Правление короля Дауда подходило к концу. Над Афганистаном стали веять новые демократические ветры. Страна стояла на пороге перемен.
Летним утром в большом кишлаке, расположенном на пути к афгано – пакистанской границе, появился молодой человек, которого звали Абдулло. Он зашёл в чайхану, поговорил с хозяином и старый чайханщик узнал, что родители Абдулло, жившие на севере страны, давно покинули Афганистан в поисках лучшей жизни. Переезжая из страны в страну, жили во многих местах Ближнего Востока. Сам Абдулло, получив образование и скопив небольшой капитал, решил вернуться на Родину. Эти места ему понравились, и он решил здесь остаться.
Затем Абдулло обошёл торговую улицу, где пообщался с местными купцами. На следующий день он пришёл в чайхану старого Абу Лахаба. Они долго говорили, а к вечеру в кишлаке узнали, что Абдулло купил чайхану.
Через три дня заведение закрылось. Через неделю в нём начался капитальный ремонт. Полтора месяца трудились мастера. Местные видели, что новый хозяин серьёзно подошёл к делу. Даже в средине ремонтного процесса стало заметно, что чайхана не просто преображается. Она будет выделяться на фоне всех заведений кишлака. Фасад стал нарядным, ярким и современным. Светлый зал получил восточный колорит. Часть двора за чайханой также была приспособлена для посетителей, которые могли спокойно наслаждаться чаем и беседой в тени деревьев.
С первого дня, после открытия, чайхана Абдулло стала пользоваться популярностью и у местных, и у проезжающих. Вместе с хозяином здесь трудился и его младший брат. Им помогали несколько нанятых местных.
Абдулло пару месяцев, пока не наладилось дело, практически не покидал заведение. Исключение - совершение намаза. Он, как правоверный мусульманин, регулярно посещал мечеть.
Вместе с этим новый чайханщик был готов придти на помощь всем, кто оказался в беде. Когда осенью сгорел дом у одного из жителей кишлака, чайханщик прислал в помощь брата, который привёз вещи и продукты для пострадавшей семьи.
Прошло три месяца. Абдулло, наладив работу чайханы, съездил несколько раз в Пакистан, пару раз в Индию. В феврале он выкупил дукан, который находился рядом с чайханой. Отремонтировав здание, которое также заметно изменилось, заполнил его хорошим товаром, поставляемым из Пакистана, Индии и Китая. Мелкие дуканщики из кишлака и прилегающих селений могли брать у Абдулло малые партии товаров. Таким образом, почти за год Абдулло стал уважаемым в кишлаке человеком, с которым уже считались, у которого появились свои люди. Вдобавок он стал состоятельным человеком. Раньше ценилась чайхана Абдулло. Теперь все не только в округе, но и проезжающие через кишлак, знали, что качественный товар можно приобрести в его дукане.
27 апреля 1978 года произошла апрельская – саурская революция («саур» — на языке дари название второго месяца персидского календаря). Афганистан встал на социалистический путь развития.
Абдулло знал, что активисты НДПА (Народно – демократической партии Афганистана), которые действовали и в их провинции, ведут свою активную работу среди населения, но сама революция была для него ожидаемой, но всё же новостью.
Жизнь немного изменилась. Стали появляться новые люди, которые продвигали реформы и решения правительства Нур Мухаммеда Тараки – этого революционера – романтика, верящего, что социализм поднимет Афганистан на более высокий уровень жизни и развития. Что видело правительство, Абдулло не знал. Он видел, что феодальная страна, которую пытаются перестроить сразу не социалистический лад, совершает те же ошибки, через которые когда – то прошёл Советский Союз. Раздать землю декханам, отобрав её у богатых хозяев. Это в стране, где законы шариата нетерпимы к присвоению чужого. Затем землю объединить, получилось забрать, в крестьянские кооперативы. Или как можно игнорировать роль духовенства в решении насущных вопросов. В мусульманской стране? Таких ошибок набиралось много. Абдулло всё это удивляло. Тем более, что в стране находилось много гражданских специалистов из Советского Союза. После революции появились военные и политические советники, которые помогали местным товарищам на всех уровнях.
- Неужели они не видят, какие допускаются просчёты? - размышлял Абдулло.
Только у капитана советской разведки были другие задачи.
Абдулло или Акрам Давлатович Мансуров был офицером, который находился в Афганистане в качестве нелегала.
Акрам родился в офицерской семье. Его отец в то время командовал ротой в Витебской дивизии ВДВ. Затем была Тула, Москва, где отец учился. Акраму было не совсем понятно, зачем взрослому необходимо чему - то ещё учиться. Потом отец уехал, надолго. Мама говорила, что в командировку. Дружок Акрама – Стёпка, чей отец тоже был военным, как – то по секрету поделился, что их отцы воюют во Вьетнаме. Тогда мальчишка был горд, что его отец помогает угнетённому народу в освободительной войне.
С детства Акрам мечтал стать офицером, потому что армейский дух, уклад службы и жизни его околдовал. Только в младшем и среднем возрасте он воспринимал подготовку к службе несколько по - своему. Воспитанный на героических советских фильмах, армейской службе, он был заводилой всех игр и приключений. Казаки – разбойники, прятки, войнушки, футбол, хоккей – Акрам был или командиром, либо капитаном команды. Залезть в сад за яблоками, поставить чучело напротив сторожки завода, покататься на лодках со станции без разрешения – здесь он также был первый. Только в отличие от сотоварищей, его никогда не ловили. Он убегал, прятался, маскировался, и оставался не пойманным.
Отец, вернувшись из командировки, вскоре получил новое назначение в Костромскую дивизию. Был у него с отцом тогда серьёзный разговор, часа три говорили. Перед Акрамом раскрылся огромный багаж знаний и навыков, которыми должен обладать офицер, причём совершенствуя и пополняя его, вместе с продвижением по службе.
В старших классах Акрам серьёзно взялся за учёбу, потому что поступить в РВКДУ - Рязанское высшее командное десантное училище было его заветной мечтой. Стал больше времени, по совету отца, уделять занятиям английским языком. Мама преподавала его в школе, владея им на разговорном уровне. В детстве, её соседкой по коммунальной квартире была тётя Эмма, которая долго работала в Лондоне, а затем преподавала английский в институте. Она занималась с девочкой, рассказывала ей о далёкой стране, ставя произношение, вкладывая в речь разговорные особенности. Может быть, поэтому впоследствии мама и стала учителем. Помимо английского, Акрам хорошо знал язык отца – таджикский, и, естественно, русский.
Акрам поступил. В училище он, своей фантазией и оригинальными идеями при решении задач и ситуаций, выделялся на фоне остальных курсантов. Вскоре на его способности обратили внимание и обучение, а затем и служба пошли по новому пути. Служба в спецназе ему нравилась. Его подразделение выполняло поставленные задачи быстро, точно и нестандартно.
После полутора лет, Акрама вызвали и откомандировали в другое подразделение. Здесь он вновь учился, изучал и запоминал.
На Ближнем Востоке долго жила одна афганская семья, выходцы из северной провинции Афганистана. Их сын решил вернуться на Родину. Так получилось, что в Бейруте он погиб от взрыва, устроенного террористом. Вместе с ним в Афганистан, под видом его товарища, шёл советский разведчик, который был тяжело ранен. Оказалось, что Акрам похож на молодого афганца, в смысле - очень похож. Так и определилась его дальнейшая судьба.
Теперь в бородатом, окутанным восточным спокойствием Абдулло, практически невозможно было узнать подвижного и улыбчивого Акрама.