Человек создан для познания мира и себя в нем
Смысл жизни — это вечная тема людских размышлений. Все философские системы, все религиозные учения стремятся найти и дать людям ответ на этот вопрос. Одни говорят, что смысл жизни в служении, в отдавании себя, в самопожертвовании, в жертве всем, даже жизнью. Другие говорят, что смысл жизни в наслаждении ею, «в ожидании конечного ужаса смерти». Одни говорят, что смысл жизни — это совершенствование и созидание себе лучшего будущего за гробом. Другие говорят, что смысл в приближении к небытию. Третьи, что смысл — в совершенствовании расы, в «устроении жизни на земле». Четвертые отрицают всякую возможность искать смысл.
Недостаток всех этих объяснений заключается в том, что все они пытаются найти смысл жизни вне ее самой — или в будущем человечества, или в проблематическом существовании за гробом, или в эволюции Egoпутем долгих последовательных перевоплощений, вообще в чем-нибудь вне настоящей жизни человека. Но если вместо того, чтобы размышлять, люди просто посмотрят вокруг себя, то они увидят, что в действительности смысл жизни совсем не так темен. Он заключается в познании. Вся жизнь, всеми ее фактами, событиями и случайностями, волнениями и влечениями, всегда приводит нас к познанию чего-нибудь. Весь жизненный опыт есть познание. Самая сильная эмоция человека — это стремление к неизвестному. Даже в любви, как мы видим, самое сильное влечение, которому приносится в жертву все остальное, это влечение к неизвестному, к новому.
Все душевные свойства человека, все элементы его сознания — ощущения, представления, понятия, идеи, суждения, умозаключения, чувствования, эмоции, даже творчество — это все орудия познания, которыми располагает «я».
Чувствование, даже самое высшее, как эстетическое, религиозное, моральное, — и творчество, от творчества дикаря, делающего себе каменный топор, до творчества Бетховена, — это именно орудия познания. Только нашему узкому человеческому взгляду кажется, что они служат другим целям: охранению жизни, созиданию чего-то или наслаждению. В действительности это все служебное; цель — познание, всегда познание.
Эволюционисты, последователи Дарвина, скажут, что борьба за существование и отбор наиболее приспособленных создали ум и чувство современного человека, что ум и чувство служат жизни, охраняют жизнь отдельного индивидуума и вида — и что вне этого, сами по себе, они смысла не имеют. Но на это можно возразить то же самое, что говорилось раньше против идеи механичности Вселенной. Именно, если существует сознание, то не существует ничего, кроме сознания. Борьба за существование и отбор наиболее приспособленных, если они действительно играют такую роль в созидании жизни, тоже являются не случайностями, а продуктами сознания, какого — мы не знаем. И служат, как и все, познанию.
Но мы не реализуем, не видим присутствия сознания в законах природы. Это происходит потому, что мы изучаем всегда не целое, а часть и не видим сознания, принадлежащего целому. Изучая мизинец человека, мы не можем видеть сознания человека. И то же самое по отношению к природе. Мы всегда изучаем мизинец природы. Если мы реализуем это, мы поймем, что всякая жизнь есть проявление части какого-то сознающего себя целого.
Каждая отдельная человеческая жизнь есть момент сознания большого существа, которое живет в нас. Жизнь и сознание в наших глазах различны и отдельны друг от друга, потому что мы не умеем смотреть, не умеем видеть. А это, в свою очередь, зависит от того, что нам очень трудно выйти из рамок наших делений. Мы видим жизнь дерева, этого дерева. И если нам говорят о том, что жизнь дерева есть проявление сознания, то мы понимаем это так, что жизнь этого дерева есть проявление сознания этого дерева. Но это, конечно, абсурд, являющийся результатом «трехмерного мышления», «Эвклидова ума». Жизнь этого дерева есть проявление сознания вида, или семейства, или, может быть, сознания всего растительного царства.
Подобно этому наши отдельные жизни есть проявления какого-то большого сознания. Доказательство этому мы находим в том, что наши жизни не имеют никакого другого смысла, кроме совершаемого нами познавания. И мыслящий человек только тогда перестает мучительно ощущать отсутствие смысла в жизни, когда он реализует это и начинает сознательно стремиться к тому же, к чему раньше шел бессознательно.
