В Уфе прошла научно-практическая конференция, посвящённая 490-летию со дня рождения интересной личности в истории татар - Канзафара бека, ну, или известного по родословным-шежере Казанфар бей. Его называют в письменных источниках как Казанфар бей, в исторической же литературе - как Канзафар бей, но это один и тот же человек.
По традиции, которая, к нашему сожалению, очень плотно устоялась у башкирских историков, Казанфар бей объявляется «башкирским государственным деятелем», который дальновидно и мудро определил верный путь исторического движения всего башкирского народа.
Более того, башкирские историки облепляют современным ура-патриотическим пафосом Казанфара бея, то есть человека, который жил в Средние века, который был носителем исключительно средневековых, феодально-эгоистических ценностей и установок. Его феодальный средневековый эгоизм был явлением оправданным и даже прогрессивным. Ведь тогда главной ценностью для человека было владение землей в более менее установленных границах. А на всё остальное как-то всё равно.
Но из Канзафара бея делают пламенного патриота Российской империи. Его называют «инициатором добровольного вхождения башкир в состав Русского государства». То есть, прижизненные дела, его частные интересы фактически приравниваются к действия целого народа, то есть башкир. Можно подумать, есть доказательства, есть сведения, есть документы, которые бы нам показывали, как Казанфар бей разъезжал по собраниям других башкирских племён, сам будучи представителем племени Минг, как об этом любят разглагольствовать башкирские псевдоисторики.
Как будто есть документы, что Казанфар затем на общеплеменном каком-нибудь собрании-йыйыне башкир сформулировал общую национальную идею для всех башкир, мол, сейчас наступил час, когда после падения Казанского ханства, всем нужно присягнуть на верность Ивану Грозному. Сразу забегаем вперёд - нет ни документов, ни свидетельств, ни письменных источников, которые бы доказывали, что своими поступками Казанфар бей выражал какую-то общебашкирскую национальную идею. И вообще, а был ли башкиром Казанфар бей? У нас есть ответ на этот вопрос.
Вот, например, представитель Российской академии наук Башкортостана и доктор юридических наук называет Казанфара бея основоположником аж федерализма в России:
- Канзафар бий - основоположник федерализма. В этом элемент федерализма - в принятии подданства. Почему? Во-первых, башкиры - единый народ. Во-вторых, четкую территорию свою имеют, духовно-морально привязаны. И чувство первичности прав на своих территориях - это превалировало над всеми.
А вот заведующий отделом реализации нацполитики управления главы РБ по общественно-политическому развитию и вовсе с якобы присяги Казанфара бея Ивану Грозному отсчитывает количество лет с момента добровольного вхождения Башкирии в Русское государство. Целых 465 лет прошло, видите ли.
- Добрый день, уважаемые коллеги и участники конференции. От имени руководства республики, от имени Радия Фаритовича Хабирова, Урала Тагировича Кильсенбаева, сердечно поздравляю всех участников Второй научно-практической конференции, посвященной великому предводителю родов Мин, инициатору добровольного вхождения Башкирии в состав Российского государства Канзафару бию. В этом году исполнилось 465 лет добровольному вхождению Башкортостана в состав Российского государства. И данное решение наших предков - это, безусловно, историческое событие, имевшее судьбоносное решение не только для Башкирии, но в целом и для России. Предводитель родов Мин Канзафар бий проявил себя как дальновидный политический деятель. Именно он сумел объединить единомышленников, вместе с которыми нашёл решение, определившее судьбу края, судьбу нашего государства.
Историк Абубакир Нурианович Усманов ещё в далёком 1982 году и под редакцией этнолога Раиля Кузеева издаёт книгу «Добровольное присоединение Башкирии к Русскому государству».
Если кратко пересказать пробашкирский взгляд на Канзафара бия, то получается что он, будучи потомком Урдач бия, который в своё время от Чингисхана получал тамгу, клич и так далее, так вот Канзафар бий возглавил какую-то борьбу минских башкир против ногайских властителей.
Одни ногайские мурзы-аристократы решили тогда откочевать зачем-то, историк Усманов не уточняет этот вопрос, из Поволжья за реку Яик, то есть Урал, на Кубань. Эти ногайцы хотели с собой забрать какое-то количество башкир. Но с этим не был согласен Казанфар бей. В общем, Казанфару бею удалось убедить какое-то количество минских башкир не уходить на Кубань.
Из оставшихся какие-то башкиры, оказывается, были ориентированы на Москву. Правда, историк Усманов и этот вопрос почему-то не проясняет, чем же это так притягивала Москва башкир?
