Найти тему

Почему люди жестоки

Вы наверняка не раз задумывались о том, почему ожесточается человеческое сердце, и для себя находили, казалось бы, очевидный ответ: от нужды, тягот, страданий. На первый взгляд все это правильно и вполне логично, но это только на первый взгляд.

Если углубиться в тему, данная схема рассыпается. Все эти страдания происходят на наших глазах, но люди сохраняют способность любить, проявлять милосердие на войне, они находятся рядом с близкими в палате для тяжелобольных и т.д.

Бывает и наоборот: благополучные люди, которые ни в чем не нуждаются, ведут себя так, как буд-то у них и сердца нет. Если допускать ожесточение сердца внешними факторами, то придется признать, что человек не может выбрать между черствостью и милосердием, и этот выбор будет зависеть от обстоятельств жизни. Тогда получается, что добрым и отзывчивым способен стать тот, кого жизнь снабжала лишь только «медовыми пряниками».

Кто бы что не говорил, но практика показывает, что люди, перенесшие трагические события, способны сострадать и участвовать в чужой беде. Именно в таких обстоятельствах вырабатываются возвышенные человеческие качества: героизм, самоотверженность, жертвенность. Они невозможны в обычных ситуациях, когда отсутствует горе и все хорошо.

-2

В связи с этим становится очевидным, что любые тяготы и лишения – это только возможные условия ожесточения сердца, но не причина. Есть детская песенка:

Собака бывает кусачей только от жизни собачей…

Но ведь это собака, у которой нет критериев этики и свободы нравственного выбора.

Многие из нас согласятся с тем, что душа способна «заледенеть», да так, что до нее не сразу достучишься. Не могут «растопить лед» даже близкие люди. И чаще всего при этом не наблюдается страшных бед. Повод к «ледниковому периоду» может быть таким ничтожным, что не всегда возможно его отследить. Однажды приходит осознание, что вы живете в коконе, который отделяет вас от внешнего мира, и тот, кто пытается пробиться к вам снаружи, вызывает только неприязнь и раздражение.

«Ожесточить» означает сделать твердым, жестким и не восприимчивым к внешним воздействиям. Противоположное этому качеству человека принято называть «мягкосердечным».

В христианстве можно найти объяснение данной ситуации, но для этого необходимо заглянуть в Священное Писание. Там есть место, которое можно рассмотреть, как ключ к пониманию жестокосердия. В этом отрывке повествуется о фараоне, из-под власти которого Моисей должен вызволить евреев. Перед этим Бог говорит Моисею:

…когда пойдешь и возвратишься в Египет, смотри, все чудеса, которые Я поручил тебе, сделай пред лицем фараона, а Я ожесточу сердце его, и он не отпустит народа (Исх 4:21).

Потом Египет потрясает каскад бедствий («казни египетские»). После этого фараон отпускает евреев, заплатив им компенсацию за годы рабства. Позже он меняет решение, отправляется в погоню и в результате гибнет вместе с войском.

-3

В приведенной выше цитате можно усмотреть вызывающую несправедливость: Бог сам ожесточил сердце фараону, Сам же его наказал и ко всему этому погубил. Этот отрывок из Библии стал местом, над котором оттачивали остроумие советские и современные атеисты. Однако выводы их были поспешными.

На этот отрывок у церкви есть свое толкование. С первого взгляда выражение «ожесточить сердце» говорит о насилии со стороны Бога и лишает фараона свободы выбора. Однако логика повествования говорит иное, на что обратил внимание преподобный Ефрем Сирин:

Если Бог ожесточает сердце, то в сердце, которое ожесточает Бог, не могут происходить перемены. Если же фараон, терпя наказание, говорит: «Отпущу», а по миновании казни удерживает и не отпускает евреев, то значит, что ожесточение сердца его было не от Бога, но от внутреннего расположения, по которому во время наказания готов он соблюдать заповедь, а как скоро получает облегчение — попирает законы.

Так все и произошло, и Библия тому свидетельствует:

…И увидел фараон, что сделалось облегчение, и ожесточил сердце свое и не послушал их, как и говорил Господь (Исх 8:15).

