Найти тему
Московская газета

Естественный или искусственный дефицит преобладает на аптечных полках?

   Естественный или искусственный дефицит преобладает на аптечных полках?
Естественный или искусственный дефицит преобладает на аптечных полках?

Во времена международного экономического противостояния одним из наиболее острых для России вопросов выглядит наличие тех или иных лекарств в аптеках. В целом, как утверждают эксперты, проблем с лекарствами нет, но наблюдаются некоторые перебои по ряду позиций. Какие препараты они затрагивают и какими причинами вызваны?

В последнее время были обращения от потребителей по дефициту снотворных, нейролептиков, противоэпилептических препаратов, а где-то периодически не хватает сосудистых и онкологических препаратов, рассказал «Московской газете» сопредседатель Всероссийского союза пациентов Ян Власов.

«Есть вопросы и по антибиотикам категории «Макровид». Правда, эти позиции закрываются другими антибиотиками, которые есть в наличии, в том числе, отечественными, — сообщил эксперт. — Но, по большому счёту, в каждом блоке лекарственных препаратов есть свои дефицитные позиции. Ещё одна история — предельно допустимые цены на антибиотики, этот вопрос сейчас обсуждается в Минздраве, дискуссия идёт с производителями антибиотиков — как зарубежными, так и российскими».

Сейчас проблема больше в логистических маршрутах, а не в отсутствии препаратов, отметил Ян Власов, из-за проблем с логистикой нарушается время их прибытия в аптечные сети, но это не единственная причина дефицита некоторых лекарств на полках аптек.

«Есть проблема, связанная с ценообразованием: склады не выпускают препараты в аптеки вовремя, потому что не знают, сколько они должны стоить. Раньше препарат пересекал европейскую границу в одном месте на фуре. Сейчас водители большегрузов требуют увеличения зарплаты на 450%. А «логистический крюк» идёт через Дубай, Стамбул, Пекин. Это другая траектория движения, с переходом нескольких границ, топлива тратится больше, и эти затраты влияют на цену. Груз растаможивается, определяется въездная цена, затем определяются пошлины, стоимость складского хранения, в итоге собственник груза, компания-дистрибьютор, на складе определяет отпускную цену, а аптека определяет свою накрутку. В аптеках есть, конечно, такое понятие, как «стоимость полки», эта история разбиралась два года назад отдельным образом на заседании Госдумы: для некоторых препаратов стоимость полки тогда могла составлять до 5 млн рублей, и это тоже влияло на стоимость препарата. Сейчас эта ситуация более-менее отработана, в том числе, аптечными сетями, но это не означает, что тема сильно изменилась. В некоторых случаях, когда компании не договариваются с аптеками о стоимости препарата, аптеки не выставляют препарат на полки, и формируется его искусственный дефицит», — рассказал сопредседатель Всероссийского союза пациентов.

Свою роль сыграл и параллельный импорт, отметил собеседник «Московской»: некоторые препараты стали появляться из азиатского региона: «Порой — без перевода текста на упаковке и в инструкции по применению на русский язык. Врачи в курсе всей этой ситуации».

На сегодняшний день дефицита как импортных, так и российских лекарственных препаратов в наших аптеках не наблюдается, хотя время от времени и возникают перебои в поставках из-за перестройки логистических путей и других технических вопросов. Но это явление временное и локальное, заверила директор СРО «Ассоциация независимых аптек», руководитель Альянса фармацевтических ассоциаций Виктория Преснякова.

«Лекарства и субстанции в Россию поставляют практически в тех же объемах, что и раньше, — пояснила Виктория Преснякова. — По информации ФТС, снижение около 1%. Медицинские товары не попадают под санкции. Никто из зарубежных поставщиков не перестал поставлять на отечественный рынок препараты перечня ЖНВЛП. Лекарства отечественного производства по итогам 2021 года занимали порядка 61%, и эта цифра увеличивается год от года. Российский фармацевтический рынок уверенно движется по пути импортозамещения, наращивает производственные мощности. Но, как известно, ни одна страна мира не может обеспечить себя на 100% медикаментами, но в каждой стране существует определенный перечень, который определяет лекарственную безопасность страны. У нас это перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. В него входят порядка 880 МНН. Ассортимент наших аптек на сегодня позволяет обеспечить лечение и профилактику практически любых патологий, нозологий при помощи препаратов отечественного производства. Поэтому я могу с уверенностью сказать, что препаратов в аптеках достаточно: есть и будет. Без лекарств население не останется однозначно. Медикаменты не входят в санкционный список».

Аптечный бизнес сегодня является низкомаржинальным, ситуация усложняется еще и постоянным ужесточением законодательства — введением маркировки, отменой ЕНВД, запретом ИП заниматься дистанционной торговлей и открывать более одной аптеки, отметила представитель отрасли.

«Все это делает аптечный бизнес нерентабельным. В регионах, особенно в удаленных, труднодоступных районах, небольшие сети и одиночные аптеки закрываются, крупные федеральные сети туда не идут. В итоге население остается без какой-либо возможности получить лекарства. Они вынуждены просить необходимый препарат у соседей или ездить закупаться за несколько десятков, а то и сотен километров. О дистанционной торговле лекарственными препаратами там тоже говорить не приходится», — рассказала руководитель «Ассоциации независимых аптек».

Интересную информацию предоставило «Московской газете» агентство DSM, занимающееся анализом продаж на российском фармацевтическом рынке.

Согласно данным по сентябрь 2022 года, за 9 месяцев в России было продано 6 843 286 упаковок нейролептиков, что на 36,9% больше, чем в 2021 году. При этом продажи нейролептика «Эглонил» упали в рублях на 14,1%. В целом, к октябрю в продажах нейролептиков не наблюдалось спада.

«Просели» по сравнению с концом-лета-началом осени прошлого года продажи сердечно-сосудистых препаратов — в июле (на 10,9%), августе (на 8,4%) и сентябре (на 4,8%). Наименьший рост продаж в рублях по сравнению с прошлым годом показал препарат «Бисопролол» (на 0,8%).

Отрицательную динамику продаж продемонстрировал по итогам 9 месяцев этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого — ряд инсулиновых препаратов. «Протафан» упал в продажах на 35%. «Актрапид» — на 33%. «Новомикс» — на 15%. «Левемир» — на 6%.

Продажи антидепрессантов к октябрю 2022 выросли в упаковках на 46%. А вот продажи снотворного и седативных средств упали по этому показателю на 6%.