Продолжая пересказывать книгу читаем, что среди ногаев появляется некий очень жёстокий султан Букей. Откуда эту информацию черпает башкирский историк Абубакир Усманов - мы не знаем, ссылок никаких нет в книге.
Власть Букея растёт и всё больше распространяется среди минцев его сила. Но минские башкиры решают всё-таки присягнуть Ивану Грозному. Историк Усманов описывает, как башкирская делегация ездила во взятую Иваном Грозным Казань, чтобы присягнуть на верность русскому царю через его казанского наместника. То есть, непосредственно в Москву никакой Казанфар бей не ездил. Усманов пишет, что, мол, есть какие-то предания в башкирских родословных, что делегация башкир посетила Казань в 1554-1555 годах.
Поездка посольства минских башкир в Казань состоялась в 961 г. гиджры, что соответствует 1554-1555 гг. В шежере «Урдас-би и тясячью воинами» об этом написано: «... Казань была взята царём Иваном. После чего (башкиры) подчинились царю. Это было в 961 году». Послы отправились в Казань, «за отсутствием удобный путей сообщения на лыжах». Русским правительством башкирские послы были приняты «очень милостливо».
Неплохой, яркий такой образ получается, как предводители башкирских племён зимой на лыжах идут в Казань (безлошадные что ли были?), чтобы попроситься в состав Русского государства, не правда ли? А есть прямые указания, что именно Казанфар бей на лыжах шёл в Казань? Нет таких исторических документов. А как выкручивается историк Абубакир Усманов? Догадками делится, догадками.
Состав посольства минских башкир в шежере определенно не указан. По ходу повествования о происходивших в то время событиях, МОЖНО ДОГАДЫВАТЬСЯ (выделено автором И.Я.), что в числе четырёх знатных лиц, ездивших в Казань, были Канзафар-бий, Чублек, Урман и Туман.
Что же на деле написано о Казанфаре бее? Кто он такой был? Кем были его предки и потомки? И всё ли хорошо с историческими сведениями, которые нам рассказывают о нём?
Начнём с племени Мин, Минг, представителем которого объявляют Казанфара бея.
На самом деле, племя или род Мин/Минг - это распространенное среди тюркских народов племя. Мингцы известны среди братских татарам узбеков, казахов (Мэнг Жуз), у ногайцев (Мын), у хакасов (Мунъ-Аари) и так далее.
Известно, что мингцы приходят на территорию Поволжья вместе с войсками Батыя. Когда Батый выбирает город Болгар в качестве свой временной ставки, то вместе с соседними сообществами булгар, суар, юрматинцев поселяются такие татарские племена как Кунграты, Мингцы, Кыят-табынцы, Уйшины и другие. Очевидно, что племена не только жили по соседству, между ними происходил и культурный, языковой обмен и взаимосплетение.
Например, известно, что недалеко от города Булгар обнаружено каменное надгробие, датируемое 1309 годом, на котором написано «Мун Суар йали», или по-татарский «Мөн Суар авылы», где, по мнению татарского археографа Марселя Ахметзянова, Мэн - это определение татарского этнонима Мин, Суар - это название булгарского племени.
Также недалеко от Булгара обнаружено каменно надгробие, датируемое 1329 годом, где написано «Мун Буляр йали», что также переводится как «Деревня мингцев-буляр».
Все известные среди татарского народа родословные-шежере рода Минг отсылают нас к легендарному сподвижнику Чингизхана, известному как Тысячаколчанный Урдач-бей, или Мең садаклы Урдаҗ би. Записи родословных от Урдач бия можно найти в рукописях Шигабутдина Марджани, Хади Атласи.
По родословным известно, что у Казанфара бея было четыре сына - Худжабакты, Дистан, Байбакты и Кадаш бей. Но главный вопрос, на который нужен ответ - когда именно жил Казанфар бей? Бьются ли даты его жизни, даты жизни его сыновей с эпохой так называемого «Добровольного вхождения Башкирии в Русское государство», что обозначено рамками 1554-1555 годов у того же башкирского историка Усманова?
В родословной рода Минг, опубликованной в книге «Башкирские родословные», вышедшей в 2002 году под редакцией Раиля Кузеева, есть интересная хронологическая запись касательно современников Казанфара бея.
Он, то есть Казанфар бей, виделся с Каракильмет-бием. А Каракильмет виделся с Гарей-бием. Гарей-бий был старше Каракильмета, а Казанфар-бей был моложе.