Причем это познавание, составляющее нашу функцию в мире, совершается не только умом, но всем нашим организмом, всем телом, всей жизнью, — всей жизнью человеческого общества, его организациями, учреждениями, всей культурой и всей цивилизацией. (П.Д.Успенский TERTIUM ORGANUM КЛЮЧ К ЗАГАДКАМ МИРА)
Согласно православному «Закону Божьему» существование человека на Земле имеет глубокий смысл, великое назначение и высокую цель. Он определяются природой человека, сотворённой по образу и подобию Бога, то есть имеющей разум, свободную волю и бессмертную душу. Поэтому смысл человеческой жизни заключается в уподоблении Богу, назначение — в наследовании вечной блаженной жизни с Богом, цель — в познании Бога.
Законы
Рассмотрим понятие "Луча Творения", как учили Гурджиев, Успенский и другие, и как мне кажется многое объясняет в понимании Мира. Он идет от «Абсолюта» вглубь материи, усложняя и отяжеляя ее от уровня к уровню. Такая модель существующего Мира, на мой взгляд, не противоречит существующим представлениям основных религий мира.
В "Абсолюте" три святые силы образуют единое целое, и, следовательно, в Абсолюте есть только один закон (сила) (который является Волей Абсолюта). Три силы этого закона сходятся, образуя "Все Миры", уровень которых, теперь, будучи частью целого, теперь имеет три закона. Этот уровень, также имеющий три силы, действует в создании "Всех Солнц" в аналогичном процессе, и, таким образом, "Все Солнца" имеют шесть законов (три новых и три уровня Всех миров). Аналогично, "Солнце" имеет 12 законов, "Все планеты" - 24 закона, "Земля" - 48 законов, "Луна" - 96 законов и "Ад" - 192 закона.
Каждый уровень после Абсолюта имеет большее количество законов, которые им управляют. Следовательно, чем дальше уровень от Абсолюта, тем более механичными являются живые существа в нем. При таком сравнении утверждается, что существует 48 законов, регулирующих жизнь живых существ на Земле, тем самым также утверждая, что жизнь на Земле довольно механична.
Подобно различию законов на каждом уровне, уровень (в данном случае "плотность") материи отличается таким же образом. "Абсолют" имеет плотность материи, равную единице, "Все миры" имеют плотность 3 (один атом "Всех миров" имеет в три раза большую плотность, чем один атом "Абсолюта"), "Все Солнца" 6, "Солнце" 12, "Все планеты" 24, "Земля" 48, "Луна" 96, "Абсолют" или «Ад», который в данном случае представляет мертвую материю - 192.
Таким образом, все во Вселенной в соответствии с этой космологией классифицируется как материя. (Обратите внимание, что даже материя плотности 12 слишком разрежена, чтобы современная наука классифицировала ее как материю.) Чем меньше в данном мире законов, тем ближе он к воле Абсолютного; чем больше в нем законов, тем больше механичность, тем сильнее он удален от воли Абсолютного.
Мы живем на Земле, в мире, подчиненном сорока восьми порядкам законов, т. е. очень далеко от воли Абсолютного, в очень темном и далеком углу вселенной. Поэтому творчество человека на Земле существенно затруднено и является непростой, тяжелой работой. Все творческие люди науки, искусства, изобретатели знают каков этот труд. Но подневольный труд, соответствующий уровню с 96-ти законами, уже близок к адскому – 192 закона. Если же мы работаем как хороший ремесленник, реализую свой запас познаний, наше творчество уже идет в радость, что соответствует уровню 24, творчеству в Планетарном масштабе.
В своей научной деятельности, рассматривая ее с точки зрения этой модели, мне довелось работать в основном на уровне Земли - 48, но и испытывать состояния как уровня 24, так и 96-го. Радость приходилось испытывать при удачном решении задачи, когда в одном порыве получаешь результат, которого ожидают от тебя как профессионала.
Так однажды, ребята из нашей лаборатории, занимающиеся лазерным магнитным резонансом, попросили помощи по математической обработке результатов их экспериментов. Я сел за стол в их же помещении, набросал модель проведённого эксперимента и методом операционного исчисления нашёл решение задачи. Однако изображение была довольно сложным и получить оригинал решения не представлялось возможным. Но этого и не понадобилось, так как я составил детерминант из параметров задачи и нашёл простое соотношение для удовлетворения требования существования решения. После простейших преобразований была получена формула для обнаружения условий перехода процесса из одного режима в другой. Что и требовалось для описания полученных результатов эксперимента. «Ай да Пушкин, ай да сукин сын» произнес я про себя довольный результатом.
Или, когда после продолжительной работы, проверки многих гипотез, мучений поиска, приходит «озарение» и все становится на свои места. Но приходилось работать и по приказу, подневольно, когда все свои действия и действия других раздражают и не приводят к приемлемому результату. От такой работы тошнит, она погружает человека в уныние, приводит к депрессии.