Номинация: «История успеха дореволюционного предпринимателя»
Матвеев Глеб Александрович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» (ФГБОУ ВО «НГУЭУ», НГУЭУ)
ВВЕДЕНИЕ
Цель – это что-то глобальное, поэтому целью своей работы я буду считать изучение истории российского предпринимательства.Для того, чтобы добиться своей цели, я поставлю перед собой ряд задач, который постараюсь выполнить, в заключении я проанализирую, проделанную мной работу и сделаю вывод об успешности моей деятельности:
- анализ деятельности предпринимателей России;
- анализ причин и факторов успеха;
- анализ вклада в государство;
- анализ актуальности бизнес-решений;
- анализ схожести решений различных предпринимателей;
- нахождение отличий между действиями предпринимателей;
- анализ влияния государства на развитие предпринимательства.
Я считаю, что данная работа достаточно актуальная для нашего времени. На этапе написания введения я считаю, что предприниматели в то время не сильно отличаются от современных. Конечно, отличаются условия жизни, сей- час технологии вышли на совершенно новый уровень. Проведено множество исследований человека и определение того, как лучше воздействовать на наш мозг, чтобы мы, условно что-то купили, что не входило бы в наши планы. Отличается и политика нашего государства, тип экономики. Но, несмотря на это, из анализа истории выдающихся личностей можно подчерпнуть для себя множество нового, что может поменять мое мышление. В заключении, после изучения всего это я скажу, изменилось ли мое мышление или нет.Понятно, что все источники, которые я буду использовать общедоступные и находятся в интернете, и любой желающий может к ним обратиться, как и я.Процесс своей работы сейчас я вижу так, что мне нужно будет выбрать какое-то количество дореволюционных предпринимателей, ознакомиться с их историей, сделать выводы об их ключевых моментах и сравнить. Также, необходимо понять, как само государство относилось к предпринимателям, была ли у них дружественные условия для развития, какие есть у нас сейчас.Из предложенных тем, я решил выбрать историю успеха дореволюционного предпринимателя, потому что мне интересно насколько сильно те люди отличались от нас или возможно отличий было очень мало, это я и хочу выяснить. Сложнее ли раньше было стать предпринимателем или нет, поменялось ли что-то с того времени.
1 Связь истории и предпринимательства России
Начать свою работу я хотел с изучения ключевых факторов истории, по- влиявших на развитие предпринимательства.Самое первое, с чего я хочу начать, так это отмена крепостного права 19 февраля 1861 года. Я уже хотел написать, что большая часть населения страны до 1861 года была крепостная, но какого было мое удивление, когда я решил удостовериться в своих знаниях. На самом деле статистика говорит, что про- цент крепостных был около 34% или 23 миллиона человек. Конечно, не так много, как я думал, но и не сказать, что это мало. Тем не менее эта реформа освободила много рабочих рук, можно сказать, что с этого момента Россия встает на путь капиталистической страны.Далее в 1863-1865 годах были приняты законы, которые давали право на «торговлю и другие промыслы лицам всех сословий без различия пола, как русскоподданным, так и иностранцам». Все получили свидетельства на занятие производственной и коммерческой деятельностью [1].Такие реформы давали толчок развитию хозяйственной деятельности в стране. Промышленный класс пополнялся всеми слоями населения, так раньше называвшийся крепостным человек мог стать очень богатым это подтверждается статистикой, которую я нашел на одном сайте. На нем говори- лось, что к концу XIX века. в Петербурге текстильными предприятиями владели 35 купцов, 2 дворянина, 69 мещан, 35 крестьян, а металлообрабатывающими заводами – 45 купцов, 18 дворян, 257 мещан, 192 крестьянина. Несложно заметить то, что крестьян было достаточно большое количество.Сильно меняется и купечество – самый простой мужичок может торговать чем угодно и ему по большей части без разницы что он продает, в один день это может быть одно, потом другое, он может спать где попало, но именно так, постепенно он может сколотить свое собственное сокровище.Я считаю важным отметить влияние ярмарок – центров русского предпринимательства. На ярмарках можно было купить что угодно, увидеть что-то новое. На них создавались товарищества, формировался спрос и предложение. Успешно развивалась и мелкая промышленность, хорошо дополняя то, что не охватывалось крупной. Мелкая промышленность характеризовалась мобильностью, она удовлетворяла в основном потребности сельских жителей в предметах быта, тут предприниматель сам выяснял, что нужно потребителю и старался дать это.