Мурза Кара Кельмет - это на самом деле реальная историческая личность, правнук Исмаил бея и сын Урмамет бия. А кто они такие? Это правители Ногайской Орды.
Итак, примерно после взятия Казани Иваном Грозным в 1552 году, Ногайская Орда распалась на несколько частей - Большую, Малую и Алтаульскую. Большая Орда располагалась между Яиком и Волгой и примерно соотносится с территорией Ногайской дароги Уфимской губернии. Малая Орда - это на Кубани. А Алтаульская Орда - это на реке Эмба.
Большой Ордой правил Исмаил бей. Известно, что сын Исмаила бея - Динахмет бей правил в 1563-1578 годах. У Динахмета был младший брат, который взошёл на ногайский престол после и его зовут Урус бей. Он правил с 1578 по 1590-й года. Его правление зафиксировалось в переписке между ним и московским царём Фёдором Ивановичем. В одном из писем 1586 года Урус бей ещё возмущался тем, что Фёдор Иванович воздвиг город Уфу.
Поставил те городы для лиха и недружбы..., чтобы мне с башкурдов и с остяков дани никакия не имати, и только... пошлю своего человека дани (собирать) с башкурдов и с остяков и ты тех моих данщиков велишь побити.
После Уруса бея к власти в Ногайской Орде пришли сыновья Динахмета. А именно, Урмамбет бей правил с 1590 по 1598 год, а Динмухамет правил с 1598 по 1600 года. В 1600 году царь Борис Годунов утвердил бием Большой Ногайской Орды третьего сына Динахмета - Иштиряка, который правил с 1600 по 1619 год. И вот именно после смерти Иштиряк бея на политическую сцену выходит мурза Кара Кельмет, моложе которого был Казанфар бей.
Раз так, то получается, период зрелого возраста Казанфара бея приходится на 1620-ые -1630-ые года. То есть, никакой речи об участии Казанфара бея в добровольном вхождении Башкирии в состав Русского государства в 1554-1555 годах быть не может!
Есть жалованная грамота, данная сыновьям и родственникам Казанфара бея от имени русского царя Алексея Михайловича Романова. Эта жалованная грамота датируется от 9 февраля 1671 года. И там написано следующее:
«В раздельном письме писанном 7179 году 9 февраля (то есть 1671 году) Царь и Великий князь Алексей Михайлович: от Канфера (то есть Казанфара) четыре сына: большой сын Козебахта, 2-й сын Байбахты, 3-й сын Дестян, 4-й сын Кадаш бей и ещё четыре сына Соплюка (то есть родственника Канзафар-бия Чублека) - Зяиксюбю, Кадырсюбю, Минлисюбю и Идильсюбю, а также Уразлы Усманов, Акунды Акманов (сын мурзы), Мамбеткул Тинякеев - мы 11 человек разделили данную нам от Вас Великих Государей жалованную землю и вотчину по таковому приговору чтобы нам друг к другу никакой обиды и насилий не чинить...».
За эту вотчину минцы всей волостью платили в казну ясак в размере 171 куницы и 18 батманов (144 пуда или 23 центнера) меда. В официальном документе сообщается о четырёх сыновьях Казанфара, которых башкирские историки почему-то включают в делегацию Канзафара бея к наместнику Ивана Грозного в 1554-1555 годах.
Если пофантазировать, что Казанфар бей шёл на лыжах на встречу Ивану Грозному в Казань, чтобы включить Башкирию в Русское государство в 1554-1555 годах, то сколько же лет он мог прожить? 100 лет? 150 лет? Как видите, нет никаких документальных свидетельств, о делах Казанфар бея в 16 веке. Он - представитель 17 века.
Откуда же тогда башкирские историки черпают сведения, что якобы Казанфар бей присягал Ивану Грозному? На самом деле они эти сведения черпают из крайне путано написанной, составленной родословной-шежере Мингской волости, которую потом перепечатал историк Раил Кузеев в книгу «Башкирские родословные».
Не совсем понятна, когда именно была составлена эта родословная. То ли в апреле 1896 года, то ли в 1846 году, о чем пишут сами исследователи родословной.
Потом, в этой родословной сообщается следующее:
«После этого (тут имеет в виду уход из территорий Ак Идель улуса ногайских аристократов) Казанфари-бий сказал оставшимся: «О сотоварищи! Уйдя отсюда, мы не сможем найти себе пристанища. Подобную этой земле, где мы найдем (другую) землю?». И все его сотоварищи заплакали и сказали: «О Казанфари-бий Если умрем, то здесь, если выживем, то (тоже) здесь! И если все мы, и бедные, и богатые, не сможем выжить и будем погибать, то предадим себя воле Аллаха!». С Казанфари-бием осталось три человека. Первый 2. Чюблек (то есть упоминайшийся нами ранее Соплек), он был родственником Казанфари. Остались (также) 3. Урман, 4. Туман. Караман с Урманом были единоутробные братья. Тот Караман ушел с Кильметом, а сын Карамана, 5. Тенекей, остался здесь.