Это было воля фараона, и он сам ожесточился. Его никто не принуждал. Конечно Бог каким-то образом в этом участвовал, а иначе откуда эти слова: « Я ожесточу». Только характер этого вмешательства совсем другой, нежели может показаться с первого взгляда.

-4

Феофилакт Болгарский писал:

Что же значит — Бог ожесточает? Казалось бы, это нелепо. Но о Боге говорится, что Он сделал жестоким грязное сердце фараона, подобно тому, как солнце делает жесткой грязь. Каким же образом? Долготерпением, ибо Он делал его жестоким, являя к нему долготерпение. Здесь случилось подобное тому, что бывает, когда кто, имея у себя порочного слугу, обращается с ним человеколюбиво. Чем человеколюбивее обращается с ним, тем худшим делает его, не потому, будто сам научает его пороку, но потому, что слуга пользуется долготерпением его к увеличению своей порочности, потому что пренебрегает этим долготерпением.

Аналогично высказался и Феофан Затворник:

"Слово ожесточает не так следует понимать, что Бог силою Своею производил ожесточение в сердце непокорных, подобно фараону, а так, что непокорные нравом, под действием милостей Божиих, сами, по своему злонравию не умягчаются, а более и более ожесточаются в своем упорстве и непокоривости".

Таким образом получается, что ожесточение сердца фараона – всего лишь фигура речи. Можно привести аналогичный пример на основе лирической песни:

Ах, эта девушка меня с ума свела, Разбила сердце мне, покой взяла.

Совершенно ясно, что с ума пылкого поклонника сводит не девушка, а он сам себя доводит до такого состояния, а девушка вообще может быть не в курсе его чувств и эмоций. То же самое касается и следующего предложения из песни.

Фараон сам ожесточился. Оказывается, что твердым наше сердце становится (как засохшая на солнце грязь), когда нам открывается Бог. И для этого Ему нет нужды являть страшные и великие чудеса, которые тогда произошли в Египте. В современной жизни все проще, но трагичнее для человека: он ожесточается, когда осознает, что находится в истине.

Истина – противоположность заблуждению или обману. Когда человек видит себя в истине, для него это может оказаться серьезным испытанием. Иногда бывает непросто признаться, что ты не прав, даже если эта неправота очевидна.

В этом случае возможны только два варианта реакции: покаяние и желание исправиться или желание укрыться от действительности. То есть желание уйти от истины. Таким образом, человек заключает себя в духовный панцирь, отделяющий его от действительности, и сердце его ожесточается.

У каждого из нас есть свойство, благодаря которому, мы можем без ошибки определить нравственность наших поступков. Это свойство называют совестью. Авва Дорофей называл его божественным светом.

Когда Бог сотворил человека, то Он всеял в него нечто Божественное, как бы некоторый помысл, имеющий в себе, подобно искре, и свет и теплоту; помысл, который просвещает ум и показывает ему, что доброе, и что злое: сие называется совестью, а она есть естественный закон.

Таким образом, нашу совесть можно считать действием Божьим. Каждый человек по своему опыту знает, как совесть вступает в конфликт с нашими планами, решениями и оценками. Это Божественная искра показывает нам совершаемую неправду. Когда мы не хотим признавать свою неправоту, это как раз и означает ожесточение сердца перед Христом.

Наша совесть показывает нам, где мы отклонились от истины и от Христа. Не имеет значения, как это произошло: обижаемся ли мы, либо кого-то обижаем, кричим ли на детей или раздраженно толкаем прохожего на улице. Подобный конфликт со своей совестью будет означать встречу с Богом, которого христиане называют Солнцем Правды.

Под воздействием солнечных лучей (в данном случае Бог) различные объекты ведут себя по-разному. Например, воск размягчается и может принимать другую форму. Глина твердеет, сохнет и становится не податливой. То же самое происходит и с сердцем человека, когда он встречается с Богом: либо оно размягчается, как воск, либо каменеет, как глина. Какими нам быть, зависит от нас, т.к. у нас есть божественный дар свободы. Наша жизнь может складываться по-разному, но решение ожесточиться или смягчиться, зависит только о нас.

Александр Ткаченко