Найти тему

«Робокоп» (1987): олдскул от Верховена, который до сих пор отлично смотрится

Хоть мое детство и выпало на "лихие 90е", но относительная сознательность пришлась, все-таки, на их конец, и потому многие культовые фильмы начала этого периода или "хвостика" 80х прошли для меня незамеченными. О «Робокопе» я, конечно, слышала, но в свое время по ТВ он мне не попался, и я смотреть не стремилась. Искренне считала, что это из тех фильмов, которые надо либо смотреть в свое время, либо уже не стоит вовсе, потому что не понравится/будет казаться устаревшим/что угодно еще. Но на днях так вышло, что этот мой кинопробел все-таки ликвидировался.

Постер фильма - Кинопоиск.ру
Постер фильма - Кинопоиск.ру

С фильмами Пола Верховена я, конечно, знакома. Культовый «Вспомнить всё» со Шварцем, такой типично олдскульный космический боевик «Звездный десант» по Хайнлайну, откровенно-кроваво-средневековая и запоминающаяся надолго «Плоть + кровь», ну и, конечно, «Основной инстинкт», тот самый - такой перечень первым делом приходит мне на ум, когда звучит фамилия этого голландца. Динамика, кровавые сцены, перестрелки, ироничные и прямолинейные сцены взаимодействия между героями, и все это под такой старинный саундтрек - все это уже воспринимается, как старое доброе, что-то из детства, ламповое (как бы это странно ни звучало). «Робокоп» - не исключение, вызывает ровно те же чувства.

Итак, в начале мы видим город, терзаемый преступностью, могущественную корпорацию, которая вроде как с этим борется, но, как нам показывает интуиция, на этом же и деньги делает. У ребят в этой корпорации, конечно, терки между собой, чей роботехнический проект круче, и интуиция снова подсказывает: нам не зря это показали в самом начале. У Верховена никогда не висят ружья, которые потом не выстрелят.

Второе лицо в корпорации и его проект по борьбе с преступностью. Кадр - Кинопоиск.ру
Второе лицо в корпорации и его проект по борьбе с преступностью. Кадр - Кинопоиск.ру

Еще есть жуткая банда с харизматичным психопатом во главе, которая убивает полицейских, и красивый хороший парень, у которого первый рабочий день в участке. Классическая завязка. Как несложно догадаться, эти противодействующие стороны столкнутся друг с другом, и от красивого хорошего парня мало что останется (иначе бы сюжета не было). Но нам успеют показать достаточно, чтобы мы испытали к нему эмоциональную привязанность и были шокированы жесткой и бескомпромиссной сценой, когда банда не оставляет от него мокрого места. То есть, оставляет, конечно, но... вот как раз мокрое место и месиво.

Главный герой, который еще не догадывается, что его ждет. Кадр - Кинопоиск.ру
Главный герой, который еще не догадывается, что его ждет. Кадр - Кинопоиск.ру

Чем мне нравятся все эти старые боевики Верховена, так это чрезвычайной уместностью каждой сцены и тщательно взвешенным балансом всего сюжета. Ведь действительно, можно же за пару минут показать о герое столько, чтобы он стал для тебя живым, близким и понятным человеком. Причем речь не только о Мерфи, несчастном копе, зверски убитом в первый же день, но и о его убийцах - каждом, и о его напарнице Льюис, и об изобретателе программы Робокоп, и о его начальстве... Всего несколько минут - а мы абсолютно понимаем, что Мерфи был хорошим мужиком, любил жену и сына, и когда его расстреливают, нам его жалко. Аналогично, несколько минут - и мы понимаем, что Кларенс не просто убийца, а психопат, с совершенно яростной харизмой.

Кларенс по приколу подрывает тачки противотанковым оружием. Кадр - Кинопоиск.ру
Кларенс по приколу подрывает тачки противотанковым оружием. Кадр - Кинопоиск.ру

Кстати, мне показалось, что типаж злодея Кларенса очень схож с типажом главного антагониста «Вспомнить все», думаю, что это вполне сознательное сходство, допущенное режиссером.

Сюжет фильма приятно предсказуем: после смерти главный герой возвращен к жизни в виде киборга - спасибо технологиям мегакорпорации. Конечно, у него остались некоторые воспоминания о своей человеческой сущности, и, конечно, он при этом не человек, а продукт компании, запрограммированное устройство, которое не может поднимать руку на своих создателей (от греха подальше). Подчеркиваю: предсказуемость именно приятная, и если сравнивать сюжет и динамику фильма с музыкальным произведением, то каждый аккорд пришелся в свое время и к своему месту, и ни одна из фраз не грешит повторами или затянутостью. Другими словами, смотрится здорово. Экшн, персонажи, юмор, ламповость - все у «Робокопа» хорошо, настолько, что и в 2022м году доставляет удовольствие при просмотре дома поздним вечером.

Понятное дело, что спецэффекты 1987го года с нашими днями не сравнятся, но это с лихвой компенсируется игрой актеров, их поведением, не заколотыми ботоксом лицами, отсуствием видеофильтров, которые делают героев вечно молодыми без признаков старения, даже если им хорошо за 50, движением мимических морщин, признаками лысин на головах, и остальными атрибутами реалистичности, которые в наши дни давно и безвозвратно потеряны.

Но, между прочим, все взрывы и кровавые перестрелки в фильме выглядят весьма и весьма классно. Даже сейчас. Кадр - Кинопоиск.ру
Но, между прочим, все взрывы и кровавые перестрелки в фильме выглядят весьма и весьма классно. Даже сейчас. Кадр - Кинопоиск.ру

Все мои опасения по поводу просмотра боевика 1987 года спустя столько лет были напрасными. Считаю, что «Робокоп» Пола Верховена нисколько не устарел и по-прежнему крут. Мне понравилось все: визуал, актеры, сюжет, диалоги, юмор, олдскульно-ностальгический элемент и "куриные ноги" робота-соперника главного героя (видимо, оттуда и родился Робоцып, которого я, кстати, в свое время видела).

Немного жаль, что в главной роли не Рутгер Хауэр, которого, насколько я понимаю, рассматривали для главной роли, но у актера с режиссером возник какой-то серьезный многолетний конфликт, и остается только гадать, каким бы был Робокоп в его исполнении. С этими его ледяными глазами, бьющей через экран харизмой и улыбкой маньяка-психопата. Но Питэр Уэллер справился отлично.

Наверно, рекомендовать этот фильм к просмотру излишне - я уверена, что его видели все "дети 90х". Но если вдруг вы ненароком оказались таким же тормозом в плане «Робокопа», как я, и при этом так же любите культовые боевики тех времен - смотрите обязательно, точно не разочаруетесь. И, кстати, аллюзий на сегодняшний день удивительным образом немало. Особенно в том, что касается СМИ и рекламы, прерывающей новости)

Постер - Кинопоиск.ру
Постер - Кинопоиск.ру

Понравился обзор? Спасибо за внимание! Автор будет очень рад лайкам, комментариям и подписке на канал 😊