Найти в Дзене
Великие катастрофы

Девять историй летчиков, специально разбивших самолеты

Оглавление

Авиация считается одним из самых безопасных видов транспорта. Вопреки этому многие из нас боятся летать. Данный страх обусловлен двумя факторами. Первый из них — широкая огласка авиакатастроф в СМИ. Второй — невозможность на что-то повлиять во время аварии в воздухе. По сути, поднимаясь на борт самолета, мы доверяем свою жизнь технике, диспетчерам и пилотам. А что если пилот не совсем адекватен? Сегодня блог расскажет о девяти ужасающих катастрофах, в которых пилоты намеренно погубили управляемые ими воздушные суда и пассажиров.

1. Андреас Лубитц — второй пилот рейса 9525 немецкой авиакомпании Germanwings

-2

Самолет, управляемый пилотами Патриком Зондерхаймом и Андреасом Лубитцем, поднялся в небо Барселоны в 10 часов 1 минуту, утром 24 марта 2015-го года. Аэробус А 320 направился в немецкий город Дюссельдорф. Пассажирами рейса 9525 были 144 человека. Экипаж состоял из шести членов команды. Приближаясь к Альпам самолет стал снижаться, но не резко, как бывает при авиакатастрофах, а достаточно плавно. В 10:30 авиалайнер перестал выходить на связь с диспетчерами. Борт спланировал с высоты 11000 метров до двух километров, и пропал с радаров. Обломки самолета обнаружили на одной из гор Альпийской горной системы.

При расследовании катастрофы выяснилось, что снижение самолета до критической высоты было не случайным. Лайнер был исправлен, а снижался он на автопилоте, который кто-то на это запрограммировал. При расшифровке «черных ящиков» выяснилось страшное. Второй пилот — Андреас Лубитц заблокировал дверь в кабину, после чего и начался роковой спад высоты. Прослушивая записи переговоров, следователи стали полностью понимать хронологию случившихся на самолете событий.

Во время набора высоты, капитан авиалайнера — Патрик Зонденхаймер сообщил второму пилоту, что хочет в туалет. После того, как самолет занял свой эшелон, Лубитц сказал первому пилоту, что тот может отлучиться. Как только Зонденхаймер покинул кабину, Андреас Лубиц заблокировал дверь. Через некоторое время на записи бортового самописца раздаются крики капитана, который призывает второго пилота пустить его в кабину, но дверь не открывается. Зонденхаймер не смирился с тем, что потерял доступ к управлению самолетом. Он пытался ломать дверь, но ничего не получилось, а в кабине царила зловещая тишина. Все это происходило на глазах напуганных пассажиров. Тем временем лайнер уже снизился до 2 тысяч метров, и врезался в гору. В итоге погибли все пассажиры и члены экипажа. При расшифровке черного ящика выяснилось, что в последний момент Андреас Лубитц тянул штурвал на себя. Пытался ли он спасти самолет, доподлинно не известно.

Точные мотивы Лубитца так и остались загадкой, однако после крушения выяснилось много интересного о личности второго пилота. Незадолго до трагедии Лубитц расстался с девушкой, а в квартире летчика была найдена медицинская карта, которая свидетельствовала о том, что Лубитц терял зрение. Дальнейшее расследование выяснило, что Андреас страдал от психических расстройств, но скрывал их от руководства авиакомпании. Незадолго до авиакатастрофы Лубитц написал записку. В ней содержались следующие слова; «Найти внутренние силы работать и продолжать жить», «бороться со стрессом и бессонницей» и «дать себе уйти», а в завершении письма пилот написал «Решу в воскресенье». После этого громкого случая в авиации было введено правило, согласно которому в кабине самолета должно одновременно находиться два члена экипажа.

2. Джамиль эль Батути — второй пилот самолета «Боинг-767» египетских авиалиний.

-3

При крушении самолета «Боинг-767», принадлежавшего компании Egypt Air погибло 218 человек. Расследование так и не выявило истинных причин катастрофы. Точно известно лишь то, что второй пилот самолета намеренно уничтожил лайнер.

Необходимо отметить, что Батути был опытным летчиком. В прошлом он проходил службу в ВВС Египта. Во время военной службы Джамиль эль Батути участвовал в двух войнах. В качестве гражданского пилота Батути налетал 12538 часов. Не раз этот человек находился в кресле командира экипажа. На момент крушения Батути было 59 лет. Он собирался выходить на пенсию, которую планировал провести на своей богатой вилле. Что заставило второго пилота убить себя и пассажиров самолета, до сих пор остается загадкой.

После набора высоты, первый пилот — Эль-Хабаши покинул кабину, чтобы сходить в туалет. В этот момент самолет полностью перешел под контроль второго пилота - Джамиля эль Батути. Оставшись один, Батути начал снижать самолет. Вернувшись в кабину, капитан понял, что происходит что-то плохое. Он попытался выровнять авиалайнер, но его коллега резко выключил двигатели. Потеряв скорость, самолет рухнул в Атлантический океан. Бортовые самописцы записали последние слова Джамиля эль Батути. Он сказал: «Я вверяю свою жизнь Аллаху».

3. Эрминио дос Сантос Фернандес – пилот авиалиний Мозамбика

-4

Ситуация на борту была во многом идентична тем, о которых рассказывалось выше. Во время перелета из Мозамбика в Анголу, второй пилот - Грацио Грегорио Чимукиле (ему было 24 года) покинул кабину, отдав управление более опытному командиру - Эрминио дос Сантосу Фернандесу. Воспользовавшись отсутствием коллеги, первый пилот заблокировал доступ в кабину, и запрограммировал автоматику самолета на критическое снижение высоты. Снизившись, Фернандес взял управление на себя. Авиалайнер «Эмбаер-190» упал на болотах Мозамбика. В этом крушении погибло 33 пассажира и 6 членов экипажа. Зачем первый пилот разбил самолет, так и не было выяснено.

