Слово NFT было одним из самых популярных в 2021 году по версии словаря Collins. В 2022 году эта популярность лишь возросла.
Несмотря на то, что сам феномен держится на пике уже больше года, многие люди до сих пор не знают истинного определения NFT, хотя эта технология является первым шагом к новому будущему человечества.
Прежде, чем дать определение NFT, необходимо узнать, что такое блокчейн и криптовалюта.
Блокчейн — это технология обмена информацией. И чтобы лучше понять, надо обратиться к семантике слов в определении. "Технология" — это способ решения определённой задачи.
Например, колесо — это технология, это способ ускоренного передвижения. По той же логике, блокчейн — это способ передачи цифровой информации. И он очень похож на почту по своей технологии, так как и то, и другое передаёт информацию. Только у почты, например устройство передачи информации — это ручка и бумага, а у блокчейна это кошелёк; способ взаимодействия — это почтальон, у блокчейна — транзакция; и сообщение, которое передаётся по почте, является текстом, а вот у блокчейна это уже все виды цифровой информации.
Также блокчейн отличается от почты тем, что он работает по двум важным принципам: прозрачность и децентрализованность.
Прозрачность блокчейна заключается в том, что в открытом доступе можно просмотреть всю историю передачи или перепродажи цифровой информации, но взаимодействовать с ней нельзя, если вы не являетесь владельцем.
А вот децентрализованность блокчейна заключается в том, что в блокчейне нет иерархии. То есть, если, у банков есть центробанк, который вынуждает подтвердить тот или иной перевод, то в блокчейне нет "центроблокчейна", и все пользователи взаимодействуют самостоятельно. Также, это защищает сеть от зависимости от работы одного сервера.
Например, в Mail.ru происходят сбои из-за того, что в главном офисе кто-то случайно задел провод или случился пожар. Так останавливается работа у всего сервера. На блокчейн же ничего не влияет, так как в его системе нет центра, ядра.
Вторая важная часть на пути изучения NFT — это криптовалюта. Криптовалюта — это деньги блокчейна, это такой же вид информации, что текст и речь, только цифровая. Существует много видов криптовалюты, но самые известные — это биткоин и эфир. Биткоин — это “золото” блокчейна. Его сравнивают с золотом, так как данного металла на нашей планете ограниченное количество, а максимальное количество биткоина всего 21 миллион. А вот эфир - это и криптовалюта и платформа для создания блокчейна, работающего на базе умных контрактов. И с помощью умных контрактов эфир фиксирует каждое действие в сети в режиме реального времени.
Таким образом, мы видим технологию обмена информацией и платформу для создания этой технологии. И это всё, конечно, тесно взаимосвязано с NFT.
Итак, NFT (non-fungible tokens или невзаимозаменяемый токен, единица информации) — это технология, работающая на блокчейне, которая закрепляет право владения цифровым объектом за одним пользователем и подтверждает уникальность digital-собственности.
Представим, что Ван Гог живёт в наше время. Он выставляет одну из картин с подсолнухами на маркетплейс, как NFT. И вы её покупаете. Далее вы можете перепродать её, подарить кому-то, сжечь - и всё, что угодно. В итоге, на маркетплейсе вы указаны, как владелец, а Ван Гог, как создатель. И если вдруг эту картинку вы ставите на обои телефона со словами, что это картина самого Ван Гога, которую вы купили, и при этом вам не поверят, - можно предоставить сертификат на маркетплейсе, доказывающий ваше собственничество.
Отличие невзаимозаменяемого токена от взаимозаменяемого в том, что это единица информации со своим индивидуальным номером, которую невозможно заменить. Поэтому NFT часто сравнивают с картиной, которая принадлежит музею, галерее или частному коллекционеру. Вы можете смотреть на цифровую картину, но владелец у неё всегда будет один, пока её не продадут кому-то другому, конечно.
Сейчас многие бренды, знаменитости, игровые компании и художники используют NFT, как инструмент для личного продвижения, частью маркетинговой кампании.
Например, система лояльности Starbucks Coffee скоро будет включать NFT, которое будет давать определённые привилегии с помощью определённых достижений. Например, купив кофе Starbucks пять тысяч раз, вы получаете скидку в 5% на всё кофе от компании.
Человечество стремится к простой и более цифровой жизни, и совсем скоро криптовалюта станет неотъемлемой частью жизни среднестатистического человека.
С NFT, например, право собственности на недвижимость или на автомобиль подтверждается токеном вместо бумажного документа. NFT гарантирует высокую степень защиту, ведь этот вид токена невозможно подделать и украсть. Следовательно, это выход на новый уровень кибербезопасности, слабые стороны которой являются острой проблемой на мировом уровне.
Говоря об NFT, нельзя не упомянуть о Метавселенной, так как это особая цифровая среда, которая функционирует на базе блокчейна. Особенность трёхмерного мира не в том, что это большая онлайн-игра - а в том, что в ней существует цифровая идентичность в цифровой реальности, у которой нет хозяина. Метавселенную формируют сами участники. В ней любой может создавать, покупать и просматривать NFT для коллекционирования виртуального имущества, создания виртуальных личностей, игр и многого другого. А с помощью аватаров множество людей собирается, например, на мероприятии, вечеринке или выставке и даже вступают в разные сообщества.
Одно из таких сообществ называется CryptoPunks. Важно отметить, что участником данного клуба могут стать только богатые люди, так как аватары для вступления, являющиеся визитной карточкой сообщества, стоят около ста тысяч долларов, а то и выше.
Высокая степень свободы действий, множество возможностей для проявления индивидуальности, широкое пространство для самореализации: это лишь часть преимущество, предлагаемых системой обмена цифровыми сертификатами. Поэтому NFT можно назвать феноменом медиапространства.