Найти тему
Книжный имаджинариум

Как учение евразийцев реабилитировало Чингисхана и решило национальный вопрос

На протяжении веков Россия, начиная со стадии своего зарождения до превращения в Империю, вынуждена была балансировать между Западом и Востоком.

Если сначала, в силу родственных связей, религии и географического положения, Европа и Византия была ближе молодому славянскому государству, то затем, с момента монгольского завоевания и закрытия торговых связей с европейскими соседями, Восток стал единственным проводником идей и технологий. Со временем заимствованный у восточного соседа конструктивный опыт позволил Московскому княжеству сбросить тягостные узы зависимого от монголов положения и стать новым полюсом притяжения для Европы.

Тем не менее, частые обиды на Европу из-за противоречивой внешней политики последней заставляли русских идеологов снова обращать пытливый взгляд на Восток. После неочевидной капитуляции России в Первой Мировой Войне, когда ожидаемый выигрыш в виде приобретения Босфорского пролива обернулся падением дома Романовых и позорным Брестским миром, бывшие союзники по Антанте лишили Россию всех плодов победы над немецким кайзером. Причина такой холодности европейцев заключалась в отказе признать молодое большевистское государство, ставившее своей целью распространение пролетарской революции на весь мир.

Затаив большую обиду на Запад, в рядах части русской эмиграции встал вопрос об адекватном ответе на европейскую, по их мнению, неблагодарность. Так появилось движение евразийцев, ставившее своей целью возродить интерес неравнодушных патриотов к истории и культуре восточных народов, на протяжении тысячелетия входившим в тесное соприкосновение с русским этносом и жившим в общем с ним географическом пространстве. Одним из крупных деятелей евразийцев был Эренджен Хара-Даван.

Краткая биография Хара-Давана

Эренджен Хара-Даван, будучи по национальности калмыком, появился на свет в семье подданного нойона Малодербетовского улуса в 1883 году. Отца мальчика за смуглый цвет кожи прозвали «Хара».

Российский историк, политик и медик  Эренджен Хара-Даван (1883-1942)
Российский историк, политик и медик Эренджен Хара-Даван (1883-1942)

Хара-Даван учился в улусной школе, позже – Астраханской гимназии.

В 1908 году Хара-Даван становится слушателем Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге и получает диплом врача.

После 1917 года Хара-Даван оказался в Праге, затем – Белграде.

Здесь он стал одним из участников евразийского движения. В 1929 году в Белграде при участии Хара-Давана был построен и освящен первый буддистский храм в Центральной Европе. В 1942 году Хара-Даван умер в Белграде.

Положительное влияние монгольского ига на Россию

В отличие от многих своих современников, Хара-Даван позитивно оценивал период длительного монгольского доминирования для развития российской государственности и культуры. Он выделил следующие положительные факторы от нахождения монголов на российской территории, являющейся тогда лишь малой частью «улуса Джучи» или, по-другому, «Золотой Орды»:

1. Слияние многочисленных русских княжеств в единый этнос (русский народ) под началом Московского царства, а затем – Российской Империи.

Тремя китами для образования русской государственности стали: самодержавие (ханат), централизм и крепостничество.

2. С целью облегчения фискальных сборов и доставки сообщений на большие расстояния была усовершенствована система почтовых трактов.

3. Введено единообразное военно-административное устройство и податное обложение по десятичной системе. Оброк хану составил в размере 1/10 части доходов каждого хозяйства.

4. Введен серебряный рубль, разделенный на 216 копеек.

5. Благодаря «ярлыку», вручавшемуся старшему князю по приказу хана, был сформирован феодально-иерархический строй вокруг собирающегося Московского царства. Сбор подати с русских княжеств, возложенный ханом на Великого князя Московского, позволил в одном месте собрать большой денежный запас, который сыграл в дальнейшем большую роль для возвышения Москвы.

Сбор дани во времена монгольского доминирования
Сбор дани во времена монгольского доминирования

6. Большое влияние восточной культуры на быт и нравы Руси. Длинные штаны, бритые головы с «оселедцами» на казачий манер, белые длинные рубахи были заменены на пестрые шаровары, золотые кафтаны, сапоги из сафьяна и шапки-мурмолки.

Появились в торговле счеты. С Востока стали привозить кофе, передан рецепт изготовления пельменей. Возникло образцовое почтовое сообщение.

7. С монголами из Китая в Россию проникло литейное искусство, в церквях появились колокола, стали применяться плотницкие и столярные инструменты.

8. В степной полосе на Юге России возникло хлебопашество. Для распространения зерна были построены хлебные магазины.

9. Благодаря караванному сообщению между регионами Монгольской империи в первое время ее существования произошел экономический и культурный расцвет всех областей, входивших в ее состав. В результате археологических раскопок в Поволжье были найдены дома с мраморной облицовкой и изразцами, водопроводом, кусками серебряной посуды и венецианского стекла.

10. Благодаря свободе вероисповедания, являющейся краеугольным камнем в своде законов Тамерлана, называемых «Великой Ясой», русская церковь смогла расширить свое влияние на духовную жизнь общества и начала приобретать земельную собственность.

Основатель Монгольской империи Чингисхан (1155-1227)
Основатель Монгольской империи Чингисхан (1155-1227)

В дальнейшем церковные учреждения стали очагами распространения знания и местами убежища от гонений и войн для каждого человека. Служители церкви освобождались от налогов и находились под особым покровительством Великого хана.