Было (это) в девятьсот пятьдесят шестом году хиджры».
Мусульманский 956-й год Хиджы соответствует христианскому 1549 году, то есть за 3 года до падения Казани. То есть, в родословной сообщается о каком-то серьёзном уходе ногайцев куда-то прочь с земель Беловоложья и о некоем историческом решении Казанфара бея оставаться на этой земле.
Затем в этой же родословнойсообщается, что: «Было это в девятьсот шестьдесят первом году хиджры, в год Мыши. Казань взяли русские».
961-й год по хиджре соответствует на самом деле 1553-1554 годам. Правда, китайское зодиакальное летоисчисление, то есть год Мыши, тут указано верно, то есть 1552 год - год взятия Казани. Получается, что составитель родословной плохо разбирался в мусульманском летоисчислении, но блестяще знал китайское летоисчисление? Какой подозрительно интересный составитель родословной, не правда ли?
Далее, в этой же родословной сообщается, что сыновья Казанфара бея отправились к падишаху, которого называют как Алексей Михайлович Романов. Нет-нет, не Иван Грозный, а именно как Алексей Михайлович Романов, который правил с 1646 по 1676 года. Читаем, как эта поездка описывается в родословной.
К милостивому падишаху послали четыре человека в Москву, чтобы они скрепили в книге: князь Янбакты, сына Кудаша, 2-го - Камачыка, сына Яйыксабый, 3-го - Уразлы , сына Урмана, 4-го - Махмуда, сына Дистана, со спутниками их в год 1567-й.
Тут возможно, что дата 1567 год указана с ошибкой, потому что Жалованной грамоте царя Алексея Михайловича упоминается дата 1667-й года, но по старому стилю, 7100-й какой-то год . То есть, переписчик или тот, кто составлял родословную, сделали техническую, но грубую ошибку. И вообще, по календарю, отсчитывающемуся от рождества Христова, на Руси стали жить только при Петре Первом. До него года на Руси отсчитывались со дня сотворения мира, то есть, шёл какой 7100-й год, например при Иване Грозном.
Так или иначе, родословная Минской волости пестрит не бьющимися друг с другом датами, перед нами явная какая-та путаница, даты даются в разных календарных измерениях и с ошибками. И вот этимбессовестно и пользуются башкирские историки, притягивая за уши Казанфара бея к дате 1554-1555 года, к акту добровольного вхождения Башкирии в Русское государство.
И всё-таки, что же на самом деле произошло такое, что память о Казанфаре бея осталось у его потомков такая, что он сообщает о необходимости не покидать свои земли, не уходить вслед на ушедшими ногайскими мурзами?
Дело в том, что в начале 17 века на территории Беловоложья появилась новая агрессивная сила - калмыки. В 1613 году они нанесли ощутимый удар по улусу Кара Кельмет мурзы. После этого ногайцы переправились на правый берег Волги, и вернулись на левобережье лишь в 1616 году.
Тем не менее, между ногайскими аристократами, то есть мурзами, происходили междуусобные конфликты. Междуусобица, что логично, подрывала их военный потенциал сопротивляться набегам калмыков. В одной из стычек с калмыками в 1631 году был убит феодал-нурадин и современник Канзафара бея Кара Кельмет мурза. В 1634 году ногайцы, потерпев очередное поражение от калмыков, практически навсегда покинули левобережье Волги. Часть минцев также ушли вместе с ногаями на Кубань. Не зря среди ногайцев сегодня можно обнаружить представителей рода «мин».
Другие же мингцы, в числе которых был и наш главный герой Канзафар бей, приняли решение остаться на своих родных местах, в землях Беловоложья и попроситься в подданство русскому государю. Точно даты этого в письменных источниках нет. Но это произошло где-то между 1631-1640 годами.
То есть, мингцы вошли в состав Русского государства через 100 лет после взятия Казани, и вошли они не добровольно, как это сочиняют башкирские историки. Мингцы вошли в Русское государство вынужденно, тем самым укрываясь от агрессивных калмыков, сопротивляться которым они не могли из-за своих же внутренних междуусобных разборок.
Но что же думали о своём происхождении сами потомки Казанфара бея? Так называемые, представили Мингского рода?
