Малахай
Малахаи – в сторону!
И кухлянки – в сторону!
Выходи бороться!
Ай, Эвонт! Ай, здорово!
Ай, как энергично вдохновляет Георгий Поротов на борьбу своих героев – Эвонта и Хоянто!
Но мы погодим отбрасывать в сторону малахай. Мы аккуратно снимем его с головы и внимательно рассмотрим.
И выясним неожиданное: корякская шапка называется не «малахай», а пэӈкэн или панняпэӈкен.
А «малахай» – это казахское слово для обозначения большой шапки на меху с широкими наушниками. Проникло оно в русский язык в результате взаимного общения с соседями-кочевниками.
В словаре Даля вот так: «Малахай – большая, ушастая (или с лопастями) шапка на меху; две лопасти кроют щеки, одна затылок, небольшая, четвертая – лоб».
Но на Камчатке и Чукотке слово «малахай» прочно вошло в обиход.
Этнограф Владимир Иохельсон в начале ХХ века сравнил форму корякской шапки со старушечьим чепцом. Этнографы более позднего времени определяют корякскую шапку как капор.
Полистаем монографию «История и культура коряков»?
«Мужским и женским головным убором служил капор: зимой – двойной меховой, летом – одинарный (меховой или ровдужный). Наиболее распространенной формой зимнего капора был пэнкэн с торчащими уголками по бокам. Его делали на подкладке из шкуры молодых телят, сшивая верх и подклад наглухо. По лицевому краю пришивали двойную меховую опушку.
Женщины надевали капор только при перекочевках. В стойбище или поселке они ходили с непокрытой головой».
Шапку часто украшали орнаментом из полос камуса, меховой мозаикой, вышивкой бисером, меховыми кисточками.
Исследователь культуры коряков Сергей Стебницкий обратил внимание на различие формы головных уборов у племенных групп коряков.
«Малахай каменца широкий, плоский, пушистый, с двумя уголками или ушками по обе стороны. У алюторца малахай тоже с уголками по бокам, но уголки эти не острые, а прямые. Сбоку малахай алюторца выглядит совсем так же, как капюшон кухлянки. У паланцев форма малахая иная: малахай круглый с мохнатой опушкой из лисьего, собачьего или росомашьего меха, уголков по бокам нет; когда бока малахая подвязаны назад, опушка торчит как пушистый чуб. У карагинцев форма зимней шапки близка к паланской, однако все же отличается тем, что карагинский малахай не имеет густой опушки»
Детские головные уборы у коряков обычно шились из пыжика с головок еще не родившихся оленят. Шапочки шились с оленьими ушками, «рожками», «глазами» и наделялись охранительными свойствами.
Наш малахай сшила из овчины и меха калана народная мастерица Лилия Аслапова. Есть вышивка бисером – полосы и розетки, есть кисточки из крашеного меха белька.
А моделью на заглавной фотографии стала Маргарита Маркова.
Летом пастухи носили ровдужные круглые шапочки.
И накомарник из ровдуги летом был ой как нужен. Тоже головной убор.
И женская головная повязка (ленат) – праздничный танцевальный головной убор!
Красота и разнообразие. Вот что можно сказать о головных уборах коряков и камчатских чукчей.
P.S. Традиционную эвенскую шапку никто малахаем не называл. Тут уж точно капор. А этнографы – они эту шапочку и с чепцом сравнивали.
До встречи! У яранги адрес прежний: https://www.youtube.com/watch?v=McTPyaqGRbM
Если хотите подробнее познакомиться с традиционной культурой народов Севера – вам сюда!
Статья публикуется в рамках проекта «ЭТНОплощадка: 50 историй нужных вещей с Натальей Дивниной». Два раза в месяц Наталья Валентиновна увлекательно рассказывает о простых предметах быта народов крайнего Севера. Подписывайтесь, чтобы знать больше о культуре народов России!
#север #культура #народы россии #народы севера #северные народы #камчатка #коряки #дальний восток #вокруг света #интересные факты