В этой публикации речь пойдет о первом воздушном таране, совершенном в 4:55 утра 22 июня 1941 года командиром звена 46-го ИАП старшим лейтенантом Ивановым Иваном Ивановичем, а также успешным действиям личного состава 46-го истребительного авиаполка по отражению внезапного удара Люфтваффе.
Сам таран и биография Ивана Иванова были изучены еще в 60-х годах прошлого столетия С.С. Смирновым, а спустя 50 лет подробнейшую книгу о жизни и подвиге летчика написал Георгий Ровенский, историк и краевед из подмосковного города Фрязино. Однако обоим авторам для полноты картины тех событий не хватило как данных противника (хотя Ровенский использовал данные о потерях самолетов Люфтваффе и историю 55-й бомбардировочной эскадры), так и понимания общей картины воздушного сражения, разыгравшегося в первый день войны над украинскими городами Дубно, Броды и Млынув.
Взяв за основу работы Смирнова и Ровенского, мы дополним их документами ВВС Юго-Западного фронта, 14-й и 16-й смешанных авиадивизий, 46-го и 92-го истребительных авиаполков, немецкой III группы KG 55, а также воспоминаниями И.И. Гейбо и Д.А. Медведева, и постараемся более полно воссоздать как обстоятельства непосредственно тарана, так и события, на фоне которых он произошел.
Иван Иванович Иванов к началу войны был уже опытным летчиком, закончившим Одесскую авиационную школу еще в 1934 году. В качестве пилота легкого бомбардировщика он получил назначение в Конотоп, где прослужил более пяти лет, сначала в 19-й легкобомбардировочной эскадрилье, а с 1938 года, после организационной реформы в ВВС, во 2-м легкобомбардировочном полку. В сентябре 1939 года в должности командира звена Иванов участвовал в освобождении Западной Украины, а в начале 1940 года выполнил семь боевых вылетов на Карельском перешейке во время советско-финляндской войны. После возвращения с фронта лучшие экипажи 2-го ЛБАП, в том числе и экипаж Иванова, приняли участие в первомайском параде 1940 года в Москве.
Вот как успехи старшего лейтенанта Иванова оценивало командование (из характеристики 1940 года):
«Воздушный бой ведет хорошо… Звено сколочено, имеет 624 часа налета, 2240 посадок. Достоин по личным способностям продвижения на должность помощника командира эскадрильи с присвоением воинского звания капитан».
Летом 1940 года 2-й ЛБАП переформировали в 138-й скоростной бомбардировочный полк, а устаревшие бипланы Р-Z были заменены на бомбардировщики СБ. Вынужденное переучивание послужило для части летчиков полка, включая и Иванова, поводом к более радикальной «смене амплуа». В итоге вместо СБ» они освоили истребители И-16 и получили назначение в 46-й ИАП 14-й авиадивизии.
46-й ИАП был кадровой частью, сформированной в мае 1938 года на аэродроме Скоморохи под Житомиром. После присоединения Западной Украины 1-я и 2-я эскадрильи полка перебазировались на аэродром Дубно, а 3-я и 4-я – в Млынув (Ровенская область). Хотя в процессе оргмероприятий 1939-1940 годов из полка периодически изымали личный состав для пополнения и формирования других истребительных частей ВВС Киевского особого военного округа, к лету 1941 года полк подошел в неплохой форме, являясь, что называется, «крепким середнячком». За 1940 год личный состав полка налетал 3331 час 20 минут, что составляло в среднем примерно 50 часов налета на каждого летчика.
Весной 1941 года учебно-боевая подготовка резко активизировалась. Уже в апреле летчики налетали почти 600 часов, а в мае – более 700! Не снизился темп и в июне: с 1 по 17 число налет полка составил 426 часов 22 минуты. Всего за первую половину 1941 года полк налетал 2167 часов 33 минуты (5347 посадок), и по сравнению с 1940 годом это был несомненный прогресс. Командование 46-го ИАП было впереди большинства истребительных частей округа, организовав учебный процесс так, что летчики регулярно стреляли по конусу и наземным мишеням, вели учебные воздушные бои.
Всего личный состав полка произвел около 350 стрельб по конусу и 200 по щитам, что отвечало минимальным требованиям УБП. Конечно, до дальневосточных авиачастей, гораздо меньше затронутых переформированиями и поэтому стрелявших в три-четыре раза больше, 46-му ИАП было далеко, но стрелковая подготовка кадров полка была в целом хорошая.