Прежде чем продолжить беседу об особенностях урока по ФГОС, хочу пояснить желающим написать «Ну и что здесь нового, фгосовского?», что я не Колумб, а ФГОС не революционер. В своих статьях я делюсь с заинтересованными читателями тем, что знаю сама. На роль первооткрывателя не претендую. ФГОС продолжает традиции Российского образования, а потому ничего абсолютно нового в нём быть просто не может.
Здравствуйте, друзья! Предыдущая публикация была посвящена одной из главных отличительных особенностей урока по ФГОС: учитель не транслирует новые знания, ученики сами совершают открытие.
Сегодня мы поговорим о целеполагании как обязательном элементе урока по ФГОС.
Умение ставить цели – универсальное, метапредметное умение. Оно необходимо ребёнку на уроках по всем предметам, оно же понадобится при выполнении проектов, написании научных работ, без этого умения не обойтись и в жизни, именно оно является основополагающим при определении личной траектории развития человека.
Как учить детей формулировать предметные цели и задачи?
В качестве иллюстрации приведу фрагмент урока в 5 классе по теме «Дополнение».
Дети в 5 классе уже знают, что такое дополнение. Но примеры с прямым дополнением даются им непросто. Слишком уж похожи они на подлежащее.
Раскидистая сосна загораживала маленькую ель.
Я снял очки и увидел яркое солнце.
Попросим ребят подчеркнуть все члены предложения. Кто-то с заданием справится легко, кто-то допустит ошибки. Не беда – на ошибках учатся!
В результате анализа мы приходим к выводу о том, что в таких предложениях очень легко перепутать дополнение с подлежащим.
Дети готовы формулировать цель: на уроке мы должны научиться отличать дополнение от подлежащего.
Дальше определяемся с шагами, необходимыми для достижения поставленной цели (задачами). Задач, в отличие от предметной цели, может быть несколько.
Помогаем детям наводящими вопросами.
- Какие дополнения легко перепутать с подлежащими? / Те, что выражены существительными в винительном падеже без предлога.
- Почему именно эти дополнения вызывают у нас затруднения при синтаксическом разборе? / Потому что вопрос винительного падежа для неодушевлённых существительных совпадает с вопросом именительного падежа.
Серия вопросов поможет определиться с задачами.
1. Повторить падежные вопросы.
2. Выяснить, от чего в предложении зависит прямое дополнение. /На этом этапе я ввожу понятие "прямое дополнение".
3. Познакомиться со структурой предложений с прямым дополнением.
Не нужно требовать от детей чётких формулировок. Они ещё только учатся целеполаганию. Когда будет сформирован навык определения целей и задач, дети будут сами справляться с этим этапом урока. А пока они это делают под руководством учителя.
Не нужно также этот элемент урока создавать искусственно, лишь для того, чтобы он был. Признаюсь, что далеко не на каждом уроке я учу детей формулировать цели и задачи. Часто нам просто не до этого. Успеть бы познакомиться с новым материалом в отведённое время. А целеполагание подождёт или будет упомянуто где-нибудь между делом.
Но дать детям понимание того, что цель – это конечный результат любой работы, а задачи – это этапы достижения конечного результата, мы должны. Ведь целеполагание – одно из важнейших, жизненно необходимых универсальных умений.
Благодарю за поддержку 👍 и конструктивные комментарии.