В селе Сарайлы Благоварского района Башкортостана сохранилась рукопись родословной минцев-казанфарцев. Об этом написал историк Амирханов в своей статье, посвящённой родословной Амирхановых, опубликованной в журнале «Татарские мурзы и дворяне: история и современность».
Итак, две статьи родословной мингцев-амирхановых. Одна из них составлена Нигматзяном Курбангалиевым в 1864 году, хранилась у Гандалифа Ахмудовича Корбангалиева из рода Тактаргали. Вторая рукопись была составлена указным муллой этого же села Сарайлы Бикмухаметом Туктаргалиным, жившим с 1785 по 1844 год.
Давайте почитаем, из чего состоят родословные мингцев-Амирхановых.
«Родословная в Сарайлинской рукописи, в соответствии с мусульманскими традициями, начинается от Адама. После перечисления имен исламских святых составитель переходит на имена исторические, которые начинаются с 50-го колена - Абу Бакира Ситдыйка, родственника пророка Мухаммада, первого халифа. Перечисляются потомки Абу Бакира, правители исламского халифа, Египта, Анталии, Константинополя и других стран. Среди них названы султан Госман Газый и Баба Тюкляс. Потомками Баба Тюкляса являются Тирмя хан и Идегей - организатор и правитель Ногайской Орды. Названы потомки Идегея, Казанфара би и его сыновья».
То есть, род минцев настолько сплёлся с ногаями, что это обнаруживается в их сегодняшних родословных. А исторические реалии Беловоложской земли 15-16 веков таковы, что если кому из минцев и могло придти в голову назваться каким-нибудь этнонимом, то точно не башкиром. Почему? А потому что башкиры-башкурды платили дань ногаям. Тогда с социальной лестнице Ногайской Орды ногай стоял выше какого-нибудь башкурда. Известно, что среди ногайской элиты была распространена татарская идентичность. Какой-нибудь князь-мурза Урус в переписке с московскими правителями себя называл именно «татаром». Так что в татарской идентичности всего рода-племени мингцев нет никаких сомнений.
А что ещё рассказывают амирхановско-сарайлинские родословные мингцев о Канзафаре бее?
«Сам Казанфар би жил у озера Асылкуль, на местности с названием Кырыкуйле. Его владения распространялись на громадной территории - от западных областей реки Яик, степи с названием Тукчуран, включая полностью Придемья, озер Асылкуль, Кандрыкуль до Бугульминских краёв и западных земель реки Белой включительно. огромные размеры территории под властью Казанфара бия соответствуют названию - Кырыкуйле, что означает Сорок Родов (домов).
В родословной говорится, что Казанфар би и его сын Дистан погибли в борьбе с новой власть. Ну, то есть с Русским государством.
С русской активизацией на Каме территория владения Казанфара бия стала приграничьем военных действий. Вскоре, в 1615 года, на Каме произошло массовое вооруженное выступление татар под руководством Еналея (Джан Галия), в истории получившее название «Еналеевское».
Рядом с владениями Казанфара бея также бунтовали татары в 1645 году, когда воздвигалась крепость Мензелинск. Так что неудивительно, что Казанфар бей, выставляемый башкирскими историками этаким пророссийским башкиром, мог участвовать на самом деле в столкновениях с московскими войсками, если нужно было защищать свои права и земли.
Примерные очертания земель Канзафара бея, чтоб вы понимали масштабы его территориальной власти, можно представить примерно вот так.
Прошу не судить меня строго, сведения о границах земель Канзафара очень обрывочные и скудные. Но всё равно, размах угодий лендлорда Канзафара бея впечатляет.
Выводы. Канзафар бей никак не мог участвовать в процессе добровольного вхождения Башкирии в состав Русского государства после взятия Казани Иваном Грозным. Скорее всего он только-только родился через 30-40 лет после этого события. Канзафар бей если и переходил под власть Русского государства, то отнюдь делал это не добровольно, а от безысходности, опасаясь агрессивных набегов на свои земли калмыков. Казанфар бей никак не мог быть башкиром. Потомком минских татар Ногайской Орды - может быть и был. Но точно не башкиром. Родословные его потомков-мингцев тесно переплетены с ногаями. По своим взглядам Казанфар бей был харизматичным лендлордом средневековья, которого вряд ли заботили глобальные вопросы судьбы башкирского народа, если не предположить, что на башкир он как мингский ногай смотрел свысока.
Главное его богатство - это его земля, которую нужно защищать, его богатство - это сыновья, которым эту землю нужно передать.