Хара-Даван и евразийское движение

  • В начале своего творческого пути Хара-Даван симпатизировал коммунизму. После того, как Временное правительство отказалось предоставлять автономию Калмыкии, дипломированный врач стал сотрудничать с Советской властью и становится делегатом Малодербетовского улуса. Хара-Даван принимал участие в съезде «трудового калмыцкого народа Прикаспийского края». Позже он возглавит Калмыцкую секцию исполкома Астраханского губернского совета.
  • Однако после советских экспериментов с церковными учреждениями, проведением бесконтрольной экспроприации земли и домашнего скота Хара-Даван поменял свои политические убеждения. Он присоединился к Добровольческой армии Деникина и вместе с белыми войсками покинул Россию. Вскоре он оказался в Праге, где продолжил заниматься врачебной практикой. При участии местных студентов-калмыков он на собственные средства основал журнал «Ойрат», где стал печатать статьи по калмыцкому национальному вопросу. Еще он сотрудничал с русско-калмыцкими газетами «Улан Залат» и «Хонхо».
  • В это же время он познакомился с трудами евразийцев. Наиболее сильное впечатление на него произвела работа Николая Трубецкого «Европа и человечество».
  • В ней Трубецкой доказывал уникальность каждой человеческой культуры, ее собственный неповторимый жизненный цикл. Такой подход резко расходился с модным тогда учением молодых интеллектуалов - европоцентризмом.
  • Трубецкой одним из первых отметил благотворное влияние кочевых народов Турана (в том числе - монголов) на русскую культуру и государственность.
  • После изучения других авторов-евразийцев (Петр Савицкий, Николай Алексеев, Георгий Вернадский) Хара-Даван без колебаний присоединился к данному движению.
Одни из лидеров евразийского движения - слева направо: П.Н.Савицкий, Н.С. Трубецкой, П.П. Сувчинский
Одни из лидеров евразийского движения - слева направо: П.Н.Савицкий, Н.С. Трубецкой, П.П. Сувчинский

В журнале «Евразийские издания», после длительных бесед с Савицким, вышла статья Хара-Давана «Евразийство с точки зрения монгола».

В ней Хара-Даван показал, что в империи Чингисхана отбор кадров для гражданского и военного управления производился на основе следующих нравственных добродетелей: верности, преданности и стойкости. А людей, исповедующих измену, предательство и трусость, Чингисхан никогда не подпускал на управляющие должности. Данный принцип должен стать руководящим для «евразийского» отбора лучших, заменив партийную выборную систему, для которой характерно взаимная «грызня» за голоса избирателей и одурачивание голосующего электората.

Вместо насильственной русификации инородного населения Хара-даван в данной статье предлагал строительство наднационального строя на национальной основе. Для государства важен религиозный гражданин, поэтому давление на совесть человека недопустима.

  • Своими работами о Чингисхане историк-самоучка заставил призадуматься и восхититься всех современных и будущих исследователей взаимоотношений Монголии и Руси.

Федерализм и национальный вопрос

Особенно интересен взгляд евразийцев на устройство будущего государства, должного возникнуть на обширных пространствах бывшего Советского Союза.

  • Если все евразийцы были согласны между собой, что основным принципом устройства страны должна быть федерация, то по вопросу, как она должна строится, мнения разошлись.
  • Некоторые из них предлагали строительство по географически-экономическому принципу, минуя деление областей по границам проживания определенного этноса.
  • Другие внутри географически-экономических регионов хотели создать автономные единицы, состоящие из этносов.
  • Хара-Даван предлагал ликвидировать административно-территориальные границы, а оставить деление по национальным регионам, то есть еще больше расширить советский опыт по созданию национально-культурных образований в составе государства.

Как показал исторический опыт Советского Союза, без идеологических скреп федеративный принцип на основе национальных образований обречен на провал. Закрепленное в Конституции СССР 1924 года право на свободный выход из состава государства каждой из республик (глава 2, п. 4) сыграл определяющую роль в распаде Советского проекта.

Конституция СССР 1924 года
Конституция СССР 1924 года

Если евразийство как идеология сможет заменить былые коммунистические идеалы построения бесклассового общества или принцип державности, неделимости и православия Российской империи, то наследие Хара-Давана станет очень востребованным для будущих поколений. Очевидно, что национальные образования требуют пристального к себе внимания со стороны центральной власти, а внешняя автономия не должна заменять внутреннюю самоопределяемость этноса.

  • Программа евразийцев предусматривала устранение «колониального капитализма», а значит, предпосылок для пролетаризации населения.
  • Кроме того, для нашего времени представляет большой интерес учение евразийцев о функциональной собственности, при которой собственник подчиняется интересам общества. Во главе предприятия должен находиться «социально ответственный» предприниматель или «добрый хозяин». Частное хозяйство, подобно государству, должно стремиться как к духовному «общему благу», так и к собственному экономическому процветанию. Правообязанным становится не только государство перед обществом, но и частное лицо («добрый хозяин») перед государством.
Умелое балансирование между двумя полюсами способно придать идеям евразийцев особую актуальность в наше непростое время и примирить между собой сторонников Империи, умеренно-либеральной общественности и коммунистических новаторов.

Если Вам понравилась эта история, подписывайтесь на мой канал. Вас ждет еще много интересного!