2 Петр Арсеньевич Смирнов
Пётр Арсеньевич Смирнов (1831—1898) — русский предприниматель, «водочный король» России, учредитель и директор Высочайше утверждён- ного Товарищества водочного завода, складов вина, спирта и русских и иностранных виноградных вин П. А. Смирнова в Москве, поставщик Двора Его Императорского Величества, поставщик дворов короля Швеции Оскара II и Великого князя Сергея Александровича. Прародитель торговой марки Smirnoff, фактически созданной его сыном Владимиром [2].Я стал интересоваться какие дореволюционные предприниматели России были в общих чертах и для более детального рассмотрения я выбрал Петра Смирнова, потому что он был выходцем из крестьянской семьи.Родился он в 1831 году, в 1860 году являлся опорой своему отцу в ведении бизнеса. У Петра были амбициозные планы, он не хотел ограничиваться только лавкой – он мечтал о собственном заводе.2.1 Подходы к производствуСамый главный принцип работы – высокое качество продукции, он требовал эффективности от своих работников, что он и получал. В начале работников было не так много, но от клиентов не было отбоя, поэтому нужно было расширяться.Второй прием – этикетки его продукции. Петр понимал, что большая часть клиентов – полуграмотные или неграмотные крепостные, поэтому он делал ставку на запоминаемость и яркость этикеток, на которой было изображена штаб-квартира.Третий прием – различного вида напитка разливались в разную тару. Можно сказать, что это больше особенность, которая выделяла Смирнова среди конкурентов.Предприниматель придумал свой отбор на предприятие. Он предлагал продегустировать свой товар, и если работник соглашался, то сразу же получал отказ.Смирнов старался хорошо относиться к своим подопечным. На его производстве не было высоких штрафов, он строил для работников жилье, больницы, хорошо платил. Из-за такого отношения ни разу на его предприятии не было забастовок, а это значит очень много.В 1877 году ему было разрешено размещать на бутылках государствен- ный герб. Также отправлял продукцию на всеразличные выставки и собирать награды.В 1886 году сбылось давнее желание Смирнова: Александр III на Нижегородской ярмарке продегустировал продукцию предпринимателя и остался так доволен, что сделал предпринимателя единственным поставщиком Двора Его Императорского Величества.К 1890 годам Петр Арсеньевич занимал 60% алкогольного рынка Российской империи [3]2.2 Влияние государстваИз-за большого оборота производства министр финансов Витте обратил внимание на эту отрасль и решил использовать ее во благо государства. В 1894 году началось введение винной монополии.Теперь государственная водка стала дешевле и более доступной потребителю. Уровень продаж из-за этого упал в 15 раз.После внедрения государственной монополии Петр Арсеньевич Смирнов управлял предприятием еще три года. Умер он в 1898 году. Семейное дело унаследовали сыновья предпринимателя Петр, Николай, Владимир, Сергей и Алексей; дела у них пошли не очень хорошо.В 1914 году был введен сухой закон, и производство пришлось перево- дить на безалкогольные напитки, а в 1918 году предприятия перешли под государственный контроль.С 1917 года начался процесс национализации: 25 октября 1917 г. был принят Декрет о земле, объявлявшей ее общенародной собственностью, 14 декабря 1917 г. был подписан первый декрет о национализации ряда частных промышленных предприятий. Банковское дело объявлялось монополией государства. Позднее были национализированы торговый флот, внешняя торговля. По декрету о национализации всех крупных предприятий (июнь 1918 г.) национализировали более трех тысяч предприятий. Крупное российское предпринимательство практически перестало существовать. У частного капитала пока оставались торговля, мелкие и часть средних промышленных предприятий.Предпринимательство в сложившейся в Советском Союзе административно-командной системе оказалось ненужным; государство признало предпринимательскую деятельность уголовно-наказуемым занятием. В эту систему не укладывались предприниматели, называемые в городе презрительно нэпманами, а в деревне - кулаками. В 1926 г. на нэпманов был введен сверхналог и заниматься предпринимательской деятельностью стало не только невыгодно, но и опасно. Сначала частник ушел из производства, а затем из торговли. В результате массового создания колхозов кулачество было постепенно ликвидировано [4].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог, сравнивая самих людей, я не могу сказать, что они сильно отличаются. Каждый успешный предприниматель должен усердно и много работать, важно, чтобы была мотивация и заинтересованность.Бизнес-решения, принятые в свое время предпринимателем актуальны, были бы и сейчас, направлены на хорошее отношении с людьми, качество продукта, особенности, которые отличают тебя от конкурентов.Те предприниматели, о которых я прочитал имели в себе экономические жилки, они думают о том, как увеличить прибыль, как расширится.В конце 19 века государство дало сильный толчок в развитии своего бизнеса, но уже в начале 20 века предпринимательство оказалось не нужным.Что объединяло многих, так это национализация их трудов.Очевидно, что сейчас все условия стали намного лучше, потому что у нас рыночная система экономики и государство всячески пытается стимулировать малый бизнес.Мне кажется, что я добился того, чего хотел – изучил этот вопрос со стороны истории и узнал для себя какие-то новые факты и сделал выводы.