4. Цу Вай Минг, борт 185 SilkAir (1997 год)

-5

Пилот сингапурской авиакомпании SilkAir попал в трудную финансовую ситуацию. Капитан самолета «Боинг-747» - Цу Вай Минг взял кредит на недвижимость, после чего совершил рискованную операцию на финансовой бирже. Поставив себя и семью на грань банкротства, он принял решение покончить с собой. Это было обдуманное решение, ведь незадолго до катастрофы летчик застраховал свои жизнь и здоровье. 19 декабря 1997-го года Цу Вай Минг взлетел из аэропорта Джакарты. На борту находилось 104 человека. Самолет должен был прибыть в Сингапур. На высоте 10 600 метров, пилот начал резкое снижение. Боинг рухнул в реку на острове Суматра. Удар самолета был такой мощности, что авиалайнер рассыпался на множество обломков, размер самого большого из которых едва достигал длинны в 3 метра. В авиакатастрофе не выжил никто.

5. Крис Фатсве — пилот компании «Эйр Ботсвана»

Этот случай интересен тем, что пилот совершил самоубийство по политическим мотивам. 11 октября 1999 года Крис Фатсве угнал самолет ботсванских авиалиний. Летчик потерял работу из-за состояния здоровья. Не раз он сообщал руководству авиакомпании, что собирается свести счеты с жизнью. В день катастрофы бывший пилот самовольно проник в аэропорт и сел за штурвал. Поднявшись в небо, Фатсве известил диспетчерскую о том, что собирается покончить с собой. Он хотел поговорить с вице-президентом страны Яном Хама. Пилот намеревался разбить самолет, влетев на нем в кабинет политика. Диспетчерам удалось уговорить пилота не делать этого. Переговоры с пилотом продолжались около 2-ух часов. Все это время самолет кружил над аэропортом. Опасаясь, что в здании правительства могут находиться «невиновные» люди, Крис Фатсве отомстил руководству своей авиакомпании. Он направил воздушное судно на взлетную полосу, где находились два других самолета ATR-42. Таким образом, пилот-самоубийца уничтожил три гражданских авиалайнера. Сам Фатсве погиб в этой катастрофе.

6. Сейдзи Катагири – пилот «Японских авиалиний» (1982 год)

-6

Катастрофа с самолетом «Японских авиалиний» произошла при заходе на посадку. Летчик Сейдзи Катагири был командиром экипажа. 35-ти летний Катагири неожиданно для второго пилота включил обратный ход двигателя. Из-за этого самолет резко потерял скорость и рухнул в воды Токийского залива. На борту авиалайнера находилось 174 человека, 24 из них погибли.

Выясняя причины случившегося, следователи узнали, что Катагири управлял самолетом в неадекватном состоянии. Во время полета он странно себя вел, и громко кричал. Второй пилот и бортинженер отстранили неадекватного коллегу от управления, но уже не смогли выровнять самолет.

После падения виновник катастрофы первым выбрался из идущего ко дну авиалайнера. Он попытался избежать ответственности, сказав спасателям, что не является пилотом, а работает в офисе.

Расследование выяснило, что летчик Сейдзи Катагири давно страдал от психических заболеваний. Он несколько раз проходил психиатрические обследования, однако продолжал допускаться к полетам. В итоге Катагири был признан невменяемым, и избежал наказания.

7. Юнес Хайати, рейс 630 Royal Air Maroc (1994 год)

Самолет ATR-42-312 взлетел из города Агадир в Мороко 21 августа 1994-го года. Управлял самолетом экипаж, возглавляемый 32-летним летчиком — Юнесом Хайати. Через десять минут после взлета, Хайати выключил автопилот, и направил самолет в одну из гор. Второй пилот пытался остановить капитана, но не смог этого сделать. Жертвами авиакатастрофы стали 44 человека, включая самого Хайати. Согласно отчету комиссии, расследующей инцидент, пилот покончил с собой из-за неудачи в личных отношениях.

8. Брайан Дж. Хедглин, инцидент в аэропорту Сент-Джордж (2012 год)

-7

Находящийся под следствием американский пилот Брайан Хенглин, проник в аэропорт американского города Сент-Джордж. Он угнал самолет Bombardier CRJ200. Скорее всего сорокалетний летчик пытался скрыться от правосудия, а обвиняли его в убийстве собственной девушки. Хендлина ждала неприятность: самолет оказался неисправным. Разогнавшись по взлетной полосе, пилот понял, что не сможет взлететь. Бросив штурвал, он вышел в салон, и пустил себе пулю в голову. Сам самолет задел одно из зданий аэропорта, а после этого въехал в парковку, повредив несколько автомобилей.

-8

9. Владимир Серков, инцидент в аэропорту Северный (1976 год)

-9

В Советском Союзе тоже был случай, когда пилот гражданской авиации покончил с собой при помощи самолета. Осенью 1976-го года летчик Владимир Серков поднял в воздух самолет Ан-2. Серков угнал кукурузник из аэропорта. Взлетев, пилот сделал один круг над городом, чтобы набрать высоту. После этого самолет был направлен в пятиэтажный жилой дом. Удар самолета пришелся в пространство между третьим и четвертым этажами. Погибло 4 жителя дома и сам Серков. Следователи выяснили, что на данный поступок пилота толкнуло расставание с женой. Именно в доме, в который врезался самолет жили супруга и ребенок Серкова. Они не пострадали при крушении самолета, поскольку не находились дома в момент аварии.