«Моя судьба была связана с Петром Машеровым с рождения, начиная с того, что именно он забирал меня из роддома в городе Вилейка ввиду отсутствия моего отца на свободе»
О том, как в Великую Отечественную войну формировались партизанские отряды рассказывает
Вячеслав Александрович РОМАНОВ
Родился 21 февраля 1945 г. в Вилейке, Минская обл. Профессор Академии военных наук, генерал-лейтенант запаса. Служил в ракетных войсках стратегического назначения Вооружённых Сил РФ, работал в Министерстве обороны РФ, Генеральном штабе. Возглавлял Национальный центр по уменьшению ядерной опасности Генштаба. .
Партизанское движение развивалось стихийно…
– Моя судьба была связана с Петром Машеровым с рождения, начиная с того, что именно он забирал меня из роддома в городе Вилейка ввиду отсутствия моего отца на свободе. Мой отец был командиром бригады, в которой Пётр Машеров командовал одним из отрядов. Папа был начальником военного отдела по борьбе с коллаборационистами — литовцами и украинцами, а мама была партизанкой в этом же отряде.
Однако впоследствии мой отец попал в плен, затем в концлагерь, но до конца войны все считали его погибшим. И тогда бригаду возглавил Пётр Миронович. С Машеровым после войны я неоднократно встречался, возвращаясь из отпуска во время учёбы в училище. Жила моя семья тогда в колхозе имени Янки Купалы, где мой отец был председателем.
Моя семья была партизанской. Отец, Александр Васильевич Романов, — командир партизанской бригады им. К. К. Рокоссовского Вилейской и Витебской областей БССР. Мать, Мария Егоровна Романова (в девичестве Буланова), — партизанка отряда Дубняка (П. М. Машерова), затем — штаба бригады им. Рокоссовского.
Двоюродная сестра матери, моя тётя — Надежда Буланова была связной в отряде Машерова, после, соответственно, в бригаде им. Рокоссовского. Все задания, которые она выполняла, были в интересах штаба этой бригады. Надежда Максимовна знала всё командование бригады, хоть и не занимала командной должности. Конечно, какие-то тонкости проведения операций ей были неизвестны, но многие события тех времён остались в её памяти.
Партизанское движение развивалось стихийно. В нём были три главных составляющих.
Первая — это формирование отрядов отступающей властью. В таком случае это зачастую происходило довольно искусственно. Но при этом не было хорошо спланированным, программным действием. Поэтому немецкими военными такие отряды легко вычислялись и быстро уничтожались.
Вторая составляющая, более фундаментальная, — это то, что создавалось партийными органами. На местах оставались секретари обкомов, как правило, они возглавляли одну из бригад, которая в последующем обрастала людьми.
И третья составляющая — это когда штабы фронтов в своей полосе создавали, засылали в тыл отряды особого назначения, которые собирали на месте окруженцев и местное население. Они же ставили в строй, принимали присягу, одевали в военную форму по возможности. Такие соединения уже трудно было назвать партизанскими.
Так что партизаны никогда не были бандитами: они все в большинстве своём — местное население. Безусловно, были и провокаторы, которые накладывали негативный отпечаток на славную историю партизанского движения Белоруссии. Мой отец рассказывал, что они как-то выследили таких провокаторов, разоружили целый отряд. Пришлось прибегнуть к высшей мере наказания.
Мой отец был и на фронте, и в тылу, имел возможность сравнить. На фронте как: тебе поставили задачу, ты знаешь — перед тобой враг, сзади все свои. Боеприпасы подвезут, воду привезут, медсанбат есть. А в тылу ты можешь рассчитывать только на себя, нужно самостоятельно запастись продовольствием, накормить лошадей, одеть-обуть личный состав… В основном восполнялись эти запасы у тех же немцев. Полицейские, гарнизоны, засады на дорогах и так далее, и тому подобное.
В нашей семье к истории партизанского движения так или иначе причастен каждый. Мой брат долгое время занимался изучением партизанского движения, даже написал диссертацию, к сожалению, защитить не успел. Многие отмечают тот факт, что после войны отношение к партизанам в Союзе было негативным — многие связывали это понятие с коллаборационистами, которые использовали в своей деятельности партизанский «почерк». Под одну гребёнку с ними брали и белорусов. Впоследствии историки стали оценивать деятельность белорусских партизан иначе — ведь это были защитники своего края, борцы с фашистской оккупацией.
Фрагмент из изданного ФНКА Белорусов России сборника статей "Республика-Партизанка"
⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐
Сборник статей "Республика-Партизанка" издан ФНКА Белорусов России, совместно с Российско-Белорусским деловым советом, Историческим факультетом МГУ имени М. В. Ломоносова и Институтом истории НАНБ. Его авторы, белорусские и российские историки, задались целью подробно рассказать, как воевала с немецкими захватчиками оккупированная Белорусская ССР.
Фото: wikipedia.org, bigenc.ru, pgd.preslib.org.by
© ФНКА Белорусов России, 2022
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!