Найти тему
Николай Цискаридзе

«По книгам детских писателей ребенок учится не только читать, но и говорить, мыслить, чувствовать»

«Книги, как и люди, не переходят из класса в класс без экзамена. Даже самым знаменитым приходится держать экзамен у каждого нового поколения в каждой стране. И бывает, что книга, мирно и спокойно стоящая на полке, как-то незаметно теряет свою жизненность и остроту… но, к счастью, есть книги, не поддающиеся разоблачающему воздействию времени»

Во время войны Уолт Дисней пожелал сделать кинематографический вариант пьесы Маршака «Двенадцать месяцев», и Маршак по этому поводу приехал на прием в Комитет по делам кино. Его просили подождать в приемной. Он прождал полтора часа, не дождался и уехал, оставив записку:

«У вас, товарищ Большаков,
Не так уж много Маршаков»

Самуил Яковлевич Маршак, как много в этом имени, здесь и знакомый с детства «Кошкин дом», все «Двенадцать месяцев», «Вот какой Рассеянный» с улицы Бассейной, надменный «Мистер Твистер» и многое другое. Этому поэту и писателю, без капли сомнения, можно дать звание творца детства, достаточно вспомнить названия его произведений и улыбка с горечью ностальгии распускается на лицах.

Самуил Маршак родился 3 ноября 1887 года в Воронеже, в слободе Чижовка. Его отец Яков Миронович работал в то время мастером на мыловаренном заводе братьев Михайловых, мать Евгения Борисовна была домохозяйкой. У супругов было шесть детей: Моисей, Самуил, Юдифь, Сусанна, Лия, Илья. Литературу как призвание выбрали сам Самуил , его сестра Лия, брат Илья, а впоследствии и внук Самуила Яковлевича Яков. Они были потомками известного религиозного иудейского деятеля. Фамилия Маршак появилась в результате сокращения имени известного предка на иврите, в переводе на русский: «Наш учитель рабби Аарон Шмуэль Кайдановер».

Отец Маршака постоянно искал работу, дети с матерью жили то в Витебске, то в Острогожске, то в Лесном под Петербургом. Сестра Юдифь вспоминает, как на петербургской даче ребята устроили спектакль, а Сема после него читал свои стихи. Каждое встречали громом аплодисментов. К отцу подошел один из зрителей и попросил разрешения показать юного поэта меценату Давиду Гинзбургу, а уже тот повез Самуила к художественному критику и историку искусств Владимиру Стасову.

Стасов принял живое участие в судьбе талантливого мальчика. По его просьбе Самуил написал текст к кантате Глазунова и Лядова «На смерть Антокольского» (известного скульптора). Когда ее исполнил хор Мариинского театра и публика потребовала авторов, на сцену вышли маститые композиторы, держа за руки 14-летнего подростка. Благодаря Стасову, Маршак знакомится с Максимом Горьким, который тоже посчитал Самуила Яковлевича талантливым и пригласил юношу к себе на дачу в Ялту. Маршак прожил на даче у Горького несколько лет.

-2

С 16 лет Маршак начал печатался в газетах и журналах. В 1911 году «Всеобщая газета» послала его на Ближний Восток. 24-летний Маршак за полгода посетил Турцию, Грецию, Сирию и Палестину, писал стихи и очерки. В путешествии он познакомился с Софьей Мильвидской. Зимой 1912 года они поженились, а осенью уехали в Англию учиться. Самуил и Софья сразу стали учить язык и потрясли всех успехами. Через четыре месяца они с женой сдали экзамены и поступили в Лондонский университет: он на филологический факультет, она – на естественный. Студенты называли Маршака «высокообразованный русский», а профессора приглашали его и Софью к своему столу. Живя в Англии, Самуил изучал английскую литературу и начал переводить детские стихи, песенки, стихи английских и шотландских поэтов.

Самуил Яковлевич пользовался большой благосклонностью советской власти. Он был удостоен трех Сталинских премий второй степени (1942, 1946, 1949), одной Сталинской премии первой степени (1951) и Ленинской премией (1963). В то же время он был очень честным принципиальным человеком. Благодаря протекции Маршака была опубликована повесть Солженицына «Один день Ивана Денисовича» в газете «Новый мир». А вместе с Чуковским, Твардовским, Шостаковичем, Паустовским писал письма в защиту Бродского, обвиненного в тунеядстве. Не испугавшись, поэт отстаивал Иосифа Александровича перед директором Гослита Косолаповым, называя последнего трусом.

-3

Маршак постоянно говорил, что слово в прозе и поэзии для детей должно быть точным и емким, что оно много несет тем, кто входит в жизнь, что писатель отвечает за него перед читателем. Особенно это касается книг для малышей. Написать четыре строки для четырехлетки гораздо сложнее, чем большую поэму для подростка, был уверен он. Поиском этих слов и строк он занимался днем и ночью. «Во сне порой приходят дельные мысли. Записываю, не зажигая света», – объяснял он коллеге Владимиру Николаеву. Если в стихотворении упоминался жук с надкрыльями, Маршак брал энциклопедию и проверял, есть ли у этого вида жуков надкрылья. Если звезды – просил помощников «позвонить какому-нибудь астроному, только непременно крупному, чтобы ошибок не было».

-4

Как-то свои стихи принес Виталий Бианки. Маршак прочитал их и посоветовал писать прозой. И только о том, что хорошо знает. Бианки был сыном ученого, любил биологию. В результате на его рассказах о животных и птицах выросло не одно поколение ребят.

Поэту Сергею Михалкову Маршак говорил: «Никогда не забывайте, голубчик, что по книгам детских писателей ребенок учится не только читать, но и говорить, мыслить, чувствовать».

Николай Цискаридзе