапаном 2. Для возможности обслуживания клапана предусмотрены верхняя крышка 1 и нижняя крышка 4.

Для того, чтобы понять, как работает обратный клапан, зададимся начальными условиями. Предположим, что вагон только готовится к выходу на линию, а значит давление в напорной магистрали равно атмосферному. Напоминаю, что обратный клапан находится между компрессором и резервуарами. При включении компрессора давление в трубопроводе между компрессором и обратным клапаном начинает расти, при этом давление в трубопроводе от обратного клапана до резервуаров всё ещё равно атмосферному, разница давлений заставляет клапан открыться, как это показано на рисунке выше. После того, как компрессор прекратил свою работу, давление в трубопроводе от обратного клапана до резервуаров в начальный момент времени равно давлению в трубопроводе от компрессора до обратного клапана, в этом случае клапан просто падает под действием силы тяжести и закрывается. Однако после остановки компрессора, воздух из трубопровода между компрессором и обратным клапаном начинает выходить через остановленный компрессор в атмосферу, что вызывает падение давление в трубопроводе от компрессора до обратного клапана, и мы приходим к ситуации, при которой давление в трубопроводе от компрессора до обратного клапана становится ниже, чем давление в трубопроводе от обратного клапана до резервуаров, разница давлений в этом случае заставляет клапан максимально сильно прижаться к седлу и не допустить движение воздуха в обратном направлении.

Предохранительный клапан.

Предохранительный клапан необходим в тех случаях, когда давление в напорной магистрали поднимается выше нормы. В этом случае клапан просто открывается и выпускает воздух в атмосферу до тех пор, пока давление не вернётся к нормальной величине. Предохранительный клапан устанавливается на одном из резервуаров. Рассмотрим устройство и принцип работы предохранительного клапана.

Рисунок 2 - Устройство и принцип работы предохранительного клапана.
Рисунок 2 - Устройство и принцип работы предохранительного клапана.

Предохранительный клапан состоит из корпуса 3, в котором расположен тарельчатый клапан 6, который прижимается регулировочной пружиной 7, пружина является устойчивой за счёт центрирующих шайб 5. Стакан 2 имеет четыре отверстия 8, которые служат для выпуска воздуха в атмосферу. С помощью регулировочной гайки 4 можно настроить давление, при котором будет срабатывать клапан. Положение центрирующей гайки фиксируется стопорным колпачком 1. После сборки и регулировки, клапан пломбируется.

Клапан настроен на давление 7,1 атмосферы. Если давление в напорной магистрали ниже данного значения, то тарельчатый клапан плотно прижат к седлу пружиной и не допускает выхода воздуха из напорной магистрали. Если же давление превышает то, на которое настроен клапан, то сжатый воздух, преодолевая усилие пружины, поднимает тарельчатый клапан и устремляется в воздух через отверстия в стакане. Воздух будет выходить до тех пор, пока давление в напорной магистрали не станет ниже, чем давление, на которое настроен клапан, как только это произойдёт, пружина вновь прижмёт тарельчатый клапан к седлу.

У меня на этом всё, дорогие друзья. Спасибо всем, кто дочитал до конца. Оценивайте данную статью и пишите в комментариях о чём бы вы ещё хотели узнать. Статья вышла коротенькой, однако дальше будет ещё интереснее. До новых встреч)