С проблемой невыплаты зарплат столкнулись сразу несколько предприятий в Хакасии, где массово прекращают работу угольные карьеры. При этом, в местный бюджет добыча ископаемых приносит больше половины налоговых отчислений. А это значит, что их недостача скажется, в том числе, и на социальных обязательствах властей. То есть денег на строительство и поддержание больниц, школ и детских садов станет существенно меньше. Однако в администрации республики проблем как будто бы не замечают. Владислав Корреспондент "Известий" Владислав Томашаускас узнал подробности.
Техника обездвижена, хранилища переполнены – крупнейшие угольные разрезы Хакасии останавливают добычу. Если в начале года республика ежемесячно поставляла на рынок энергоресурсов 870 тысяч тон топлива, то сейчас этот объем снизился более чем в десять раз. Как итог, сотрудникам разрезов начали урезать и задерживать зарплату.
"Мы находимся на вынужденных выходных. Уже второй месяц нам не платят зарплату. Людей начинают сокращать с работы", – рассказал Иван, угольщик.
"Чем мне содержать семью? Я набрал кредитов. Ну а как еще. Я знал, что у меня хорошая зарплата, я же на нее надеялся", – заметил Николай Тарасов, угольщик.
Вот только в правительстве Хакасии заявляют, что о плачевном финансовом положении сотрудников угольной отрасли региона не слышали. Чиновники винят в коллапсе санкции, якобы после закрытия отгрузки на запад вагоны с топливом со всей страны стали гнать на восточное, и без того перегруженное направление. Всем места на дороге не хватило.
"В целях увеличения отгрузки угля на экспорт правительство республики Хакасия настаивает на обеспечении со стороны правительства Российской Федерации равного доступа всем угледобывающим регионам к ограниченной железнодорожной инфраструктуре восточного полигона", – заявили в правительстве региона.
Распределением квот на вывоз угля между регионами занимается Минтранс и Минэнерго совместно с РЖД. В первом полугодии они урезали их для всех, ко второму – восстановили. В той же ситуации оказались Кузбасс, Якутия и Тува. Но на грани экономической катастрофы почему-то балансирует именно Хакасия.
"В правительстве в принципе плохо организована та самая системная работа, о которой постоянно говорит Валентин Коновалов. То есть говорить – это одно, а делать – другое. Летом он приехал на переговоры с руководством РЖД с непонятным предложением о том, что надо сохранить эти квоты. А на деле проблему не решил, а просто на нее забил", – заметил политолог Михаил Верхотуров.
Чтобы оставаться на плаву, угольщикам нужно продавать хотя бы 8 миллионов тонн в год. Именно такую квоту для Хакасии установили по поручению президента. При этом, до конца года вывезти из республики смогут только полтора миллиона. Это капля в море.
"Каждый год возникают какие-то проблемы: то была у нас цена два года назад. Поэтому уверен 100%, что руководители крупных угольных предприятий специалисты и профессионалы. И в этот раз они не будут надеяться на наше региональное правительство, а всеми возможными силами будут заниматься своими предприятиями. И я думаю, что все получится", – сказал Игорь Пономаренко, заместитель директора разреза "Арщановский".
В угольной отрасли Хакасии трудятся более пяти тысяч человек, но кризис постепенно нависает над всей республикой. Именно налоги предприятий по добыче угля составляют 70% от всего бюджета региона. Депутаты верховного совета Хакасии уже предвидят в казне огромную брешь.
"Если уголь не будет отгружен, мы не получим прибыль. А если мы не получим прибыль, то мы в бюджет не получим доходов. И все наши обязательства в социальных каких-то делах, мы даже не будем их финансировать", – заметил Владимир Штыгашев, председатель Верховного суда Хакасии.
"Эффект в любом случае будет, и снижение качества жизни будет. Но насколько глубокий, зависит в том числе от нашего правительства, от которого пока вменяемых действий в этом направлении мы не видим", – заметил политолог Александр Мяхар.
По оценкам экспертов, надвигающийся кризис может стать крупнейшим в истории республики.