Найти в Дзене
Александр Никонов

Дети войны Т Р У Ж Е Н И Ц Ы Т Ы Л А

Женские натруженные руки, доля: лихолетия войны. Тяжкий труд, страдания и муки, героизму женщин нет цены

Лариса ЧЕРЕПИНОВА

Нелёгкая женская ноша

Тыл. Какое крепкое по звучанию слово! Тыл - это второй фронт. А держался он на самой слабой половине человечества - женщинах. Они совершили беспримерный подвиг во имя Родины. В тылу трудилось 15 млн женщин. Преодолевая величайшие трудности военных лет, не щадя себя, они делали всё, чтобы обеспечить фронт тем, что требовалось для победы над врагом. Много людей было привлечено к обеспечению гражданской обороны и строительству оборонительных сооружений. Массовый характер приобрело патриотическое движение за овладение мужскими профессиями. Так на селе женщины и совсем ещё молодые девушки освоили профессии комбайнёров, трактористов. На эвакуированных из западных районов предприятиях в основном работали тоже женщины да подростки. Они выполняли заказы действующей армии. Заводы давали фронту самолёты, танки, артиллерийские тягачи, реактивные установки, снаряды и другую военную продукцию.

Силы давало сознание

Зинаида ГАВРИЛОВА: "Мне было 14 лет, когда я начала работать на Новосибирском самолётостроительном заводе имени Чкалова в 1941 году. Сюда были эвакуированы пять авиационных заводов из Москвы, Ленинграда и Киева. Нас нигде не учили, просто показали, что нужно делать. Мы обклеивали самолёт изнутри специальным клеем, на который садилась материя. Едкий клей разъедал перчатки, да в них и неудобно было, и мы работали голыми руками, кожа свисала клочьями. За смену делали 12 машин (истребителей ЯК-7). Силы давало сознание: победа зависит от меня лично! Однажды я уснула во время смены, и это едва не стоило мне жизни. Тогда у людей было два главных желания - спать и есть. И если к голоду люди как-то притерпелись, то побороть сон порой было невозможно. Так я заснула и упала в фюзеляж, а когда его стали поднимать, выпала прямо на цементный пол и чуть не разбилась".

17 лет? На лесозаготовку!

Татьяна ТОРМОСОВА: "Когда началась война моей маме, Ульяне Васильевне, было 17 лет. Её мобилизовали на заготовку леса в Холмогорском и Пинежском районах Архангельской области. Тогда не было электро-бензопил. Все работы выполнялись вручную. Девчонки заготавливали древесину. Голодные, в рваной обуви, они должны были сначала вокруг деревьев отгрести снег. А сугробы были до пояса. Затем спиливали деревья ручной пилой, обрубали сучья, стаскивали их к штабелю. Если не выполнишь норму, снижали хлебный паёк. Девчонки старались изо всех сил. Но если на делянке были тонкомеры, то план не удавалось выполнять. Сколько слёз было пролито?!"

Трудодни - любой ценой

Ирина КУЛУМБЕКОВА: "В военное время в нашей деревне Фёдоровка Тетюшского района было много малолеток, которых невозможно оставить без присмотра, а с детскими яслями - большая проблема. Но закреплённые за колхозниками посевы должны обрабатываться. Поэтому женщины, имеющие совсем маленьких детей, часто отправляли старших на работу в колхоз, а записывались трудодни на мать. Но это делалось только в том случае, когда старшим было до 13 лет. А вот кто уже достигал 13-14 лет, то на них отводились дополнительные участки, наравне со взрослыми. Тогда женщинам приходилось брать в поле и грудничков, приспособив для них как-нибудь люльку или усадив ребёнка в самодельную коляску".

Норма как взрослым

Светлана ВОЛКОВА: "Как заканчивались занятия в Ореховской школе

(Зеленодольский район), мы шли работать в поле. Вначале пропалывали просо. В то время мы, 14-летние девчонки, были невысокими, поэтому нас брали с собой женщины, которые постарше. И всю траву, которую мы выдёргивали в поле, складывали, и в обед уносили домой, сушили её и убирали на зиму. Потом подрастали зерновые. Мы ходили выдёргивать из пшеницы рожь, прочёсывали. Норма была та же самая, что и для взрослых, кажется 25 соток, точно не помню. Посевы мы жали серпом. Всё это надо было аккуратно собрать, связать в неподъёмные для нас снопы и уложить в копны. А после начиналась картошка. Лошадь идёт, пропахивает, а ты корзину за собой таскаешь и, наполнив её, пересыпаешь картошку в телегу. И так работали до октября".

Вместо мужчин

Мария ВАЛУКИНА: "В колхозе была очень трудная работа. Всё делали вручную: и косили, и пахали. Мужиков в деревне было мало: старые и инвалиды. Но все как могли работали: кто косы отбивал, кто какой-то инвентарь ремонтировал, делали всё, у кого на что хватало сил. Но особенно трудно было женщинам, ведь они выполняли самую тяжёлую мужскую работу. На сенокосе на стога подавали (их называли мётчиками). Ездили на быках в лес за дровами. Уезжали ещё в темноте и возвращались часов в десять вечера, а с утра опять на работу. Дровами топили телятник, свинарник".

А люди были трудолюбивые

Айна КАБЕН: "Нелёгкая женская ноша досталась в годы войны переселенцам из западных районов страны. На новых местах эвакуированные (женщины и дети) продолжали насколько хватало их сил трудиться. Многие работали в колхозах за трудодни, а ещё жили тем, что продавали одежду и другие вещи, что успели с собой взять, обменивали их на продукты и предметы, необходимые в хозяйстве. Но таких, кто мог что-то с собой привезти для продажи или обмена, было конечно мало. В основном они и сами нуждались тем, что имели, но жизнь диктовала свои условия: надо как-то выживать и расставаться с последним. А жизнь эвакуированных была трудной. Особенно тяжело приходилось городским жителям, которые были плохо знакомы с деревенской жизнью. Тяготило и то, что остались без своего "угла" и даже своей семьи. Ведь они так же, как и местные жители, проводили своих мужей, сыновей и братьев на фронт и случалось, когда получали на них похоронки. А ещё были и такие, кто не ведал о месте проживания своих детей, поскольку во время эвакуации их пути разошлись. Работали переселенцы вместе с местными жителями, поэтому особо не выделялись. На воскресники ходили вместе со всеми. Дети ходили в школу, учились вместе с местными ребятами. Некоторые взрослые по-русски говорили плохо, а дети хорошо. Вспоминают, что люди это были трудолюбивые, общительные, добрые. Работали эвакуированные в основном на разных работах".

Судьба не сломила их

Наталья АЛИПОВА: "Зимой большее время мы, дети, использовали для учёбы. А женщины опять не оставались без работы. Одни трудились на скотном дворе, другие - на вывозке в поля навоза, третьи - на снегозадержании, подвозке сена и соломы к фермам... И при всём этом в вечернее время при слабом огоньке коптилок они ещё умудрялись шить кисеты, вязать носки, варежки для солдат. Сколько таких посылок с тёплыми вещами, да и с продуктами отправлено на фронт! А ведь многие женщины отрывали от себя и своих детей последнее. Но судьба не сломила их. Вот почему, когда пришла Победа, эти люди тоже ощущали себя победителями. Они и были ими, труженицы той великой войны!"

Подборку подготовил Александр НИКОНОВ