- Футбол в Канаде – осколок соккера в США. Даже Олимпиаду-1904 выиграли, потому что оба соперника были из Америки
- Первый (и пока единственный) чемпионат мира Канады в 1986-м. Отобрались чудом – благодаря погоде в Ньюфаундленде и угловым, а в группе играли с СССР
- После ЧМ футбол в Канаде чуть не развалился. Профессиональной лиги не было до 2019-го, все таланты сбегали, а сборная проигрывала Ямайке и Сальвадору
Ярослав Сусов фиксирует удивительный прогресс.
Сборная Канады – главное открытие отборочного турнира чемпионата мира. Большая хоккейная страна за последние несколько лет неожиданно для многих стала важным игроком и в футболе.
За четыре года канадцы поднялись с 94-го места в рейтинге ФИФА (рядом с Фарерами, Беларусью и Конго) на 33-е (выше России, Египта, Турции и Камеруна).
Звезды сборной Альфонсо Дэвис и Джонатан Дэвид – в списках самых перспективных игроков мира и символы нового канадского футбола, хотя оба родились не в Канаде.
Трансформацию канадского футбола проворачивает английский тренер Джон Хердман, который раньше работал с женскими сборными Канады и Новой Зеландии, а в 2018 году перешел в мужскую сборную Канады.
И уже принес стране главный результат за 36 лет. Канада – на чемпионате мира впервые с 1986-го.
Как это получилось? Изучим всю историю взлета футбола в Канаде.
Футбол в Канаде – осколок соккера в США. Даже Олимпиаду-1904 выиграли, потому что оба соперника были из Америки
Канада начала играть в футбол одной из первых в мире – разумеется, из-за тесной связи с Британией. Первые матчи в Торонто проходили еще в середине, международные – в восьмидесятых годах 19 века.
Как и в большинстве британских колоний или доминионов, в Канаде футбол не закрепился в статусе главного спорта. В Новой Зеландии подсели на регби, в Австралии придумали австралийский футбол, в США – американский. Канада продолжила этот ряд и придумала канадский футбол (очень похожий на американский) и адаптировала хоккей на траве под климатические условия.
До 1958 года Канада даже не пыталась отбираться на чемпионат мира и не участвовала даже в крупных североамериканских турнирах. Единственный успех связан с удивительным турниром 1904 года: канадцы зацепили золото Олимпийских игр в Сент-Луисе.
Канадцы (их представлял клуб «Галт» из Кембриджа, Онтарио) обыграли команду колледжа христианских братьев и «Сент-Роуз Пэриш». Оба соперника представляли США. Так что на Играх-1904 Канада получила золото, а США – серебро и бронзу. Других соперников просто не было.
Ситуация немного изменилась в 60-х, с появлением НАСЛ, главного футбольного явления Северной Америки прошлого века – в США приезжали Пеле, Кройфф, Беккенбауэр и Герд Мюллер. Канаду тоже задело: Эйсебио, Руд Крол и Роберто Беттега побывали в трех командах из Торонто, Монреаля и Ванкувера. Но турнир оказался слишком нестабильным. Боссы НАСЛ ругались с ФИФА из-за правил, количество участников менялось от 5 до 24, команды ликвидировались после года существования, а после сезона-1984 лига обанкротилась и закрылась (оставалось всего два участника).
Так футбол в Канаде чуть не самоуничтожился. Но на осколках НАСЛ канадцы добрались до главного успеха в истории.
Первый (и пока единственный) чемпионат мира Канады в 1986-м. Отобрались чудом – благодаря погоде в Ньюфаундленде и угловым, а в группе играли с СССР
Обычно сборная Канады просто не проходила дальше первой стадии отбора. Сначала на чемпионат мира проходила одна сборная из Северной Америки – и это была Мексика.
Потом систему поменяли. Отбором на ЧМ стал чемпионат КОНКАКАФ, все матчи которого проходили по круговой системе в одной стране. При таких правилах турнир трижды выиграли хозяева: Гаити, Мексика и Гондурас.
В 1985-м чемпионат КОНКАКАФ отменили и вернули обычный отбор, а канадцы впервые оказались в группе без США и Мексики.
Казалось, путь открыт. Канадцы расправились с Гаити и Гватемалой. Правда, составом из мини-футбола – 18 из 22 футболистов играли в зале. После развала НАСЛ в 1985-м у лучших канадских игроков не осталось другой работы: чемпионат Канады еще не создали (это случилось в 1987-м), все разбежались по мини-футбольным клубам США и Канады.
После трех туров финальной группы – против Коста-Рики и Гондураса – Канада держалась первой. Осталось не проиграть дома Гондурасу, одной из лучших команд континента (на прошлом ЧМ-1982 трепали нервы Испании и Северной Ирландии в группе).
Тут канадские футбольные чиновники поняли, что пришло время маленькой, но дорогой хитрости. Они решили провести игру на Ньюфаундленде, острове на северо-востоке Канады, и заплатили его правительству 250 тысяч долларов за организацию.
Ньюфаундленд выбрали не просто так. В сентябре погода в Сент-Джонсе не очень: влажно из-за близости к океану и зябко, меньше 10 градусов. Привычно для России и Канады, но точно не для Гондураса: там это близко к абсолютному минимуму в самый холодный месяц.
«Соперники в Ньюфаундленде дрожали. Подумал тогда: «Ну, ребята, вы получите то, что заслуживаете», – рассказывает вратарь канадцев Тино Леттьери.
Накануне матча поле залило дождем, но канадцев ничего не смутило. Они тренировались в капюшонах и с закатанными рукавами. Тем временем гондурасцы готовились в спортзале местной школы по мини-футбольным правилам.
Против Гондураса были не только погодные условия, но и необычная атмосфера.
Стадион короля Георга V – самый старый чисто футбольный в Канаде. Но в 1985-м он был похож на общественный парк с импровизированными трибунами. Зато в очень живописном месте: вокруг огромное озеро, два кладбища и тюрьма.
Маленькие хитрости и вязкая погода усилили плюсы ультрапростого стиля игры канадцев: борьба, фланговые забросы, стандарты (победили 2:1. Оба мяча Гондурасу забили после угловых.
Простого стиля и организованности хватило для выхода на чемпионат мира, но в Мексике канадцев ждало фиаско: 0 голов в матчах с Францией, Венгрией и СССР.
После ЧМ футбол в Канаде чуть не развалился. Профессиональной лиги не было до 2019-го, все таланты сбегали, а сборная проигрывала Ямайке и Сальвадору
Дальше становилось только хуже.
Канадская лига из восьми команд (на пике – 11), появившаяся через год после чемпионата мира, уже через шесть лет схлопнулась. Сильнейшие игроки ушли в американские лиги, остальные объединились с полупрофессиональной Канадской национальной футбольной лигой – там одновременно играли «Торонто Италия», «Торонто Хорватия», «Рома» Сент-Катаринс и «Монреаль Хорватия», а главными звездами были Рауль и Уго Марадоны, младшие братья Диего.
Кстати, в 2018-м и 2020-м четвертую реинкарнацию этой лиги выиграла «Воркута».
Из-за странных соревнований и непонятной организации Канада чуть не потеряла поколение футболистов. Все молодые разъехались: играли в Швеции, Норвегии, Шотландии, низших лигах Англии и сохраняли в сборной силовой оборонительный стиль.
Лучшие не только сбегали, но и меняли сборную.
Яркий пример – Асмир Бегович. Когда боснийскому вратарю было 10 лет, его родители переехали в Эдмонтон. Бегович сыграл за канадскую молодежку, вызывался в основу, но так и не вышел ни в одном матче.
«Очень долго играл за Канаду и не хочу менять футбольное гражданство, – говорил Бегович в 2009-м. – Но меня смущает неопределенность будущего канадского футбола. Как только все систематизируется, я буду рад остаться с Канадой. У меня нет какого-то сильного намерения играть за Боснию. Это не угроза и не ультиматум, просто хочется понять, что происходит».
Через два месяца после этого интервью Бегович сидел на скамейке в матче Армения – Босния и Герцеговина.
Из канадских клубов (и те выступали в американских лигах) до сборной добиралось не больше трех игроков. В отборе на чемпионаты мира категорически не складывалось. С 2000-го по 2020-й канадцы не попадали даже в финальную группу отбора: обыграть Белиз или Сент-Винсент и Гренадины сил хватало, но все рушилось, как только появлялись Гондурас, Ямайка, Панама или Коста-Рика.
Поэтому в Канаде рассмеялись, когда новый главный тренер сборной Джон Хердман в феврале 2019 года сказал, что сборная должна выйти на чемпионат мира в Катаре.
Прогресс запустили три клуба МЛС с мощными академиями и умная система детского футбола: до 12 лет у детей нет турниров и счета, играют на маленьких полях без аутов
Вообще-то у Хердмана были основания так говорить. Футбол в Канаде уже не был похож на полупрофессиональную лигу 90-х или сборище мини-футболистов 80-х.
От краха канадцев спасли соседи из США. Постепенно в МЛС приняли клубы из трех крупнейших канадских городов: «Торонто», «Ванкувер Уайткэпс» и «Монреаль».
МЛС – это не только более высокий уровень игры, чем в Канаде, форма adidas и система драфтов и плей-офф. Это еще и обязательные мощные академии. Каждый клуб должен иметь программу развития молодых игроков, с 2008-го по 2015-й зарплата игроков из собственной футбольной школы не учитывалась в потолке зарплат. С 2015-го для воспитанников предоставляли дополнительные – 29-й и 30-й – слоты в заявке на сезон.
Сейчас у Канады три признанные мощные академии – у «Ванкувера», «Торонто» и «Монреаля». Все основаны не раньше 2007 года («Ванкувер» и «Торонто» – в 2007-м, «Монреаль» – в 2010-м). И все крайне полезны для сборной: в ней заиграли уже 25 воспитанников этих академий.
Конечно, попасть в сборную Канады немного проще, чем в сборную России, но эффективность поражает. Для сравнения: за те же 14 лет из действительно очень продуктивной академии «Краснодара» (основана в 2008-м) вышло только два игрока сборной: Сафонов и Фомин, из академии «Уфы» (создана в 2010-м) – один Дивеев.
Подготовка молодежи в Канаде – это не только три яркие академии, но и четкая государственная система подготовки. В 2014-м канадцы приняли национальный Soccer Pathway («Футбольный путь»), это программа долгосрочного развития молодых футболистов.
Пару абзацев из описания стратегии:
«Мы не ждем, что дети будут соревноваться в правописании слов, не зная азбуки. Когда ожидания от ребенка не соответствуют его уровню развития, это может привести к провалу.
То же самое происходит, если маленькие дети быстро попадают в соревновательную среду, в которой делается ставка на победы, а не развитие и получение удовольствия. Негативные последствия могут длиться всю жизнь: у некоторых детей развиваются вредные привычки, они могут впасть в уныние. Многие не реализуют потенциал. Другие вообще уходят из спорта, потому что не чувствуют радости от футбола».